09-06-22

Экономика

Антипартийная социология

Отнимут ли «ГАЗ» у Дерипаски?

Cоциологический опрос регионального фонда «Открытая социология» показал, что больше половины жителей Нижегородской области выступают за национализацию «Горьковского автомобильного завода». Обнародование этих данных вызвало бурную реакцию руководства «Группы ГАЗ», которое решило апеллировать к партийной совести организаторов соцопроса и обратилось в нижегородское региональное отделение партии «Единая Россия» с просьбой дать оценку социологическому исследованию, организованному депутатом Законодательного собрания Нижегородской области Сергеем Краси­ковым. Возможно, за локальным партийным скандалом стоят более серьезные причины и люди, нежели представляется на первый взгляд.

По всей видимости, Олег Дерипаска в ближайшее время может потерять «ГАЗ»

Лучше помолчать?

На вопрос «Как, по вашему мнению, следует поступить с автозаводом?» 53% респондентов социологов ответили, что «ГАЗ» надо вернуть государству, 21,9% — что государству нужно оказать владельцам автозавода финансовую помощь, 7% нижегородцев высказались за то, что «ГАЗ» надо закрывать постепенно, а 6,5% — за то, чтоб закрыть сразу, т.к. «все равно его автомобили никому не нужны». 87,1% респондентов сочувствуют уволенным сотрудника завода, а 6,5% равнодушны к данной проблеме. 36% опрашиваемых считают, что сборка на «ГАЗе» автомобилей «Opel» сможет «спасти завод», а 25,5% уверены, что этой сделкой владельцы «Горьковского автомобильного завода» пытаются увести средства за рубеж. В социологическом исследовании нижегородского фонда «Открытая социология» приняли участие 1200 жителей региона.

Обнародование данных соцопроса — тема для нашего региона очень горячая. Например, «Группа «ГАЗ» недавно уведомила службу занятости о сокращении с 1 июля очередной партии работников Автозавода — на этот раз 5,5 тысяч человек. До кризиса на Горьковском автозаводе работало около 40 тысяч человек. Однако с сентября 2008 года по апрель 2009 года с предприятий «ГАЗа» было уволено 10 тысяч 700 человек. Из них около 2 тысяч сотрудников — по официальному сокращению, остальные — через другие формы высвобождения. По данным СМИ, нижегородская «Группа ГАЗ» входит в десятку мировых компаний, уволивших в связи с кризисом наибольшее количество сотрудников.

Автозаводский район Нижнего Новго­ро­да, и до кризиса остававшийся наиболее криминогенным в городе, уже сегодня лидирует в милицейских сводках о совершенных преступлениях, что связывается с нестабильной работой «ГАЗа» и массовыми сокращениями персонала. Однако руководство кампании восприняло социологические данные в штыки.

По мнению начальника управления по работе со СМИ УК «Группы ГАЗ» Олега Гамова, «это необъективное исследование с заранее предсказуемым негативным результатом — вопросами, заряженными на полученные ответы». «Респондентам совсем не предлагали конструктивных вариантов ответа, а между тем, они есть у менеджмента «ГАЗа», — сообщил нам Олег Гамов. — Это реструктуризация задолженности, выпуск новых моделей авто и реализация антикризисной программы, признанной федеральными властями одной из лучших в стране».

Олег Гамов отметил, что мог бы понять проведение подобных исследований независимыми экспертами либо представителями оппозиционных политических партий, однако «Сергей Красиков является членом партии «Единая Россия», партии власти». Гамов сообщил, что руководство «Группы ГАЗ» отправило по месту основной работы Сергея Красикова — в страховую кампанию — запрос о том, насколько соответствует род занятий Красикова его деятельности в фонде «Открытая социология». Кроме того, руководство «Группы ГАЗ» обратилось в правоохранительные органы с просьбой дать оценку правового статуса данного фонда, проводившего исследование.

Олег Гамов отметил, что каждое заявление государственных чиновников, депутатов и экспертов оказывает влияние на работу завода: «Как только кто-либо делает негативные заявления, у компании срывается заключение договоров, падают объемы производства, сокращается потребность в сотрудниках и «возникает замкнутый круг». Тем не менее, эксперты считают, что менеджмент ГАЗа небезупречен. Например, председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области Александр Шаронов полагает, что руководство «Группы ГАЗ» допустило ряд ошибок. Неправильным, с его точки зрения, было принести в Нижегородскую область 30-миллиардную задолженность «Базового элемента» и распределить её между ОАО «ГАЗ» и смежными предприятиями, которых только в регионе насчитывается более ста. Другой народный избранник, Игорь Донато, недоволен тем, что руководство «Группы ГАЗ» не смогло пролоббировать выигрыш тендера Минздравсоцразвития РФ на поставку государству автомобилей «скорой помощи», в результате чего Горьковский автозавод потерял важный антикризисный заказ.

Собираются ли собирать?

А вот иностранцы полагают, что у «ГАЗа» нет шансов и с «Opel». Западная пресса уверена, что «ГАЗ» располагает лишь устаревшим технологическим оборудованием и долгами на 900 миллионов евро. В Европе считают, что российские автомобили настолько непопулярны у самих россиян, что правительству пришлось пойти на повышение импортных таможенных пошлин на иностранные автомобили. Исходя из этого, считают аналитики, произведенные в Западной Европе машины «Opel» были бы слишком дорогими для массового российского рынка. А на модернизацию заводов «ГАЗ» денег нет. Логичным выводом из этого, с точки зрения швейцарцев, был бы демонтаж и вывоз современного сборочного оборудования «Opel» с западноевропейских заводов автоконцерна «на восток»: «В таком случае русские рабочие будут дешево производить автомобили, не подлежащие таможенным сборам, а их европейские коллеги будут стоять перед пустыми производственными цехами».

Но нам проблемы европейцев не особенно близки. У нас свои собственные несостыковки. Строительство опелевских платформ у нас на ГАЗе теоретически возможно. Однако с чем будут конкурировать сошедшие с конвейера «ГАЗа» дешевые немецкие автомобили? С нашими же «Жигулями»? Кстати, одновременно с объявлением о покупке «Opel» наш премьер открыл в Ленинградской области завод «Nissan», который тоже должен работать на российский рынок. А что же в этой ситуации делать «ГАЗу»? Ждать развития событий, потому что других вариантов сегодня просто нет. Напрямую влиять на то, чтобы в Нижнем начали собирать немецкие машины, «Группа ГАЗ» не может.

Кстати, как утверждают СМИ, один рабочий на заводах концерна в Германии обходится примерно в десять раз дороже содержания аналогичной штатной единицы на Горьковском автозаводе. Это и есть наше главное преимущество и наш главный, я бы даже сказал, стратегический резерв. Но изюминка ситуации в том, что на «ГАЗе» сокращают людей. Если планируют собирать на нижегородской площадке немецкие авто, зачем увольнять работников? Или никто ничего не планирует? Или на самом верху все-таки приняли решение отнять «ГАЗ» у Дерипаски? Вышколенные нижегородские «единороссы» просто так «наезжать» на менеджмент «ГАЗа» явно не будут. Видимо, отмашка все-таки дана — и первый этап спецоперации «отнимем «ГАЗ» у Дерипаски» все-таки начался.

Сергей Анисимов