09-06-22

Политика

Борьба за чистоту и порядок — обратная сторона

После майского заседания Законодательного собрания Нижегородской области стало ясно, что коллизии вокруг скандального закона «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области» поставили региональный парламент перед проблемой досрочного прекращения полномочий. Дальнейшее обсуждение изменений в закон наводит на парадоксальную мысль: а, может быть, это было бы правильно — досрочно прекратить полномочия такого законодательного собрания?

Дабы обозначить наличие у регионального парламента серьезной болезни, приведем несколько цифр. 16 июня состоялись заседания трех крупнейших комитетов ЗС: комитета по бюджетам и налогам, комитета по социальным вопросам (они совместно обсуждали ключевой вопрос изменений в областной бюджет на 2009 год), а также комитета по жилищной политике и градостроительству (там почти все крутилось вокруг закона «О госнадзоре в сфере благоустройства»). В этих комитетах сосредоточено 75–80% всех депутатов ЗС НО, то есть 37–40 депутатов. Однако на заседаниях присутствовало всего четырнадцать депутатов, включая нечленов комитетов Ольгу Сысоеву и Виктора Лунина. Это полный крах концепции законотворчества на комитетах.

Но дело не только в этом. Закон «О государственном надзоре в сфере благоустройства» обнажил все язвы нынешней региональной представительной власти.

В процессе обсуждения изменений в этот закон депутаты отметили, что его отдельные положения ведут к коррупции. Было предложено отправить законопроект в прокуратуру, чтобы там его посмотрели на предмет коррупционноемкости.

Депутаты из профильного комитета жилищной политики и градостроительства указали на то, что в случае принятия закона Заксобрание вторгнется в федеральные полномочия, которыми определено, какие структуры за чем надзирают. Один из народных избранников образно заявил: инспекция административно-технического надзора ищет свое место под солнцем, а его нет. Мол, все занято соответствующими надзорными органами.

Эту точку зрения поддержал и представитель областной прокуратуры. Было предложено разобраться — а что такое благоустройство? И закон о госнадзоре в сфере благоустройства должен касаться этих узких рамок, а не всего и вся. Без пересечений АТИ с другими уполномоченными органами.

Кроме этих юридических доводов прозвучала и лирика. Дескать, посмотрите на положение с благоустройством на улицах и площадях городов и поселков. Оно неудовлетворительное. А что предлагается в законопроекте? Дать полномочия АТИ на вход в нежилые и даже жилые помещения (объекты коммунального строительства), на внутренние, в том числе производственные заводские территории. Не ко времени это. Плюс появляется еще один способ, как можно кошмарить бизнес.

Почти любой законопроект можно провести с помощью партийного механизма, когда депутаты голосуют по принципу «я не читал, но губернатор плохого не посоветует»?

После всех этих выступлений даже суперлояльный к областному правительству председатель Заксобрания Виктор Лунин сказал о том, что у него двойственное отношение к законопроекту и он не знает, как голосовать. Лунин в порядке размышлений предположил, что бизнесу лучше потратить средства на производственные цели, а не на благоустройство заводов или колхозных ферм, до которых, как оказалось, руки АТИ уже дотянулись.

Итак, профессионалы из профильного комитета, представитель областной прокуратуры убедительно доказывают, что законопроект требует доработки, вносить его в нынешнем виде на пленарное заседание ­

ЗС НО просто нельзя. И тут Лунин делает предложение, от которого депутатам невозможно отказаться.

Давно известно, что законотворческий проект в ЗС НО построен на доверии к коллегам. Если профильный комитет одобрил свой закон, то вероятность его принятия на заседании почти стопроцентная. Но есть так называемые «политические» законы, которые вносятся обычно губернатором Валерием Шанцевым и которые ему по разным причинам нужны. Так получается, что эти губернаторские законопроекты зачастую воспринимаются депутатами на профильных комитетах в штыки. И тут фактор доверия отбрасывается в сторону. Решение по законопроекту переносится на заседание фракции «Единой России» в ЗС. И там профессионалов из профильного комитета трамбует из соображений политической целесообразности большинство из непрофильных комитетов, которое не разбиралось в тонкостях вопросов. Вот так законотворчество подменяется партийным интересом «made in «Единая Россия». После этого депутаты-«единороссы», которые так активно выступали на комитете, более в дискуссии не участвуют, а голосуют, что называется, консолидировано.

Кто-то может посочувствовать депутатам-профессионалам. И зря. Дело в том, что законотворческая работа депутатов существует сама по себе, а деятельность инспекции административно-технического надзора — сама по себе. Поняв, что изменения в закон опять забуксовали, руководитель областной АТИ Игорь Браницкий в последнем слове на заседании комитета всех заверил: «Как мы работали, так и дальше будем. В том числе и на заводских территориях». А потом пообещал принести в ЗС НО еще один законопроект «О чистоте и порядке в Нижегородской области».

Что же получается? Мнение заинтересованных депутатов мало что значит. Практически любой законопроект можно провести с помощью партийного механизма, когда депутаты голосуют по принципу «я не читал, но губернатор плохого не посоветует»? Что бы депутаты ЗС НО ни приняли, разного рода структуры вроде АТИ будут действовать в соответствии с революционной, а не парламентско-демократической законностью. Зачем же такое Заксобрание, которое ничего не решает и которое никто не собирается слушать? Может быть, депутатам досрочно сложить полномочия, и, может быть, новое ЗС НО будет строить свою работу иначе, чем нынешнее?

Виктор Деменев