09-06-08

Культурный слой

Коты-космополиты

Ох, нечасто театры используют в спектаклях «живые» составы музыкантов. Даже в мюзиклах, где, казалось бы, появление музыкантов на сцене оправдано. И объяснений тому можно найти немало — и нерентабельно, и отсутствует приличная звукоусилительная аппаратура, и не подготовлено сценическое пространство.

Однако в спектакле нижегородского ТЮЗа «Бременские музыканты» пазлы счастливо совпали: прекрасную музыку Геннадия Гладкова представляет рок-группа Cosmocats, состоящая из выпускников местной консерватории. Стены столь высокого заведения заставляют «Космических котов» музицировать изощренно, дилетанству здесь не место. С другой стороны, для них участие в спектакле — отличный шанс расширить свою пока немногочисленную аудиторию поклонников.

Музыка как секс

С гитаристом Cosmocats Сергеем Данило­вым, по прозвищу «Волшебник», мы приятельствуем уже года полтора. С тех пор, как я пригласил его подыграть на последнем альбоме моего «Хронопа», что он и сделал не без блеска. Правда, придется оговориться, что в «Хронопе» он играл на скрипке, по скрипичному классу и окончил консерваторию, а в Cosmocats востребован, в основном, как гитарист.

Интересуюсь, насколько его привлекает на театральной сцене исполнение чужой музыки, и он реагирует мгновенно:

— Для меня каждый новый день в театре — это новая публика, а значит, новые ощущения, новые акценты и как следствие — всегда актуальный для «здесь и сейчас» темп музыкального повествования. Таких потоков энергии, как в театре, на редком концерте найдёшь. Тебе даже не надо «наигрывать» материал, ты входишь в него целиком, плотью ощущая партнёров. Да, напрашивается слово «секс», и это при том, что спектакль вообще-то детский. Аранжировку, используя оригинальный клавир Гладкова, мы придумали сами. И притирок с актерами у нас не было, понимание пришло как-то сразу.

…Ольга Шайдуллина, музыкальный руководитель ТЮЗа, вспоминает, что на первом же спектакле на басиста Егора упал актер, играющий Петуха, — у его велосипеда отвалилось колесо. Но оба исполнителя остались живы и доиграли спектакль до конца. Хотя Петух и получил легкое ранение.

Что же до приглашения Cosmocats в спектакль, то Ольга не скрывает своей любви к участникам группы, и обратилась к ним как к своим вчерашним однокашникам. Поэтому и на репетициях понимали друг друга даже не с полтакта, а с малюсенькой восьмушки. Хотя по ее наблюдению, в период работы над спектаклем музыканты группы прошли несколько этапов — поначалу снобизм, который так присущ консерваторцам, потом уважение к талантам и труду артистов и режиссера, а далее — удовольствие от «совокупления» с актерами, зрителем и великолепной музыкой Гладкова.

В золотое время русского рок-н-ролла среди андеграундных музыкантов бытовало предубеждение против консерваторского образования — будто бы оно вредно для рокеров. Я не мог не поделиться им с Даниловым, но он его отмел, как рудиментарный предрассудок.

— Конса (консерватория. — Прим. автора) тут ни при чём. Думаю, образование приучает прежде всего к самокритичности, тогда как рок-артист подкупает прежде всего некоей личностной завершённостью. Знаешь, я верю, что среди коренных жителей Крайнего Севера есть талантливые для своей местности поэты-самородки, но, владея языком на уровне «меня твоя понимай», сложно убедить искушённую Пушкиным и Мандельштамом публику глубиной своей строки.

Кто у нас в роке супермузыкант? Пол Маккартни? Увы, он талантливейший, но все же самоучка из мира поп-музыки. Есть ли у него шанс встать в один ряд с Прокофьевым (практически современником!) или хотя бы Шубертом — это большой вопрос.

«Яичница не вдохновляет»

Замечу, что истоки группы Cosmocats следует искать в коллективе JazzaNovaQuintet, под таким названием консерваторцы исполняли популярную музыку в ресторанах Нижнего. Когда они заиграли мелодии собственного сочинения, название захотелось сменить. В четырехлетней истории Cosmocats были и концерты в «Тинькове», и исполнение в большом зале консерватории «Рок-мессы» Бернстайна, и уличные выступления на Большой Покровской. Кстати, ключевые участники Cosmocats —Данилов и басист Егор Баранов познакомились как раз на «штырке» (так музыканты называют уличные халтуры).

Сегодняшние песни Cosmocats — это коктейль из поп-джаза, тяжелого фанка и танцевальной музыки. Мне удалось расслышать в них и эстрадные интонации Агутина, и вальяжную расслабленность De Phazz, и острую ритмичность нью-рейва. Музыканты ищут свой стиль, свою линию. В качестве источников вдохновения они указывают Incubus, Muse, Daft Punk, Jamiroquai, Майка Паттона и даже Pink Floyd.

Кроме уже перечисленных Данилова и Баранова, сегодня в состав Cosmocats входят Иван Новожилов (вокал), Александр Симканич (клавиши) и Антон Федоров (ударные).

— Сергей, почти все участники Cosmocats родом не из Нижнего. А вместе вы ощущаете себя нижегородской группой?

— Основой нашего бэнда всегда была любовь к совместной игре, к джему без стилевых рамок. И когда я предложил для него название Cosmocats, кстати, больше в шутку, я как раз хотел оторваться от любых привязанностей. Ощущение «космо», естественно гармонировало с «космополитом». Мы и есть космополиты, и Immigrant Song задаёт нам темп дыхания. Да, мы всего лишь пару дней в году бываем дома. Старые дружеские связи рвутся в силу того, что ты сам быстро меняешься, а новые стремительны, но не глубоки. Какого-то знакового отличия «нижегородской рок-школы» я не замечаю. Не думаю, что местные музыканты сильно выиграют, когда пустят дешёвый поезд, доставляющий до Москвы всего за три часа. Местное болото редко рождает жар-птиц, а в открытом океане это только стало бы заметнее.

