09-07-06

Политика

О силе партийного благословения, обезьянах и мэрских выборах

Если раньше эксперты гадали, победит ли тот или иной политик на выборах, то теперь гадают — а позволят ли ему участвовать в выборах? Так, мало кто сомневается, что мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов в случае своего участия в перевыборах победит. А вот как он себя поведет, если его попытаются отодвинуть от перевыборов главы Нижнего Новгорода, — это более интересный вопрос.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Несколько лет назад у нас наступили монополитические времена. Одна партия, которая может реально выиграть выборы. Один реальный претендент на губернаторский пост. Один бесспорный кандидат в мэры Нижнего Новгорода на выборах в 2010 году. Но природа не терпит монополизма и внутри «Единой России» создаются различные группировки, которые конкурируют между собой. Монополист на титул губернатора может оказаться политической жертвой. А тот, кого 80% населения видят мэром еще на один срок, может неожиданно отказаться от участия в следующих выборах. Вот такая у нас кадровая стабильность. Политическая ситуация стала жить своей самостоятельной жизнью, которая мало зависит от губернатора Нижегородской области, мэра Нижнего Новгорода, НРО «Единой России». Шанцеву, Булавинову, лидерам нижегородских «единороссов» кажется, что все зависит от них. А у ситуации уже появился свой характер и свои особенности. Сильные мира сего якобы влияют на ход развития событий, а на самом деле долговременные конфликты давно сами используют и Шанцева, и Булавинова, и элитных «единороссов». Нет даже намека на четкие критерии: вот если губернатор выполнит такую-то задачу, то он останется еще на пять лет, или если мэр сделает то-то, то он защищен от интриг главы региона. Правила игры совершенно отсутствуют. Они и раньше не были внятными, но теперь их вообще нет.

Юлия СУХОНИНА: Так можно договориться до того, что политическими процессами и «Единой Россией» управляет вселенский разум. Правила игры всегда были и есть. То, что некоторые игроки встают из-за игрового стола, далеко не всегда означает, что они проигрались в пух и прах. Некоторые уходят с полными карманами политических фишек. И такие примеры в Нижегородской области есть. Вспомните бывшего предводителя нижегородских «единороссов», спикера регионального парламента и губернаторского оппонента Евгения Люлина. Он резко покинул наше политическое казино. Почему? Велели, сам захотел? Скорее всего, изначально где-то промахнулся. Но его помнят, и некоторые даже ждут. Так что не надо говорить про отсутствие правил. Они есть. И критерии тоже. Официальные — очень формальны. Губернаторам предписано провести свои регионы мимо кризисных рифов, иначе, мол, будут разжалованы. Понятно, что расстанутся с мундирами только вопиющие неудачники. Неофициальные установки более жесткие. И им тоже соответствовать нужно. Поэтому если накануне выборов действующий мэр Вадим Булавинов откажется идти на перевыборы, этому будут причины. Другое дело, будет ли нам известна истина.

В. Д.: Почему губернатор Валерий Шанцев и его окружение хотят, чтобы выборы глав муниципалитетов прошли в марте 2010 года, а не в октябре? Только для того, чтобы использовать в своих интересах отсутствие правил игры. Допустим, выборы мэра Нижнего Новгорода перенесут на март. Вадима Булавинова, как рассчитывают в окружении Валерия Шанцева, вызовут в Кремль и скажут: «Вы неплохо работаете, особых претензий нет, но у вас не сложились отношения с губернатором. По его кандидатуре вопрос согласования на следующий пятилетний срок еще не решен, но все-таки вместе у вас не получается. Поэтому мы просим «Единую Россию», в том числе нижегородское региональное отделение партии решить вопрос о других кандидатах на пост мэра Нижнего Новгорода». Вполне ведь реальная картина. И никто в Москве даже не станет особо рассуждать. У Булавинова высокий рейтинг? Ну и что! Да мы обезьяну выдвинем на этот пост, и ее изберут. Булавинов неплохо справлялся? Ну и что! Если бы он не справлялся, ничего бы не случилось — это вам не Казань, не Грозный и даже не Уфа. Вот говорят, что заместитель главы администрации президента Владислав Сурков хорошо относится к Булавинову. Тогда все будет зависеть оттого, что скажет или не скажет Сурков. И все.

Ю. С.: Про обезьяну очень хорошо сказано. Но, как показали последние социологические исследования, если Булавинов на выборы не пойдет, население не знает, за какую обезьяну голосовать. И еще раз про правила. Стремление перенести выборы на март вполне вписывается в федеральные неофициальные установки главам регионов проводить выборы органов МСУ при действующем губернаторе. Чтобы не достались выборы на долю новичка, который не сможет грамотно рулить процессом и, скорее всего, упустит из-под контроля происходящее, даже если у него ума палата и полный терем думных бояр-советчиков. Когда Шанцев сам пришел в Нижегородскую область в августе 2005 года, он не влиял на выборы органов МСУ, которые проходили в октябре того же года. Именно потому недовольство явившимся его светлым очам корпусом глав районов и городов вылилось в постоянные попытки придушить местное самоуправление.

