09-05-12

Политика

Сначала будет «яйцо»…

Это только кажется, что каждый сходит с ума по-своему. На самом деле, наше областное руководство под воздействием официальных, полуофициальных и неофициальных центров влияния реализует так называемую «подмосковную модель развития». Ближнее и дальнее Подмосковье развиваются по до боли знакомой схеме. Вплоть до курьезных мелочей.

Проект реконструкции тверского академического театра драмы

Недавно на выборах в органы местного самоуправления в Тверской области коммунисты преподали урок «единороссам». В частности, на выборах в гордуму областного центра КПРФ опередили «Единую Россию» больше, чем в два раза, что было охарактеризовано как «тверской феномен». Ряд экспертов увидели причину произошедшего в политике губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Отдельные факты его деятельности заставили воскликнуть: «Ба, да и нижегородцам это все знакомо!».

В одной из федеральных газет сообщается, что в конце марта Законодательное собрание Тверской области приняло решение выделить 2,5 млрд рублей на реконструкцию областного Академического театра драмы. Автор проекта — французский архитектор с мировым именем Ксавье Фабр, курировавший реконструкцию Мариинского театра. Классический русский репертуарный театр должен превратиться в торгово-развлекательный центр. За зданием театра вырастет «яйцо» из стекла и бетона, которое станет высотной доминантой центра Твери. На вершине «яйца» планируется разместить ресторан с панорамным видом на город. Все это собираются устроить в Твери с самый разгар кризиса. Понятно, гигантское «яйцо» — вещь первой необходимости для гибнущей экономики региона.

А разве у нас в Нижегородской области происходит не то же самое? На февральском заседании Законодательного собрания Нижегородской области Валерий Шанцев сказал примерно следующее: «Теперь о культуре. Это всегда вытаскивало страну. Мы говорим пока о театре, а не о строительстве. Надо было строить раньше, но не было документации и участка земли. Нельзя в Народном доме ставить профессиональные спектакли. Исполнители у нас разбегутся. Другие строят театры — Саранск, Ижевск. Мы же не строим пока, но на документацию нужны деньги. У нас же специалисты уезжают в другие города. Хочу, чтобы нас поняли, качество жизни — это основа основ. И тут нельзя отставать от других…»

Через пару недель после этого правительственные СМИ заговорили о том, что осенью начнется строительство нового театра оперы и балета в садике имени Пушкина. Потом речь пошла о других сроках начала строительства — весне 2010 года. Все это, похоже, должно было продемонстрировать, что губернатор Шанцев чувствует себя суперуверенно: мы даже новые театры закладываем.

Теперь о «яйцах» и «шарах» нынешних губернаторов. Понятно, что новый театр оперы и балета будет отстраиваться (впрочем, наверняка, это только разговоры!) не в старорусском классическом стиле, а в модернистском варианте. Это будет уже не храм искусства, а что-то вроде салона искусства из стекла и бетона. Впишутся ли в новые интерьеры традиционные виды искусства — опера и балет? Будет ли там храмовое звучание голосов?

Но дело не только в этом. В проекте «Борская пойма» (он же Глобал-таун) итальянские архитекторы с мировыми именами обещали нам театр в виде стеклянного шара. Это, конечно, не яйцо, которое станет высотной доминантой Твери, но тоже ничего… хорошего.

Как все это оценивать? Наш информированный эксперт утверждает, что есть пиар-службы федерального масштаба, которые более или менее близки к администрации президента и Правительству. Без учета ситуации в регионах, конкретных экономических обстоятельств советуют всем губернаторам: мол, вы и перед федеральным руководством, и перед населением будете выглядеть убедительно, если выступите в роли культурных руководителей. Для этого желательно построить новый театр. И это воспринимается чуть ли не как руководство к действию. Яйца и прочие шары подчеркивают современность, даже европейскость губернаторов. Поэтому сейчас в моде итальянские, французские, английские архитекторы.

Губернаторы пытаются покончить с прямыми выборами глав в городах и районах. Местные представительные органы пытаются по максимуму напичкать партийцами-списочниками. Считается, что они более управляемы со стороны неофициальных партийных лидеров-губернаторов, чем депутаты-одномандатники

Вытащит ли страну такая культура? Конечно, нет. Скорее, это убьет культуру в стране. Но ведь нижегородского или тверского губернатора это вряд ли волнует. Намного важнее для них — кому достанется строительный подряд на монтаж яйца или шара.

И тут руководство Нижегородской области не блещет оригинальностью. Вот что пишут об экономической ситуации в Тверской области: «Если девяностые предприятия региона пережили в основном благодаря красным директорам еще советской закалки, теперь практически у всей тверской экономики менеджмент в Москве, а то и дальше. Социальная стабильность в регионе мало кого волнует. Строительством, например, занимается московское СУ-155, которое получает самые большие участки под застройку. А то, что местные строители загибаются, — это их проблемы».

Нижний Новгород — это, конечно, не Тверь. И у нас одним СУ-155 не обойдешься, но общий подход в Нижегородской области мало отличается от тверского. Разыгран все тот же подмосковный вариант развития.

Политическая жизнь в Подмосковье, как и в Нижегородской области, также идет по шаблону, в соответствии с советами федеральных пиарщиков. Ради укрепления позиций губернаторов между областными правительствами и местным самоуправлением практически везде развязаны позиционные военные действия. Губернаторы, в том числе и тверской, и нижегородский, пытаются покончить с прямыми выборами глав в городах и районах, заставляя всех перейти на систему, когда главу муниципалитета выбирают депутаты местного представительного органа. И они же по контракту приглашают главу администрации — так называемого сити-менеджера.

В свою очередь местные представительные органы пытаются по максимуму напичкать партийцами-списочниками. Считается, что они более управляемы со стороны неофициальных партийных лидеров-губернаторов, чем депутаты-одномандатники. Где-то, как например, в Твери, удалось даже глав областного центра выбирать на pаседании городской думы. Правительству Нижегородской области этого сделать пока не удается, а хотелось бы.

Рекомендации официальных федеральных органов тоже не добавляют стабильности в социально-экономическую жизнь регионов. Так, сейчас все — от руководителей крупных промышленных предприятий до глав разных уровней власти — ищут виноватых в том, что земельный налог существенно вырос. Примечательно, что и в Тверской области, и в Нижегородской земельный налог растет примерно одинаковыми темпами — до 16 раз. Это означает, что такую цифру в рекомендательном порядке спустили сверху. Увеличат налог на местах по высшему разряду — ударят по местным предприятиям, особенно промышленным, которые в советские времена брали землю без ограничений…

Что получается? В регионы приходят варяги под флагом либо крепких хозяйственников лужковской выучки (Валерий Шанцев), либо эффективных менеджеров из олигархических структур (тверской Дмитрий Зеленин). Они жестко действуют шанцевым инструментом или мягко прописывают капли Зеленина. Многие считают, что это сильные, самостоятельные люди, которые проводят свою некую стратегию. А потом появляется мнение, что это марионетки, которыми манипулируют все кому не лень (от федеральных властей и пиарщиков до бизнес-корпораций, охочих до монтажа яиц и шаров). Долго и трудно, но, в конце концов, до значительной части населения доходит — а ведь это временщики, которым якобы все по плечу, а на самом деле все на уровне тех же «шаров».

Виктор Деменев