09-05-25
Политика
Диагноз: Дзержинск
Обозреватели «НГ» в НН» о ключевых проблемах нижегородской политики — пьеса на два голоса
В последнее время Дзержинск оказался чуть ли не в центре внимания средств массовой информации. Пора, как говаривал товарищ Сталин, высказаться по отдельным вопросам политической жизни города большой химии.
Виктор ДЕМЕНЕВ: Чуть ли не главным достижением мэра Дзержинска Виктора Портнова считается консолидация местной элиты. Вряд ли этот тезис соответствует действительности. У нас обычно одна элитная группировка разбивает другую и свое доминирование называет консолидацией элиты. Так произошло и в Дзержинске после октября 2005 года. Я встречался со многими практикующими политиками и не обнаружил какого-либо единства взглядов. Все они — кто более, а кто менее — критично относятся к правящему режиму в Дзержинске. Если это и консолидация элит, то с фигой в кармане. Более того, в дзержинской политической верхушке накапливаются противоречия. Снятием конфликтов там уже года три никто не занимается. Поэтому демарши депутата гордумы Дзержинска Галины Савченковой — это только начало политических процессов, которые могут приобрести неуправляемый характер.
Юлия СУХОНИНА: Какая разница, что подразумевает под словом «консолидация» победившая элитная группировка? Если после выборов мэра Дзержинска побежденные замолчали, а то и плавно влились в отряд Виктора Портнова — это вполне тянет на единение, а военная дисциплина всегда этому способствовала. Фигу при этом можно держать где угодно — в кармане, за бортом пиджака. Смена мэра никогда не означает смену мозга у местной элиты — все остаются при своих целях и интересах. Поэтому если сейчас кто-то вынул фигу из кармана и обратил ее в сторону командира, можно ждать подавления восстания. Виктор Портнов, судя по всему, является сторонником жестких мер. Все помнят его битву с Владимиром Бриккером: оглушительный удар дубинкой с надписью «Единая Россия» сделал свое дело. Теперь интересно, остановит ли коня вошедшая в горящую избу Галина Савченкова? Тем более что как любой работающий мэр Портнов явил элите не только свои способности, но и свои слабости. А, значит, открылся для удара противника.
В. Д.: Достаточно много говорится о факторе Павла Воронина (зять мэра) в Дзержинске. Если говорить о политической составляющей этого явления, то это является слабым местом мэра Виктора Портнова. Это открыто признают даже те люди, которые фактически сделали Виктора Валентиновича реальным политиком. В последнее время Павел Воронин легитимизировался в Дзержинске как публичная фигура — на довыборах он стал депутатом гордумы. Кто-то считает это роковой ошибкой мэра Дзержинска, которой воспользуются его оппоненты. Кто-то считает, что это лучше, чем держать его в тени. Дело, с моей точки зрения, не в этом. В Дзержинске появился термин, который характеризует нравы в местной элите, — «пашизм». Подобное явление, на самом деле, характерно не только для Дзержинска, но и для всей политической системы в сегодняшней России, где власть стала самым эффективным и прибыльным бизнесом. Поэтому «пашизм» — это закономерное явление, а не нечто экстравагантное. Главная задача Виктора Портнова состоит в том, чтобы конвертировать данный феномен во что-то даже усиливающее режим его власти. Например, трудоустроить Воронина либо в крупную компанию, либо на хороший пост в нижегородском правительстве. Тогда можно будет говорить не о современной версии фаворитизма, а о том, что способный молодой человек пробился не столько потому, что он зять мэра, сколько потому, что он реально перспективный человек, которому родственные связи даже мешают.
С экономической точки зрения информацию об участии Воронина в сфере ЖКХ, которая попала в СМИ, я не считаю «криминалом». Один опытный и уважаемый управленец говорил: «Портнов управляет не районом, где нет подготовленных людей, а крупным городом, так неужели нельзя было обойтись без родственников, я-то вот обхожусь». Вот только нет у этого управленца сильного руководителя в сфере ЖКХ, с которого он мог бы спросить, а не выполнять фактически за него работу.
Если сфера ЖКХ непрозрачна, то оттуда всегда будут утекать деньги. И не факт, что их будет больше, когда ЖКХ контролирует Воронин, а не кто-то другой. Не факт и то, что частным структурам утекает денег больше, чем через МУПы. Не исключаю, что мэр с Воронина может спросить, проконтролировать его, а других он в состоянии только менять с определенной периодичностью. Возможно, такие рассуждения циничны, но они не циничнее реальной политики и экономики.
Ю. С.: Могу добавить цинизма. Помнится, Остап Бендер, посетивший ради заполучения стула богадельню, тоже был возмущен «голодающими детьми Поволжья». Родня — вообще вопрос тонкий. И можно даже не сомневаться, что любой, кто замахнется на легализированного серого кардинала Виктора Портнова, получит крепкий пинок от городской власти. И судя по всему, дзержинская элита понимает, что подобные затеи опасны, поскольку будут восприняты как личные выпады. Идею удалить Павла Воронина из города осуществить будет непросто. Тем более — пристроить так, чтобы все потом говорили только о его одаренности, забыв родственные связи. И что может предложить мэр Дзержинска губернатору в обмен на кадровый рост родственника? Город химиков для фаната строительства Валерия Шанцева вообще малоинтересен. Что там есть, кроме испытывающего проблемы химического производства?
