09-06-08

Экономика

«Статистический пиар-приём»

Сделка по приобретению «Opel» с необходимостью спасать «ГАЗ» никак не связана

Власти Германии и General Motors в ночь на субботу, 30 мая, объявили о сделке по продаже германского концерна «Opel» консорциуму австро-канадского производителя запчастей «Magna», Сбербанка РФ и «Группы ГАЗ». Согласно сообщению Reuters, формальное подписание контракта ожидается в течение пяти недель.

«Я считаю, это начало нового будущего для «Opel», для работников, компании и для бренда», — заявил глава «GM Europe» Карл-Петер Форстер.

«Magna» претендует на 20% акций «Opel», а Сбербанк может получить 35% акций, «GM» сохранит за собой 35%, работникам «Opel» будут принадлежать оставшиеся 10%.

«Группа ГАЗ» не будет иметь доли в «Opel», но предоставит свои мощности в России. Планируется, что подготовительные работы по размещению нового производства в России займут 6-9 месяцев. Германия начала поиск инвестора в попытке обезопасить будущее немецких заводов «Opel» до того, как его «материнская» компания, «GM», заявит о банкротстве, что может произойти в ближайшие дни. Фаворитами в переговорах были «Magna» и «Fiat», но в конце прошлой недели итальянский производитель вышел из переговоров, так как посчитал требования Германии и «GM» противоречивыми.

Предполагается, что загруженный долгами «ГАЗ» как индустриальный партнер предоставит для производства «Opel» свою нижегородскую площадку мощностью 200 тысяч машин в год, простаивающую из-за падения спроса на машины. Речь идет о конвейере Volga Siber, оборудование для которого «ГАЗ» три года назад выкупил у «Chrysler».

Консорциум во главе с «Magna» намерен вложить в «Opel» 500-700 млн евро. Эти инвестиции будут пропорционально разделены между двумя финансовыми участниками сделки. «GM» из этих денег не получит ничего.

По расчетам «Magna», «Opel» и «GM» в «ближайшее время» могут занять 20% российского рынка автомобилей, продавая в совокупности 1 млн машин в год.

Сделка с «Magna» предполагает сокращение 2,6 тысяч рабочих мест в «Opel», но все четыре завода в Германии продолжат работать.


дословно

Станислав Белковский, политолог, учредитель Института национальной стратегии:

«Сделка по приобретению немецкого «Opel» канадской «Magna» и российским Сбербанком укладывается в кризисную логику российской бизнес-элиты, которая подразумевает усиленный вывоз капитала из страны. Фактически происходит то самое обналичивание власти и собственности, о котором мы предупредили еще несколько лет назад.

Ясно, что Сбербанк, готовящийся к рекордным убыткам и в ускоренном порядке наращивающий резервы на покрытие невозвращенных ссуд, и «ГАЗ», который уже давно находится на грани полного банкротства и постоянно требует от государства денег для предотвращения массовых увольнений, никоим образом не должны участвовать в сделке для покупки активов за пределами России.

С точки зрения обычной экономической логики, это — полный абсурд. Однако ни власть, ни элиту в целом это не интересует. Их задача — вывезти капитал. Поскольку такие сделки всегда подразумевают коррупционную составляющую, то ясно, что для владельца «ГАЗа» Олега Дерипаски сделка по приобретению «Opel» — это повод потребовать у государства еще крупных кредитов на обеспечение самой сделки. Часть этих кредитов пойдет на покрытие других долгов Дерипаски, не связанных с этой сделкой, а некоторая часть, очевидно, достанется чиновникам, которые способствовали организации всей операции в целом. Интересам России сделка не только не отвечает, но и противоречит.

На мой взгляд, тезис о том, что «Opel» приобретается для спасения «Горьковского автомобильного завода» — это не более чем статистический пиар-прием. Если «ГАЗ» хотел заниматься сборкой каких-либо иностранных автомобилей, из которых в Европе на сегодняшний день «Opel», на мой взгляд, является самым малоперспективным (даже существует пословица, что любая машина с возрастом становится «Opel»), то это нужно было делать другим способом и без таких колоссальных затрат со стороны российских покупателей и собст­венно переживающего далеко не лучшие времена Сбербанка России, от стабильности которого в свою очередь зависит во многом стабильность финансовой системы страны в целом.

Это, конечно, никак не связано с необходимостью спасать «ГАЗ». Его можно спасти, но опять же путем неограниченных государственных вливаний, значительной частью которых частные владельцы «ГАЗ» во главе с Олегом Дерипаской будут распоряжаться по своему усмотрению. При этом для владельцев «ГАЗа», на мой взгляд, приоритетом является не столько задача спасения российского автомобильного производства, сколько именно создание повода для получения новых неограниченных дотаций и кредитов со стороны государства, которые будут проедены, и через пару лет мы вернемся в ту же точку, из которой вышли».

По данным Полит-НН.ru