09-07-06
Культурный слой
Ветка Бочкова: «Ощущаю себя частью некоей миссии»
Нижегородская группа e11even — это автор песен и певица Света «Ветка» Бочкова плюс ее верный Санчо Панса — бас-гитаристка Галя «Ариведерчи» Юсупова. Гитаристы и барабанщики в e11even всегда мужского пола, но взаимозаменяемы. Вот и сейчас в группе идет очередной восстановительный процесс, коллектив недавно покинули Слава Морозов и Артур Парфенов. Зияющие дыры в составе заткнули Илья Мамаев (барабаны, экс-«Аляска») и Антон Васькин (гитара, экс-«40 градусов»).
Группа e11even образовалась три года назад. А уже через месяц после рождения отправилась в свой первый тур, причем сразу по Владимирской области. Гастроли организовал некий начинающий антрепренер, по его представлениям, люди в деревнях должны были с радостью заполнить залы, клюнув на слово «рок-группа». Вот что вспоминает Ветка, лидер e11even:
— Жили три дня в военной части. На концерт согнали солдат, было очень забавно. Потом состоялось еще два выступления с пятью зрителями. Мы увидели, что наш дядечка ничего не понимает в шоу-бизнесе. Селил он нас в диких условиях, негде было принять душ. И приехав в четвертый городок, мы ему заявили — вези нас домой! Он разозлился — ну и езжайте сами! Мы и уехали, хорошо, что были деньги на электрички.
Удивительно, но тот тур неплохо закалил группу. Она по сию пору с легкостью возрождается после всех перетрясок в составе, участвует во множестве фестивалей, в том числе и сетевых, записывает песни в студиях, выбирается с концертами в столицу. И играет всегда один и тот же слегка британизированный гитарный поп-рок с незатейливыми текстами. Ветка — девушка оригинальная, надеюсь, это будет ясно читателю из ее ответов. Кто-то может подумать, что она рисуется, но я склонен думать, что она такая и есть.
Письмо Земфиры
— Ветка, девушек в российском поп-роке всегда хватало. Есть между ними место, куда e11even может вклиниться?
— Я не рассматриваю музыку и шоу-бизнес как нечто такое, где может не хватить мест. Есть талантливая, с душой и усердием сделанная музыка, а также стремление и везение музыкантов. Уже очень давно не появлялось новых артистов российского масштаба, которые бы захватили все умы и сердца. А кстати, девушки это будут или представители сильного пола, думаю, не так важно.
— А мне кажется, что как раз новые таланты появляются постоянно — Налич, «Самое большое простое число», Cheese People, Narkotiki, Padla Bear, Tesla Boy… О них шумит интернет.
— То, что ты перечислил, не того масштаба, который я имею в виду. Это не народные герои, как Рома Зверь или «Бумбокс», чьи песни звучат на рынках и в маршрутках. А не появляется масштабный артист, как ни странно… из-за пиратства. Для того, чтобы появился Рома Зверь или «Бумбокс», кто-то должен вложить деньги в их промо. Раньше этим занимались рекорд-лейблы, и вложенные деньги отбивались с продаж дисков. С появлением интернета продажи дисков существенно упали, поэтому лейблы стали просить у артиста процент с концертных гонораров. А так как гонорары документально оформлены не «по-белому», то и проценты с них «по-белому» платить нереально. Выходит, все должно держаться на доверии между продюсером артиста и лейблом, а это довольно хрупкая вещь.
Конечно, я не утверждаю, что e11even — группа российского масштаба. Однако три года назад Земфира написала нам, что «при наличии удачи вы могли бы стать героями радиостанций».
В тогдашнем письме от Рамазановой было вот еще что: «Ваши песни и исполнение мне кажутся более музыкальными, чем песни и исполнение большинства российских дам с гитарами. Поете вы уверенно. А мелодически нужно развиваться — слушать разную музыку и репетировать-репетировать. И главное: не ориентироваться на меня и остальных — культивируйте свое…».
— В начале этого года появилась Татьяна Зыкина, которая творит на том же поле, что и e11even. Как она тебе?
— Я когда ее первый раз услышала, подумала, что поет Земфира! Голос показался похожим. Классный продукт, но только где-то на два-три года. Впрочем, как и «Бумбокс», например.
— По каким признакам или критериям ты определяешь, какой исполнитель на три года, а какой — на декаду?
— Это зависит от срока контракта артиста. Его активно продвигают в течение этого срока, а по его окончанию о нем уже ни слуху, ни духу. Денег на нем заработали — свободен. Пример — «УмаТурман», кстати, очень люблю их песни. Со временем таких героев забывают, и они звучат лишь в эфире радио «Ретро». Но есть и обратные примеры: «Сплин» актуален и по сей день.
— Лихо ты обошлась с «УмаТурман». Притом, что они твои любимые…
— Они сходят. Где новые песни в медиа-пространстве? Где ротации? Ими, видимо, уже не занимаются. Да они даже рады. Сергей, наконец-то, смог сольный проект запустить. Народ-то их еще слушает, но точно меньше, чем раньше.
Магия названия
— Кстати, e11even — не первая твоя группа…
— На самом деле, первая. До этого был Escape, но мы сменили название из-за того, что группа с таким именем уже существует. Впрочем, за три года у нас так все менялось, будто это не одна группа, а несколько. И все же в e11even я вижу некую магию. Какой бы ни был состав, у нас всегда возникает внутри единение. Отношения в группе очень близкие, чуть ли не такие же, как у влюбленных пар. Но когда единение пропадает, люди расходятся.
— Я погуглил «e11even». Существуют команды и с этим названием…
— В России есть один мальчик с таким именем — электронный проект, на него одна-две ссылки в интернете, а также группа из какой-то бывшей советской республики, которая играет какой-то кор. На них еще ссылок пять. Все они нас не парят, на нас больше ссылок.
