09-05-12

Экономика

Тариф «антикризисный» отменяется?

Плату за электроэнергию пересмотрят не раньше следующего года

Cотрудничество поставщиков и потребителей электрической энергии всегда складывалось непросто. Кризис не прибавил особой теплоты в отношениях сторон. Потребители по-прежнему винят энергетиков в завышенных тарифах, запутанных договорах и нежелании «войти в положение». Энергетики привычно отвечают, что тарифы устанавливают не они, а региональные власти, в свою очередь, обвиняя оппонентов в юридической безграмотности. Попытки найти точки соприкосновения интересов предпринимаются постоянно.

По словам главы региональной энергетической комиссии Олега Седова, если покупать электрическую мощность круглый год в одних и тех же объемах, набирается примерно 8760 часов. «Это очень много, и такое редко встречается в реальной практике», — поясняет руководитель региональной службы по тарифам. Тем не менее для того чтобы получить самый дешевый тариф, нужно иметь за год более 7000 часов использования мощности. Чем меньше заявляешь часов — тем больше платишь. По самому дорогому тарифу (менее 2000 часов в год), предприятие, согласно теоретическим расчетам, должно работать порядка трёх-четырёх часов в сутки. Олег Седов таких предприятий не знает. Однако в условиях кризиса такие предприятия, безусловно, есть. Кто-то перешел на трехдневную неделю, кто-то вообще стоит в ожидании лучших времен. Но скидок на кризис никто делать, по всей видимости, не собирается. А между тем, разница между минимальным и максимальным энергетическим тарифом существенна — примерно полтора раза. То есть выходит, что предприятию и так плохо сегодня, так мы его еще добьем высоким тарифом? Тем более что рассчитан он для абсолютно другой экономической ситуации. Вместе с тем, по словам Седова, вводить усредненный тариф было бы несправедливо по отношению к крупным компаниям, которым тогда пришлось бы фактически платить за мелких потребителей.

Но это еще полбеды. На практике предприятия то ли по невнимательности, то ли стараясь выгадать, парадоксальным образом подписывают договора по самому дорогому тарифу, заявляя «сбытам» ежегодное использования мощности ниже 2000 часов. И оказываются в проигрыше. По словам Седова, разница между регулируемой и нерегулируемой частями тарифа в данном случае составляет 1,5 рубля за использование одного киловаттчаса. Если учесть, что в Нижегородской области сегодня действует средний энергетический тариф в размере 2,32 рубля за один китоваттчас, то потери оказываются весьма чувствительными. Кстати, в Приволжском федеральном округе тарифы выше, чем в Нижегородской области, только в Татарстане, Самарской Ульяновской областях.

Как снизить энергетические затраты?

Глава региональной энергетической комиссии говорит, что первое, с чего надо начинать оптимизирование, — внесение изменений в действующий договор об электроснабжении. Ваша тарифная группа должна определяться строго по заявке предприятия и корректироваться по факту проведенного замера потребляемой вами мощности. Затем необходимо направить в энергосбытовую компанию протокол разногласия. После чего ставится электронный счетчик с памятью, чтобы можно было снимать показания мощности без дополнительных доказательств. В третью среду декабря нужно снять эти показания и выбрать максимальное, поделить годовое потребление на эту мощность и полученные цифры отправить в конверте заказным письмом с уведомлением в энергосбытовую компанию. В следующем году это позволит платить по той тарифной группе, которая реально соответствует работе предприятия, а не навязывается поставщиком энергии. Для примера — характерный случай. Одна нижегородская электросбытовая компания (не НСК — Прим. авт.) заключила с потребителем договор по тарифной группе «ниже 2000 часов». Потребитель подписал договор, но получив первый счет, ужаснулся увиденной плате за электричество. Формально обратной дороги не было вплоть до 31 декабря. Однако потребитель оказался грамотным и произвел замер потребляемой его предприятием мощности. По словам Седова, он произвел действие «очень хитро» (как — не разглашается). И стал потребителем самого дешевого тарифа, хотя по расчетам «сбытов» должен пользоваться средним по стоимости тарифом. «Он как-то грамотно отключил свои мощности и вышел на искомую для себя цифру», — говорит Олег Седов. И стал настаивать на оплате по дешевому тарифу. Директор сбытовой кампании понимал, что цифры не соответствуют действительности. Однако формально «все было чисто». Когда потребитель показал договор об энергопотреблении за прошлый год, выяснилось, что столь же ловко потребителя обманывали «сбыты». В общем, «один-один». Олег Седов утверждает, что сегодня этот потребитель по-прежнему использует мощности той же сбытовой кампании по принципу «доверяй, но проверяй». Если же не получается договариваться со «сбытами», Седов предложил предпринимателям, которые считают тарифы для их предприятий неоправданно высокими, приходить с договорами в региональную службу по тарифам. Есть вероятность, что там вам помогут.

Разница между минимальным и максимальным энергетическим тарифом существенна. Получается, предприятию и так плохо сегодня, так мы его еще добьем высоким тарифом?

А вот и прямо противоположный случай. Некий предприниматель, занимающийся розничной продажей продуктов питания, пожаловался главе региональной службы по тарифам, что поставщик электроэнергии «Волгаэнергосбыт» установил для него плату в размере 4,2 рубля за один киловаттчас. «А вы говорите, что в Нижегородской области тариф в два раза дешевле?» — задал вопрос «в лоб» «искатель правды». «А зачем вы под ним подписывались?» — в свою очередь парировал Олег Седов. Из дальнейших разъяснений стало понятно, что подобный завышенный тариф устанавливается для предприятий, работающих не более трёх часов в сутки. Однако предприниматель настаивал, что у него «холодильники молотят круглосуточно». Это меняло дело. Если энергию потребляют круглосуточно, то должен применяться самый низкий тариф, предусматривающий более семи тысяч часов годового использования заявленной мощности (размер которого составляет 2,6 рублей). Если дело обстоит так, как рассказал предприниматель, есть смысл попытаться «сменить тарифный план». Однако это возможно только если существует договор разногласий, подписанный в конце года. Если вы со всем согласились, махать после драки кулаками практически бесполезно.