— Какое твое худшее и лучшее впечатление от сегодняшней российской рок-музыки?

— Мне кажется, мракобесы уходят с большой сцены. Все эти эмо-корщики канала А1, что звучат громко и немузыкально. Сколько можно реветь белугой и рычать в пустоту?!

С начала года мне вдруг стало везти на концерты, после которых остается ощущение света и праздника. Какими же вдохновляющими были выступления «Фруктового Кефира», SunSay (половинка «Пятницы» — Прим. автора) и местной группы Ciao Tutti. Вот это, пожалуй, те коллективы, вместе с которыми мы бы хотели выступать в одной связке.

— Что, по-твоему, происходит с русским роком?

— Русский рок, по-моему, потерял своего активного слушателя как только в наш городок приехал условный Wal-Mart, и частные уютные рок-лавочки встретились с вопросом формата. Это раньше собрать рок-группу было таинством с весьма туманными перспективами на дебютное выступление. Сейчас же любой начинающий музыкант точно знает, какой инструмент и какая примочка на топе, а формат точно диктует не только, сколько куплетов-припевов-соляков, но и строгие рамки мелодии. В итоге русский рок изменяется, распределяясь по нишам: world music, бардовская песня, романсы, этно, поэтическая мелодекломация. То есть каждая запись найдёт своё точное место на полочке.

— Однако в золотую эпоху русского рока часто появлялись исполнители с посылом — Гребенщиков, Цой, Науменко, Ревякин, Башлачев, а сегодня — исключительно развлекатели…

— Рок-н-ролл как форма протеста — уволь, бесконечно слушать утомительно. Песни революции интересны только во время революции, дальше — в музей. Время СашБаша и Ревякина безвозвратно уходит. Однако «Кино» — чем не развлекательная группа? Лаконичные аранжировки, убедительный мелодии. Подобный актуальный коммерческий нью-уэйв с прямой дэнс-бочкой долго ещё будет звучать.

— Случалось ли, что Cosmocats вдохновляли на творчество немузыкальные вещи?

— Наверное, мало в нас битловского, и приготовление яичницы никак не вдохновляет нас на сочинение Yesterday. Мы не относим себя к богеме, и в состояние творчества входим обычно через двери именно искусства, а не повседневных деяний. Бытовуха не вдохновляет, она лишь обязывает. Но вот в состоянии восприятия искусства божественное видится абсолютно во всём. Основная тема созерцания и опевания — несомненно, любовь, причем во всех своих проявлениях, даже самых смешных.

«Взмах бабочки провоцирует…»

— Вроде бы все было сыграно в шестидесятые и окончательно доиграно во времена «новой волны» — постпанка, нового фанка, ска. Стилистика, казалось бы, исчерпана начисто. Что помогает двигаться дальше?

— Знаешь, некогда постулировалось мнение, что Гендель завершил пик развития современной благородной музыки. Никто не ожидал пришествия Венской Классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен), романтиков (Шуберт, Шуман, Берлиоз, Мендельсон, Дворжак), открытия вселенной Баха, а также импрессионизма, додекофонии, модерна, новоорлеанского джаза, кула, рок-н-ролла. В музыке и сегодня все еще происходят революции. Ведь она каждый день отвечает на современные духовные потребности человека, мутируя вместе с ним. Но современному музыканту не следует гнаться за модным течением, да и никогда не нужно было. Достаточно вдохнуть воздух, и ты уже часть общего потока, и если есть что сказать, — найдутся те, кто выслушает.

— Читал одно интервью с Cosmocats, в нем кто-то из вас сказал, что «самым полезным настроением для творчества является депрессивное». Мол, «без него не пишутся хиты!» Это так?

— Это высказывание Жорика Баранова. Могу с ним отчасти согласиться. Порой, особенно после ряда неудач мир перестает казаться совершенным, и личность замыкается на своей «страдальческой» стороне. И тут вдруг обнаруживается нечто уникальное и самобытное, что само ложится на бумагу.

— У вас на сайте вывешено немало треков. Когда появится дебютный альбом Cosmocats?

— Сомневаюсь в обязательности этих царапок на болванках. Сейчас все слушают исключительно мр3-файлы. С появлением быстрого интернета публика гораздо активнее скачивает отдельные песни, нежели целые альбомы. Для Cosmocats скорее актуальна новая концертная программа, а также интернет— или радио-хиты. Мы, конечно, все же записываемся, но не особенно понимая — кому это нужно сейчас? Хотя если бы дядя с добрыми глазами обратился с предложением типа «чем бы вам помочь? может, альбом проспонсировать?», кто бы из нас отказался! (смеется). Но спонсоры пока с инициативами не торопятся, а для нас, для иммигрантов, вопрос денег всегда стоит обречённым столбом.

— Если отвлечься от музыки — куда все вообще сейчас катится? Есть желание и возможность следить за тем, что в жизни происходит? И сублимируется ли это в песни твоей группы?

— Музыка естественным образом отражает современные переживания исполнителя, живущего «здесь и сейчас». Время гимнов дцатым партсъездам прошло. Чтобы воспроизвести состояние, например, 1964-го, когда нас еще не было на свете, мы должны были бы предпринять титанические усилия. Впрочем, совершенно не обязательно специально отслеживать все новости мира, ты и так его часть. А с миром происходит то, что и всегда происходило. Он меняется (хитро улыбается).

Вадим Демидов