09-06-01

Политика

Предвыборная химия Кстово

Местное самоуправление: политический портрет

В преддверии муниципальных выборов принято вспоминать, что в Нижегородской области, кроме Нижнего Новгорода, есть и другие города и районы, живущие насыщенной политической жизнью. Уже напомнил о себе Дзержинск, настала очередь другого города химиков — Кстово.

Политические цветочки и ягодки

Только снобы могут думать, что региональная политика сосредоточена в Нижегородском кремле. Чтобы убедиться, что это не так, — достаточно заглянуть в крупнейшие города и районы региона, чтобы понять, что там кипит своя жизнь: крики о рейдерстве, борьба за власть, укатывание в асфальт оппозиции и превращение местного отделения «Единой России» в орудие расправы. На прошлой неделе о себе напомнил Кстовский район.

На гербе этого района изображена земляника, так как название райцентра образовано от мордовского названия этой ягоды, но сладкая политическая жизнь там не для всех. Будучи ареалом обитания «Лукойла», эта территория долго находилась под влиянием политических амбиций компании и «правых» лиц, близких к ней. Правда, когда дело касалось муниципальных выборов, оказывалось, что компании это слабо интересно: вот выборы в Госдуму или региональный парламент — другое дело. Возможно, именно поэтому местное отделение «Единой России» долго не могло сориентироваться и даже входило в клинч с региональными вождями. К выборам схватка приобретала клинические признаки, и, в итоге, делались ставки на фигуры абсолютно чужие. Так, на выборах главы местного самоуправления Кстовского района вместо местного коммунальщика Олега Молькова отделение официально поддержало «варяга» Владимира Тришина, экс-главу Дивеевского района. Двумя годами раньше на выборах в Госдуму вместо своего Юрия Щербакова «Единая Россия» активно агитировала за нижегородца Алексея Лихачева из СПС. И на выборах мэра Кстова повторилась та же картина — среди местных популярных депутатов-«единороссов» вдруг возникла фигура беспартийного нижегородца Владимира Панова. Параллельно отвергнутые кандидатуры поливались воспоминаниями об их небезгрешном прошлом.

Тем не менее, в 2005 году Кстовский район возглавил коммунальщик Олег Мольков. Это была кампания, в которой не сумел сыграть свою роль новый губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Кого он вообще знал тогда в регионе? Однако выбор главы Кстовского района не мог его не радовать, потому как в глазах местной элиты приемы Молькова и Шанцева схожи по активности и силе натиска. Территория, имеющая репутацию финансово крепкой, граничащая с Нижним Новгородом и имеющая площадки для перспективной застройки, как жилой, так и промышленной, а также все виды подъездных путей — разве не чудо?

О каких-то хозяйственных подвигах главы Кстовского района на региональном уровне не слышно. Зато на федеральном уровне были отлично видны трепетные отношения Молькова с органами МСУ города Кстова. А все потому, что на голову главы Кстовского района свалился федеральный закон 131, принесший разделение района на «город» и «деревни». Закон — он ведь как бритва: кто-то ­использует ее для приведения себя в приличный вид, а кто-то зальет все кругом кровью. И вот в Кстово эта политическая бритва чиркнула по местному самоуправлению. Эксперты считают, что победа над неудобным мэром и городской думой — это главный политический трофей главы района.

Вопрос о дееспособности кстовской гордумы, избранной в октябре 2005 года, возник в декабре 2006-го. Тогда промольковская половина состава гордумы постепенно складывала мандаты в знак несогласия с политикой го­родских властей. Мэр Кстова Владимир Панов, полномочия которого грозили прекратиться вместе с полномочиями гордумы, настаивал на экономии бюджетных средств и предлагал признать гордуму неправомочной, на основании чего просто объявить довыборы и таким образом сохранить свой пост. Однако его политические оппоненты из числа сторонников главы Кстовского района Олега Молькова настаивали на полном обновлении состава гордумы из расчета не пропустить в нее повторно Владимира Панова и его людей. После череды судов гордума была признана неправомочной и распущена.