Тема ЖКХ является больной для всех городов, поэтому появление родственника в этой сфере означает для мэра двойной риск. Если будет что-то не так или с муниципальными деньгами, или с трубами-крышами — катапультированы будут оба. Правда, несмотря на то, что мэр Дзержинска во власти не сирота, губернатор Валерий Шанцев все же поддерживает Виктора Портнова. Бывших офицеров не бывает, и главе региона, наверное, очень приятно работать с человеком, который знает, что такое субординация, дисциплина, порядок, покраска травы и «упал–отжался».
В. Д.: Да, действующего мэра Дзержинска поддерживает губернатор Валерий Шанцев. Считается, что он благосклонно относится к бывшим военным, которые не рассуждают, а берут под козырек. Как бы то ни было, это важный момент для каждого руководителя муниципалитета. В целом пока есть поддержка Евгения Люлина и Ко, а также городской думы и местного отделения «Единой России». Хотя те же силы имеют и ряд претензий к Виктору Портнову. В чем состоит дестабилизирующий момент? В области активно проявляет себя политическая группировка, которая с помощью компромата и разного рода посулов (методом кнута и пряника) оказывает давление на ряд руководителей МСУ. Скорее всего, Портнов оказался или скоро окажется в их числе. Об этом свидетельствует факт несогласования секретарем местного политсовета Сергея Клейменова. Вряд ли это можно считать началом многоступенчатой операции по отстранению Портнова от рычагов управления. Видимо, Виктору Валентиновичу просто навязываются некоторые условия — мол, поддержим, если замом поставишь определенного человека, а иначе будем активно мешать. Виктору Портнову придется делать выбор. На этой почве возможно появление и других если не центров, то центриков влияния, усиления раскольнических явлений и прочих прелестей политической борьбы. Тем более что в Дзержинске всегда были группировки, а на трех политиков всегда приходилось четыре мнения.
Ю. С.: Мнений может быть хоть пять. Главное — знать, кто заглянул на огонек в предвыборный город. Губернатор Валерий Шанцев в политическом плане скучен, как асфальтоукладочный каток, — после него все ровно и серо. Основательность катка уже однажды уступила игре депутатов Госдумы Александра Хинштейна и Романа Антонова в вопросе руководства регионального отделения «Единой России». Губернаторский каток был спущен под откос. У этих молодых политигроков могут быть свои кандидатуры и на пост секретаря городского политсовета, и на пост мэра Дзержинска. В городе у них есть свои люди. Плюс эта пара совсем не серых кардиналов имеет обыкновение поднимать своих людей, помогать им. Пока на поверхности только одно имя — депутата Законодательного собрания Нижегородской области Виктора Сопина. Это соратник Романа Антонова еще по «Российской партии пенсионеров», сейчас «единорос»-одномандатник, избранный от Дзержинска. Сопин работал в руководстве Дзержинска, но его нельзя назвать своим для нынешней руководящей дзержинской элиты. Виктор Сопин не присутствует в городском политсовете, и при нынешнем составе отделения ему ничего не светит. Поэтому политигроки не станут распылять свои силы ни на всю тысячу дзержинских «единороссов», ни на полтора десятка человек в местном политсовете. Тактика выбрана другая: можно сосредоточиться на одном «единороссе». Именно на том, у которого многое поставлено на карту.
Зная, как по-хозяйски управляется городское отделение и какие при этом обычно допускаются ошибки, достаточно поставить под сомнение правомочность последней конференции, в ходе которой был избран новый состав политсовета — более верный, без лишних людей. Это стало поводом не согласовать Сергея Клейменова секретарем дзержинского политсовета и щелкнуть по носу Виктора Портнова, который из любви к дисциплине может быть сориентирован только на губернатора. И проверка ошибок продолжается, что, безусловно, играет на нервах. Поэтому не надо пока загадывать, к чему приведет эта многоступенчатая операция, которую дзержинским властям делают без наркоза.
В. Д.: В Дзержинске назревают перемены. Другой вопрос — созреют ли они к выборам мэра и депутатов городской думы? Кто-то видит последствием перемен смену первых лиц. Мол, Владимир Бриккер и Виктор Портнов были из военных, а сейчас нужен экономист. Другие считают, что должен прийти человек из бизнеса. Но есть и более радикальный взгляд на происходящее: мол, с 1998 года в городе функционирует одна и та же система. Бриккер сменил антипода Трофимова, Портнов сменил антипода Бриккера, но по сути ничего не изменилось. Власть остается прибыльным бизнесом. И в идеале перемены должны привести к тому, чтобы прервать эту последовательность. Думаю, что как максимум в Дзержинске произойдет смена персоналий, а как минимум — ничего не изменится. И в гордуме появятся новые люди, которые попытаются не менять правила игры, а использовать их в своих интересах.
Ю. С.: Дзержинск никогда не был простым городом. Город сюрпризов оставался таким на выборах, в экономике и при неблагоприятной розе ветров.
Виктор ДЕМЕНЕВ,
Юлия СУХОНИНА