— Что такого в слове e11even?
— Нравится само слово, как оно пишется и слышится. На уровне вибраций, эмоций, не объяснить этого. Это как секс — почему один человек заводит, а другой — нет, как объяснишь? (Два года назад Ветка объясняла, что e11even — это в честь безвременно ушедшего 11-го маршрута трамвая, который раньше ходил мимо ее дома. — Прим. авт.). Музыку мы тоже стараемся делать такую, чтобы нас заводила. Многие песни уже живут своей жизнью, и это так приятно. В известной социальной сети по поиску аудиозаписей нашла кучу наших песен у совершенно незнакомых людей. Один пишет: «такое ощущение, что я слышал эти песни во сне, цепляют за душу». Читая это, я понимаю, что не группа для меня, а я — для группы. И мне нравится ощущать себя частью некоей миссии.
— Кого ты считаешь в Нижнем своими музыкальными соратниками?
— Соратниками считаю всех. Мы все вместе делаем благое дело — музыку, а она прекрасна! Чем больше хорошей музыки, тем лучше.
— Умоляю тебя, давай без банальностей.
— Но — увы и ах — банальные вещи обычно наиболее верны. Могу перечислить группы, которые мне нравится слушать и с участниками которых мы вместе пьем пиво. Это, конечно, «Тиндаль» и Cosmocats с фантастически хитовым материалом. Еще «Так получилось», «Аляска», «Тентакли», Traysi, L!zzaGood. «40 градусов» были хороши.
«Не доверяю писателям»
— У меня всегда к e11even была одна и та же претензия — невыдающиеся тексты. В их отношении что-то меняется? Или я не прав?
— Нет никакой правоты. Для себя, наверное, ты прав, для меня — нет. Не нравится Вадиму Демидову, понравится Ивану Иванову. И мне нравятся. Время покажет, кто из нас прав. Твоя точка зрения ничем не лучше или не хуже, чем моя. По моим ответам заметно, что я увлекаюсь восточным мировоззрением?
— Да. Можно ли в трех словах сформулировать, чем тебя увлекает восток?
— Лет в четырнадцать я случайно купила эзотерическую книжку Александра Свияша. Потом меня как-то привели в буддийский центр. Кстати, мне близок буддизм. Читаю Ошо, «Трансерфинг» Вадима Зеланда, книги по практической психологии. Короче, по верхушкам нахваталась. Суть этого мировоззрения в том, что жизнь создана для счастья. А все неприятности мы сами себе создаем. Ведь как ты думаешь о будущем — таким оно и становится. И еще, во всех людях есть одно общее существо, то, что переходит из жизни в жизнь. И все мы — одно целое, даже не по частям, а каждый является этим целым. И если что-то тебя гложет или происходит не так, как хочется, все это можно изменить, не делая другим людям плохо. Изменить даже с помощью собственных мыслей.
— А то, что в твоих песнях никак не затрагиваются социальные темы, и является принципиальной позицией? Мирская суета тебя не волнует?
— Вот наконец этот вопрос (смеется). Я, как автор текстов, вижу концепцию посыла группы так. Все в этом мире, все людские проблемы и неурядицы связаны с тем, что мы не так смотрим на события. Стоит лишь изогнуть угол зрения, как все становится хорошо. Вот я и стараюсь петь о том, как изогнуть этот угол. Иногда просто пишу о своих эмоциях и, описывая их, уже освобождаюсь. Когда, например, страдаешь от неразделенной любви и слушаешь песню об этом, то негатив обычно проходит, становится легче. Писать о социальных проблемах не считаю нужным. Просто это не мое. Пусть пишут о социальных проблемах те, кого они действительно трогают. А я пишу о проблемах внутренних.
— Ты отличаешь песни, написанные с вдохновением, от «невдохновенных»?
— Это слишком опоэтизированное понятие. Мы искренни уже в том, что создаем песни исходя из собственного вкуса, а не из коммерческих соображений. Это от души, а не для денег. Мне нравятся наши песни больше любых других, именно такую музыку я бы хотела слушать, да побольше. Что же до того, каким образом я сочиняю песни, — мне надо оказаться с гитарой в спокойной обстановке, прочувствовать эмоцию, услышать внутри себя мелодию. И тут главное не останавливаться, не придумывать ничего самой от разума, а только слушать, что там внутри. Так и тексты приходят. Возможно, это синтез уже слышанного. Бывает, наслушаешься кого-нибудь и берешь оттуда кусочек риффа, и на нем с помощью твоей эмоции рождается совсем другая песня.
Я не стала бы относить e11even к року. По звучанию — это искренняя и живая поп-музыка.
— Что-нибудь удивляло тебя в последнее время: книга, фильм, событие?
— Я не особо ярый потребитель всех этих произведений искусства. Художественную литературу не читаю, это почти принципиально. Многих культовых фильмов не видела, вообще не киноман.
— Чем литература плоха?
— Сюжет придумал автор. Это был конкретный живой человек, и он, как Бог, распорядился судьбой героев. У него в книге определенные закономерности событий, хотя в жизни они совсем другие. Я предпочитаю настоящие истории, которые происходят вокруг меня в режиме онлайн, именно по ним я отслеживаю закономерности жизни. А всевозможным авторам не доверяю. Читать, чтобы упиваться красотой слога, мне неинтересно, я лучше Ошо почитаю, там приведены интересные идеи о законах жизни, которые я потом проверяю. Фильмы с сюжетами — в большинстве случаев сказки, в жизни так не бывает. И зачем смотреть тогда? Мне не очень интересно. Такой я человек…
Вадим Демидов