Кстовская элита, в условиях самоустранения из муниципальной политики «Лукойла», ориентирована на главу района и признает, что попытка вторжения чужака в ЖКХ — это прямая политическая угроза главе района

Происходящее, видимо, слабо интересовало региональные власти, которые демонстрировали полное равнодушие к происходящему. Выданный карт-бланш районные власти использовали на полную катушку, наведя порядок железной рукой. Если бы вы были на первом заседании вновь избранного представительного органа Кстово, вы бы поняли, почему некоторых руководителей называют «железобетонными». Олег Мольков, все же получивший в гордуму нескольких оппозиционеров, сумел удержать все под контролем и с помощью не самых тонких политических приемов обзавелся не только своей гордумой, но и лояльным мэром, с которым ему теперь сухо и комфортно. Железная хватка и правильные юристы — вот залог успеха.

Губернатору Валерию Шанцеву, увлеченному инвестированием, строительством и престижем региона на международных выставках, видимо, не хотелось размениваться на каких-то кстовских депутатов, которые, как унтер-офицерские вдовы, сами себя высекли и от полномочий отказались. Вероятно, поэтому Молькову велели сделать все гладко и тихо, чтобы районные скандалы не печалили чело губернского начальника. И он сделал. Тогда в Кстово воцарилась тишина. Правда, ненадолго.

Такое вкусное ЖКХ

Пока региональные власти решают, когда им удобнее муниципальные выборы — в марте или октябре 2010 года — органы МСУ уже приняли предвыборную стойку. Нижегородское отделение «Единой России» готовит список достойных партийной поддержки на выборах. Правда, главе территории мало попасть в этот список — нужно еще и покрепче сжать пальцы на горле возможной оппозиции, а также провести ревизию собственных сторонников на территории в столь ответственный момент. А согласно веяниям нового времени серьезным инструментом в руках главы района является не только местное отделение «Единой России», но и сфера ЖКХ. Вот он — синтез финансового, административного и социального ресурса, который любой глава МСУ старается держать под контролем. На прошлой неделе выяснилось, что в Кстовском районе вокруг этого ресурса начался скандал.

Общественность узнала о происходящем в кстовском ЖКХ только после того, как в прессу попало открытое письмо от генерального директора ООО «Нижегородская управляющая энергетическая компания» Александра Карлышева на имя губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева о рейдерском захвате администрацией Кстовского района ООО «Кстовской управляющей компании» (КУК). В качестве «захватчиков» автор письма назвал главу Кстовского района Олега Молькова и его заместителя по ЖКХ.

Объект интереса выбран, безусловно, вкусный. КУК была создана в 2007 году, разумеется, с благословения районных властей. В число ее учредителей вошли 11 подрядчиков с различными долями в уставном капитале. Единственный муниципальный участник общества — МУП «ДЕЗ ЖКХ», имеющий 15% от уставного капитала. Наибольшей долей обладает ООО «Кстовский ДЕЗ», имеющий 29,55%. У КУК договор с жителями города Кстово до 2013 года, компания выступает заказчиком перед 21 подрядной организацией и обслуживает 1,3 млн кв. м жилья, годовой оборот в 2008 году составил 600 млн рублей, а балансовая прибыль — 4 млн руб. При этом КУК работает без кредитов и долгов. Расстраивал только директор — Александр Антилофьев, который так увлекся хозяйственной деятельностью, что стал забывать об интересах районной власти. Например, КУК взяла курс на излишнюю социальную справедливость и пересчитала тарифы за отопление в ходе теплой зимы. В каких городах и районах Нижегородской области это еще было сделано? Но потом случилось предсказуемое и знакомое — бурный натиск и подключение юристов.

