09-07-13
Политика
Депутаты голосовали… под давлением
Ошибочная финансово-бюджетная политика нижегородского областного правительства, которую образно называют «отрубить хвост собаке по кускам», заставила депутатов Законодательного собрания Нижегородской области заново учиться тому, как надо секвестировать бюджет. Тем паче что в 2009 году это придется делать как минимум еще один раз (пока мы стали свидетелями двух обрезаний областного бюджета).
В региональном Заксобрании доминируют две точки зрения на принципы секвестирования областного бюджета. Первая состоит в том, что в правительстве Валерия Шанцева лучше знают, на какие объекты тратить бюджетные средства, а какие исключить и вставить во вторую очередь в Областной целевой программе развития. Пусть, мол, министерства борются между собой за расходы. Не исключено, что они договорятся о том, чтобы сократить всем расходы в одинаковой мере. В принципе пока так и получается к удовольствию части депутатского корпуса из ЗС НО. Им нравится чиновный консенсус.
Вторая точка зрения состоит в том, что главное — это не чиновные договоренности, а социальные приоритеты. И тут некоторые депутаты говорят примерно следующее: бюджет — это слишком серьезное дело, чтобы доверять его только чиновникам. Мол, народные избранники из Законодательного собрания Нижегородской области должны чуть ли не пообъектно рассматривать ОЦПР и добиваться решений по ним в индивидуальном порядке. За вторую точку зрения выступают различные депутаты, и мотивы у них разные. Так, депутат Александр Сериков исходит из той информации, которую он получает как руководитель общественной приемной руководителя партии «Единая Россия» Владимира Путина. Дескать, нельзя секвестировать те расходные статьи бюджета, которые касаются многих людей. Он хочет, чтобы была проведена оценка расходам бюджета по этому критерию. Конкретно сейчас он против любых сокращений финансирования газификации и программы «Молодая семья». Но эти статьи претерпевают изрядное сокращение.
Депутат из фракции КПРФ Владислав Егоров выступает за приоритет социальности. Он утверждает, что урезание ОЦПР далеко не всегда идет в этом русле. Главенствует же механический, арифметический подход, который можно назвать бюрократическим: всем министерствам срезаются расходы пропорционально. Егоров приводит ряд конкретных примеров. Вопреки декларируемым подходам, правительство решило отложить достройку школы в Лесогорске Шатковского района, которая находится в высокой степени готовности и пуска которой так ждут люди. Почему? Это своего рода плата за то, что в 2009 году в Шатках запланирован пуск физкультурно-оздоровительного комплекса.
У Законодательного собрания уже нет полномочий влиять на структуру правительства Нижегородской области, в отличие от времен трехлетней давности
Если коммунист в Законодательном собрании сказал «черное», то по правилам хорошего тона следует сказать «белое». Но в данном случае некоторые депутаты из партии власти решили отступить от этого правила. Давний сторонник идеи повышения роли Законодательного собрания Александр Шаронов согласился, что ЗС НО устранено от согласования списка объектов капитального строительства. Это, мол, неправильно. Сейчас же депутаты просто высказывают частные мнения, которые учтены не будут. С Шароновым трудно не согласиться. Но разве он не видит, что полномочия Заксобрания урезаны по всем фронтам? В 2006 году кипели страсти по поводу создания министерства жилищной политики. Многие депутаты были против создания непонятного министерства. В конце 2008 года — начале 2009 года его объединили с департаментом социальной политики, а сам термин «жилищная политика» канул в лету. В 2009 году возникает министерство внутренней политики. Но у Заксобрания уже нет полномочий влиять на структуру правительства Нижегородской области, в отличие от времен трехлетней давности. И это произошло при нынешнем составе депутатского корпуса. Таких примеров, когда депутаты оказались устранены от решения важных вопросов, накопилось слишком много…
Между депутатами маневрирует председатель регионального парламента Виктор Лунин. Как депутат он понимает, что его коллеги лишь выпускают пар, а не принимают решений. С другой стороны, как бывший в ранге директора областного департамента финансов (министра финансов) чиновник, он за то, чтобы бюджетные вопросы решилась методом консенсуса в чиновничьей среде. Мол, у пятидесяти депутатов будет пятьдесят мнений по списку объектов капитального строительства в ОЦПР и что? А у министров, мол, за дело болит душа, в правительстве идут бои местного значения за деньги. Вот пусть и воюют.
Дабы хоть как-то умаслить депутатов, председатель Заксобрания туманно пообещал встречу с министрами, где будет серьезный разговор о перспективах развития Нижегородской области. Окончательно народные избранники расслабились после того, как Виктор Лунин с ними посекретничал о том, что есть некие идеи, как сэкономить на расходах. Но не все идеи созрели, и пока их не высказывают. Скоро наступит время, когда депутаты ЗС НО все узнают на тайной вечере, пусть и не на теплоходе, как уже было однажды (это во время кризиса слишком дорого), но и не в стенах Заксобрания (тут слишком давят стены). После этого с правительством по секвестированию бюджета согласились все, кроме трех депутатов из фракции КПРФ.
Почему-то есть ощущение, что никаких идей нет. А на депутатов давят не стены Заксобрания, а партдисциплина по линии «Единой России», когда они думают одно, а голосуют за другое.
Виктор Деменев