09-05-25

Политика

Кто лает, а кто лижет

Ответ оппозиционных «политсобак» кремлёвским кинологам

В номере газеты «Нижегородские новости» от 5 мая 2009 года была опубликована примечательная статья под названием «Собачий лай». Этот текст можно считать эпохальным: существование оппозиционных газет, наконец-то, официально признано, официально заклеймлено позором и официально названо — «сучьим племенем политсобак». Началась информационная война.

В своей небольшой статье политолог Константин Матвеев изложил собственное видение региональной журналистики, согласно которому все политологи и политические аналитики существуют между двумя центрами — объективной любви и уважения к губернатору за всё то, что он для нас сделал, и субъективной злобы к нему же, появляющейся безо всяких на то оснований. Несмотря на наступившую по всем фронтам стабильность и великолепие метромостов и цирков.

Давненько не появлялись в региональной печати такие тексты — обиженные, грубые, насыщенные жаргонной и оскорбительной лексикой. Политолог Матвеев отыгрался за всё и за всех. Странно, что именно он… Ну да ладно.

Вся эта ситуация напомнила небольшое время в отечественной журналистике, когда власть позволяла себе вести с критиками публичную переписку: вспомним, например, хрестоматийную полемику императорской «Всякой всячины» и новиковского «Трутня» образца XVIII века. Екатерине тогда хотелось быть просвящённой монархиней. Правда, длилось это недолго. Пока не надоело играть в либерализм.

А вот в Нижегородской области всё только начинается. Сначала давили экономически, теперь вот доросли до информационного прессинга. Решили своим же оружием врага раздавить — работают с общественным мнением. Но симметричного ответа так и не получилось. Мы им — про МСУ, они нам — про рейтинги. Мы — про ФОКи, нам — про кормушки. За кого принимают кремлёвские ротвейлеры нижегородцев — остаётся только догадываться.

Отвратительно главное: как этот образчик откровенного, дворового, низкопробного хамства мог быть официально опубликован? Более того, в печатном органе Законодательного собрания? Вразрез с базовыми нормами профессиональной этики.

А вообще-то… Когда у власти такие защитники, становится ясно, почему у неё так много критиков.

 

Эмилия Новрузова
шеф-редактор «НГ» в НН»

 

Увидевшее свет «мнение» мне лично незнакомого «политолога Константина Матвеева» — это просто срыв крыши и откровение. В принципе, после оприходования такого перла проправительственного агитпрома надо спустить воду и вымыть руки, но мы, так и быть, откомментируем.

Вообще, мало кто питает слабость к прочтению придворной прессы. Просто потому, что мысль о том, что при нынешнем губернаторе коровы стали чаще телиться и больше давать молока, кажется не очень правдоподобной. В труд сельского работника — верим, а во влияние губернатора на надои и восход солнца — верить не получается. К тому же все эти агитпромовские приемы по описанию каждого губернаторского шага, «бурных и продолжительных аплодисментов, переходящих в овации», не очень свежи. А собирание наград, в том числе за освоение космоса только дополняет картину.

Возможно, губернатора устраивает стиль работы его подчиненных с неподконтрольной ему прессой: прописываются преследования с помощью правоохранительных органов, отказ в аккредитации и получении информации, а теперь вот апогей профессионализма — статья «политолога Матвеева». И рубрика была подходящая — «Мнение». Ну, понятно, чье «мнение» может публиковать правильное издание. Таких текстов, состоящих из бессильной злобы, некомпетентности, оскорблений в адрес коллег и бесконечных поклонов перед губернатором можно написать за один вечер на год вперед. Ну, чтобы правильной прессе было чем забить колонку «Мнение» как раз до конца срока полномочий Валерия Павлиновича.

Кстати, совершенно непонятно, откуда взялся этот «политолог Матвеев». Мир местных «доморощенных политобозревателей» так тесен, что все друг друга знают. Матвеев сам пишет, что «клички и фамилии этих местных мосек давно известны всем мало-мальски грамотным нижегородцам». Однако комплимент. Who is господин Матвеев? Скорее всего, это новая звезда политологии, вспыхнувшая в недрах региональной агитслужбы, или кто-то от природы скромный, но под псевдонимом откровенный. Стиль какой-то пенсионерский, но зато все как на духу: коллеги, мол, — «шавки», «сучье племя политсобак», продажные «моськи» и «отодвинутые от кормушки» «цепные псы».