Катализатором происходящего стала попытка Александра Карлышева, который, помимо бизнеса, еще и в политику играет, возглавляя нижегородское региональное отделение «Патриотов России», в феврале 2009 года приобрести 60% основного владельца долей КУК — ООО «Кстовский ДЕЗ» — у одного из учредителей, Александра Ивашина. Правда, когда процедура покупки вступила в стадию регистрации, выяснилось, что Ивашин уже давно продал свою долю. Когда продавец и покупатель начали разбираться в ситуации, они поняли, что сделка осу­ществлена с подделыванием подписей и по старому паспорту Ивашина, который он сменил год назад. Результатом такого открытия стал иск в Автозаводский районный суд Нижнего Новгорода к неведомому покупателю, а также заявление в РОВД Сергачского района Нижегородской области, где уже возбуждено уголовное дело по факту мошенничества и идет проверка. Однако из-за смены основного собственника у ООО «Кстовский ДЕЗ» появилось два директора — Ольга Шупилова, представляющая интересы нового владельца и якобы районных властей, и прежний руководитель Дмитрий Шувалов. Спор сторон будет решаться в Арбитражном суде Нижегородской области.

Так как основной предмет интереса — это КУК, поэтому события продолжали ­развиваться. Два представителя этих двух директоров появились на общем собрании совладельцев КУК 6 мая и приняли участие в голосовании по избранию нового директора компании. В итоге появилось два протокола, а посланцы Ольги Шупиловой оказались проворнее и первыми зарегистрировали документы. Так в КУК тоже появилось два директора — прежний Александр Антилофьев и Ольга Шупилова, у которой теперь есть право подписи и распоряжения счетами и активами компании. Забывший про районную власть Александр Антилофьев был отстранен от руля.

Олег Мольков, получивший в гордуму нескольких оппозиционеров, сумел удержать все под контролем и с помощью не самых тонких политических приемов обзавелся не только своей гордумой, но и лояльным мэром, с которым ему теперь сухо и комфортно

Все, что смог прежний директор «Кстовской управляющей компании», — так это ­обратиться в ОБЭП УВД по Канавинскому району Нижнего Новгорода, который сейчас проводит проверку по факту возможной неправомерной смены руководства КУК. До получения результатов этой проверки заморожены все действия с ЕГРЮЛ (единым государственным реестром юридических лиц) относительно КУК. То есть предполагавший войти в ­кстовское ЖКХ Александр Карлышев должен дождаться решения всех судов и проверок, и только в случае их разрешения в пользу прежнего руководства может вступить в права собственности 60% «Кстовского ДЕЗа» и 30% «Кстовской управляющей компании». А пока суд да дело, Антилофьев переживает за КУКовское имущество и счета — как бы не появилось долгов.

Большие амбиции малых партий

Власти Кстовского района свое вмешательство в создавшуюся ситуацию отрицают, называя ее «внутренним конфликтом учредителей», однако, судя по схеме, влияние пришло явно извне, а не в результате раскола. А, судя по стилю, возможно, оппоненты районных властей и имеют основания думать о захвате. Кстовская элита, в условиях самоустранения из муниципальной политики «Лукойла», ориентирована на главу района и признает, что попытка вторжения чужака в ЖКХ — это прямая политическая угроза главе района.

Мольков сам пришел к власти из коммунальных структур, а потому знает все прелести этого рычага власти. Он прекрасно понимает, что свой огород надо держать в неприкосновенности, тем более перед выборами. А в свете того, что политологи видят Александра Карлышева возможным кандидатом на пост главы Кстовского района — тем более.

Судьба лидеров малых партий, остающихся обычно за бортом на федеральных, региональных и муниципальных выборах, незавидна, но может в скором времени претерпеть изменения. Уже крутит штурвал в бедной Кировской области правый губернатор Никита Белых. Уже обсуждается встраивание в Госдуму вменяемых партий, которым преодоление семипроцентного порога на выборах может только сниться. На региональном уровне амбициозным политическим малышам ничего не предлагается — «Единая Россия» стремится к монополии в представительных органах, выдавливая даже коммунистов.

Но среди лидеров таких партий может найтись азартные и амбициозные игроки, которые если и проиграют, то попортят много крови победителям. Видимо, глава Кстовского района Олег Мольков в следующем году получит такого соперника. Причем соперника, по фактуре и стилю очень похожего на него самого.

Андрей Пономарев