Предполагаемый вами диалог, конечно, интересен. И все же я не верю, что вот сейчас, когда кризис опустошает бюджеты и так легко сорваться в пике, набрать кредитов — в мэры не самого маленького города России не пустят Булавинова. Именно показатели работы тут важны как никогда. А конфликты можно сглаживать. В конце концов, не ругаться на людях, избегать прямых пикировок, глубоко дышать в пакет при публичной критике. К тому же, кому нужен регион, где губернатор и мэр как те две руки, которые друг друга моют? Некоторое противостояние между двумя фигурами в регионе — это всегда избыток информации о каждом, поставляемый противоположным лагерем. Очень удобно. Так что правила есть.

В. Д.: А как же «Единая Россия»? Она давно живет своей самостоятельной жизнью, вне всяких правил. Допустим, Кремль поддержит кандидатуру Булавинова на пост мэра Нижнего Новгорода, и партия тоже официально выскажется «за». Где гарантии, что некие нижегородские «единороссы», перетерев вопрос с некими московскими «единороссами», не выдвинут еще одного кандидата с партбилетом или даже нескольких? Никто не дает таких гарантий. Более того, скорее всего, так и случится. Я знаю, что, несмотря на официальные решения и директивы, часть районных организаций «Единой России» в Нижнем Новгороде не будут работать на Вадима Булавинова. Скорее всего, они будут работать против него. Чуть ли не в каждой районной организации «Единой России» глава района тянет в одну сторону, секретарь политсовета — в другую, а председатель исполкома — в третью. Сейчас у четырёх–пяти нижегородских политиков есть своя «Единая Россия». Так что это еще вопрос — а есть ли в прямом и переносном смысле «Единая Россия»? Не говоря уж о ее влиянии в ту или иную сторону.

Ю. С.: Ну, после того, что творится в нижегородском региональном отделении «Единой России» в последний год, я вообще ничему не удивлюсь. К тому же, это будет страшный скандал. А предпосылки действительно есть. Вадим Булавинов, в отличие от своего дзержинского коллеги Виктора Портнова, не имеет городского отделения партии, где ему было бы все подвластно. В Нижнем Новгороде партия разбита на районные отделения, что усложняет ситуацию. Кто-то лоялен мэру, а кто-то — нет. Даже из-под Виктора Портнова выбивают партийный ресурс прямо накануне выборов. Так можно оказаться и в подвешенном состоянии. В принципе, если у тебя нет своей «Единой России», то нужно просто не быть одиночкой. И Вадим Булавинов не похож на человека, загнавшего себя в политический вакуум, у него есть связи в Москве. Он потому и качается с Валерием Шанцевым на политических качелях, что весит сопоставимо. Теперь главное — кто кого укачает.

Чуть ли не в каждой районной организации «Единой России» глава района тянет в одну сторону, секретарь политсовета — в другую, а председатель исполкома — в третью

Кстати, список потенциальных кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления в 2010 году, достойных поддержки «Единой России», уже составлен. Красивый намек на то, что выборы пройдут все-таки в марте 2010 года, не так ли? Реестр будет утверждаться президиумом политсовета НРО партии. Другое дело, что кандидатура мэра Нижнего Новгорода, скорее всего, будет согласовываться в Москве, а не на этом заседании. К тому же, кто за кем должен бегать? Благодаря рейтингу Булавинова партия в Нижнем Новгороде сможет примазаться к такому выборному успеху, какой ей так и не приснился ни на выборах в Госдуму, ни на президентских выборах.

В. Д.: И все же в отсутствие правил игры обречен тот, кто пытается делать вид, что правила есть и он играет по ним. Выигрывает тот, кто действует по-другому: если решение сверху мне в плюс, я его выполняю и говорю, что все мы солдаты партии; а если решение мне в минус, то я его не выполняю и делаю то, что мне в плюс, мобилизовав свою часть нижегородской «Единой России». Так действуют сейчас почти все серьезные, самодостаточные политики. Я помню, как председатель Заксобрания Виктор Лунин отреагировал на то, что его избрали заместителем секретаря политсовета НРО «Единой России» — а что делать, мы все солдаты партии. А вот когда партия призвала его в председатели регионального парламента, то он почти год вел переговоры, утрясая все нюансы договора сторон. Так же действует и губернатор Валерий Шанцев. Партия ему сказала: не надо командовать партией напрямую, отойдите от непосредственного партийного руководства. Он выполнил. Но в Заксобрании губернатор командует фракцией «единороссов».

Поэтому, с моей точки зрения, независимо от решений «Единой России» Вадиму Булавинову нужно идти на выборы мэра Нижнего Новгорода в 2010 году. Тем паче, что он выиграет эти выборы и без «Единой России», а победителя не судят. Если фамилия победителя, конечно, не Климентьев. Кремль и правительство будут работать с победителем.

Раньше я бы поручился за то, что Вадим Булавинов пошел бы против течения. На этом он частично и строил свою политическую карьеру. Сейчас — я уже не уверен. Как не уверен и в обратном.

Ю. С.: Сейчас плыть против течения — немодно и опасно. Вряд ли Вадим Булавинов пойдет на это. Хотя доля политического риска в его действиях уже есть — он слишком рано стартовал, заявив о своих намерениях, слишком смело противостоит переносу выборов с октября 2010 года на март. И пока мы не знаем, получил ли он действительную поддержку «Единой России» к предстоящим выборам, можно гадать, что это было. Или азартная смелость, или тонкая игра политической кошки с политической мышкой, у которой в 2010 году наступает свой рубеж.

Виктор Деменев и Юлия Сухонина