Кстати, непонятно, за что так досталось собакам? Хочется заговорить словами булгаковского Шарика: «Чем я ему помешал? Неужели я обожру совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь! Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди…»

Ну, после оскорблений оппонентов и прочих кривляний полагаются комплименты в адрес начальника. Очарователен этот священный трепет, стук лбов в пол, переходящий в продолжительные овации. Матвеев напоминает нам о том, что вот раньше ему жилось хуже — беспокоили не такие шикарные бюджетные показатели, полное отсутствие строительства и драки в общественном транспорте. И все нижегородские губернаторы, начиная с Бориса Немцова, были ужасны. То ли дело Валерий Павлинович. При нем на нас наступила политическая стабильность, чьи признаки налицо. Некоторым стабильность наступила на горло — предсмертные хрипы местного самоуправления, которому уже пришлось попрощаться с правом распоряжаться своей землей, рядом финансовых полномочий, а местами даже и с всенародными выборами глав. И ситуация с региональным отделением «Единой России», в которой смешались уголовное дело по продаже здания Дворянского собрания, перетягивание одеяла при рекомендации кандидатуры секретаря политсовета, год без руководителя и появление нескольких центров влияния. И временами даже публичное пикирование с нижегородской мэрией. Странно, что за такую стабильность в Москве еще не дали медаль. А по неофициальным данным, дали, но не медаль.

По-детски радуется политолог Матвеев нижегородскому цирку, новым больницам, школам, детсадам, клубам, «шанцевским» физкультурно-оздоровительным комплексам и «достроенному» метромосту. Возможно, политолог погружен в агитпром стационарно, а потому не знает, что метромостом пока еще нельзя пользоваться, часть социальных объектов заморожена, бюджет ожидает серьезное секвестирование, а ФОКи строятся на деньги налогоплательщиков.

Слова о достижениях губернатора вообще трогательны. Это откровение от чистого сердца: глава региона у нас не просто так тут сидит, он еще и дела делает. Добрые. Все, кто думали до этого момента о том, что быть губернатором — работа и череда обязательств, могут пойти в сад. Потому что это добрые дела, и не надо на них брызгать слюной. Кстати, кроме политобозревателей в ряды врагов добрых дел губернатора записаны и депутаты. Простите, господин Матвеев, «своры» депутатов.

Под занавес аналитического шедевра политологу Матвееву опять навязчиво мерещатся «звериные оскалы», «злобный лай» и команда «фас». Ну что ж, у нас ведь свободная страна — кто-то лает, а кто-то лижет.


Цитируем «Нижегородские новости»:

«Многим нижегородцам наверняка приходилось встречать на улицах родного города стаи собак, облаивающих мирно идущих прохожих. Чаще всего лают собаки бродячие. Но бывает и так, что какой-нибудь нерадивый хозяин науськивает своих псов, чтобы держать их в тонусе.

В последнее время подобное «гавканье» все громче раздается со страниц ряда оппозиционных губернатору Валерию Шанцеву газет и интернет-сайтов. В роли «политсобак» там выступает практически один и тот же уже набивший оскомину набор доморощенных политологов и политобозревателей, как они себя сами именуют.

Эта собачья свора пытается по самому малейшему поводу и без повода «куснуть» губернатора. Даже все трудности мирового финансового кризиса готовы списать на Шанцева, будто бы он организовал этот кризис.

Особая радость для этой публики — откопать какой-нибудь неприятный для региона рейтинг или результат соцопроса. Действуют по принципу: «опросы населения проводятся для того, чтобы население знало, что оно думает».

«Губернатор Шанцев для подобной братии неудобен: воюет он разве только что с разгильдяями да нерадивыми руководителями. При Шанцеве в области наступила политическая стабильность. Он пришел в регион работать, стал наводить порядок, делать реальные дела. Пока «сучье племя политсобак» достает всех своим нытьем, Шанцев в разы увеличил областной бюджет. Достроил метромост и цирк, о чем нижегородцы не могли и мечтать при предшествующих губернаторах. Все в большем числе райцентров области действуют шанцевские ФОКи».

«Очевидно, что многим бывшим «хозяевам» региона Шанцев наступил на хвост, отодвинул от кормушки, которая позволяла им жировать за счет остальных сограждан-земляков. Таким экс-«хозяевам» очень хочется вернуть область в дошанцевские времена, когда им жилось тепло и вольготно. Не получается — так хотя бы облаять. Благо, что на местной псарне постоянно просит косточку и стоит на задних лапках целая свора «политсобак».

Понятно, что от досужего тявканья подобных шавок никогда и не ждешь ничего доброго. Сами-то эти цепные псы реально хоть что-то сделали полезного и хорошего для нашего города? Да ничего! Ни-че-го! Пока другие работают, созидают, они только и делают, что брызжут слюной, выдавая себя за знатоков политики, экономики, культуры, градостроительства, всего и вся в нашей жизни.

Периодически этому лаю подвывает и хор депутатов. За что они отвечают? Чем запомнились? Что сделали? По слухам, все эти своры группируются вокруг нижегородского мэра, у которого не за горами выборы.

У своры политсобак пластилиновые принципы и души. Свой воинствующий и продажный дилетантизм они стремятся превратить в профессию, в способ добывания хлеба насущного. Для них хозяин тот, кто предложит пожирнее косточку в долларовом эквиваленте. И тогда команду «фас!» эта свора встречает со звериным оскалом и злобным лаем в любую указанную пальцем хозяина сторону».

Константин МАТВЕЕВ,

политолог «Нижегородские новости», 5 мая 2009 года

https://www.nnews.nnov.ru

Андрей Пономарев