«Если кому-то станет дешевле, значит, кому-то — обязательно дороже»

Почему же стала возможна эта конкретная ситуация? Ответ прост. Энергосбытовая компания «Волгаэнергосбыт» реализует тепловую и электрическую энергию, производимую Автозаводской ТЭЦ. Поскольку основной потребитель ТЭЦ — Горьковский автозавод работает, мягко говоря, не в полную силу, на ТЭЦ начинают, грубо выражаясь, «чудить». В результате падения на треть объемов продаж стоимость электроэнергии от Автозаводской ТЭЦ «растет быстрее, чем у других сбытовых» компаний. Или, говоря более простым и менее дипломатичным языком, если дело обстоит так, как говорит предприниматель, отдельно взятые конкретные энергетики пытаются решить свои проблемы за счет потребителей. «Почему мы снижаем себестоимость, а «сбыты» — нет?» — без­ответно вопрошали Седова огорченные руководители.

С другой стороны, послабления от «сбытов», несомненно, есть. Например, Нижегородскую сбытовую кампанию в условиях кризиса вполне устроила бы подекадная оплата за пользование электричеством — то есть оплата не раз в месяц, а раз в десять дней. Предприниматели выразили пожелание, чтобы «сбыты», берущие электроэнергию у НСК, последовали примеру руководителя НСК Дмитрия Аржанова. «Давайте их вместе убедим», — согласился Седов. Однако большинству руководителей такие льготы от «сбытов» кажутся мизерными. Они хотят радикального снижения тарифов. Причем в ближайшее время. Здесь, как вы понимаете, все гораздо сложнее.

По словам Олега Седова, тарифы на 2009 год по электроэнергии формировались еще до кризисных явлений в экономике, но «даже в условиях внеплановой ситуации менять тарифы незаконно». Единственное, что можно сделать, — изменить тарифы на следующий год. Так, например, до 1 мая 2009 года региональная службы по тарифам должна направить свои заявки в федеральные инстанции, однако конкретные цифры по тарифам 2010 года будут известны не раньше конца декабря. Ждать так долго согласны немногие. Например, по словам известного предпринимателя Павла Солодкого, в условиях кризиса предприятия малого бизнеса «не могут выбрать 2000 часов в год», а потому платят за электричество в полтора раза больше, чем те, кто выбирает по 7000 часов. «Если кому-то станет дешевле, значит, кому-то обязательно дороже», — философски изрек Олег Седов. И снова предложил дождаться декабря.


дословно

Павел Солодкий, глава регионального отделения организации «Деловая Россия»:

«Абсолютно непонятно, как кафе, бары, небольшие гостиницы и торговые точки могут потреблять более семи тысяч киловаттчасов в год? Это невозможно чисто технически. Поэтому малый и средний бизнес оказался в Нижегородской области за чертой, где энергетические тарифы в полтора раза выше. Все это приводит и будет приводить к сворачиванию бизнеса. Говорят, что в апреле-мае мы уже коснемся дна кризиса. Я считаю, что это не так. Малый и средний бизнес будут падать еще очень долго. Потому что кроме мировых кризисных факторов, существуют и локальные, усугубляющие ситуацию. Что касается переплаты за потребленную электроэнергию — это и так, и не так. Да, предприниматели часто подписывают заведомо невыгодные для себя договора со сбытовыми организациями. Дело в том, что не у многих предпринимателей есть в штате юристы. Кроме того, существует мнение, что, если предприятие — естественный монополист и подчиняется напрямую государству, оно должно вести себя корректно. Никто не привык, что такие предприятия тоже могут обманывать, подсовывать документы, которые многие руководители зачастую подписывают, что называется, не глядя. К такому поведению крупных сбытовых кампаний предприниматели просто не привыкли. И третий момент — попробуйте с ними судиться! Если бы у нас действительно был рынок электроэнергии, когда уйдя от одного поставщика электроэнергии можно придти к другому. У нас же сегодня вопрос ставится так — или у тебя есть свет от нас, или у тебя его нет вообще. Поэтому, чтобы не останавливать производство, многие машут рукой и подписывают заведомо проигрышные договора. А потом начинают считать и понимают, что работают в убыток. Поэтому советы Олега Юрьевича Седова, безусловно, важны. Однако они образуют собой очень маленький коридор свободных действий для предпринимателя. Кризис — ситуация нестандартная. И когда нам говорят, что мы не можем менять тарифы в течение года, это вызывает непонимание. Когда нам предлагают через девять месяцев сесть и подумать, то хочется сказать: «А останутся ли к тому времени те, с кем думать?».

Олег Седов, руководитель региональной службы по тарифам:

«Основная проблема предпринимателей — незнание нормативной базы и определенная пассивность. Самое интересное заключается в том, что те же самые предприятия ведут себя достаточно активно в отстаивании других бизнес-интересов, однако по части энергетики поступают, почему-то, по-другому. Наверное, по старой памяти, все-таки боятся энергетиков. На мой взгляд, на сегодняшний момент делать этого уже не надо».

Сергей Анисимов