№73 (1487), 13.07.2009

Культурный слой

Культура и целесообразность

Нужен ли нам новый театр?

Очередное секвестирование бюджета Нижегородской области, состоявшееся в конце июня 2009 года, вновь подняло вопрос о том, нужно ли Нижнему Новгороду новое здание театра оперы и балета. При рассмотрении новых параметров бюджета обратили внимание на то, что в бюджете сохранены 48 миллионов рублей на составление проектной документации к новому зданию оперы и балета. Было высказано мнение, что время экономического кризиса не самое подходящее, чтобы пускать бюджетные миллионы на подобные траты. Вице-губернатор области Владимир Иванов с такой позицией не согласился, заявив, что без наличия документации невозможно будет вовремя подать заявку на федеральное софинансирование проекта, когда кризис отступит, а исключительно на деньги регионального бюджета новое здание не выстроить. Так нужно ли нижегородцам новое здание театра в кризис или без кризиса?

Если кто-то был в нынешнем здании оперного театра в помещениях, а не в зрительном зале и прилегающих к нему коридорах, тот не задумываясь ответит, что новое здание необходимо. В театре нет ни нормальных гримерных, ни сносных помещений для тренировок, даже сцена, по большому счету, не подходит для балетных выступлений. При виде всей этой обшарпанности и убожества больно за актеров и стыдно перед гастролирующими артистами, вынужденными готовиться к спектаклям в нечеловеческих условиях его подсобных помещений.

Прежний художественный руководитель и балетмейстер театра Виталий Бутримович давно указывал на необходимость возведения нового здания, предлагая в дальнейшем после капитального ремонта передать старое под какое-нибудь учебное заведение или для каких-либо других целей, но уж всяко не использовать его как театр — настолько оно к этому не приспособлено.

Можно было бы порадоваться тому, что какие-то подвижки в данном направлении, наконец, обозначены, хотя время реального появления нового здания теперь, думается, не возьмется спрогнозировать никто. Однако одного здания для решения глобальной культурной проблемы города — недостаточно. Нужна еще качественная труппа, нужны талантливые руководители, а этого как раз не предвидится.

Руководство театра уже не раз показало, какой политики оно придерживается, и линия его поведения не оставляет никаких радужных иллюзий относительно будущего. Наиболее наглядный пример — изгнание из театра Виталия Бутримовича. Даже если он и правда проштрафился перед директором (в чем, однако, есть большие сомнения), то учитывая, что он является признанным мастером, великолепным хореографом и даже менеджером балетной труппы, было бы достаточно ограничиться объявлением выговора. Директор Анна Ермакова предпочла выбрать вариант с увольнением. И Виталий Бутримович тут же был приглашен на работу Григоровичем. К нему же вскоре ушёл и сын Бутримовича Александр, один из солистов нижегородской балетной труппы.

Может быть, без Бутримовича-младшего труппа бы и обошлась, но вот Бутримовича-старшего заметить оказалось некем. Ну какой настоящий специалист пойдет работать туда, где нет никаких условий — ни зарплаты, ни качественной сцены, ни возможностей новых постановок (потому что у театра нет денег на новые декорации и костюмы)? За годы, прошедшие с момента этого увольнения, балет в Нижнем Новгороде, с моей точки зрения, окончательно захирел, что подтвердила и недавняя премьера «Пер Гюнта».

Есть все основания полагать, что новое здание театра оперы и балета ничего не изменит в культурной жизни города. Руководство театра останется прежним, или Анну Ермакову сменит какой-нибудь чиновник или прожженный бюрократ

Про качество нижегородской оперы лучше вообще не говорить, чтобы никого не обижать. Или это ничего, что певцы не попадают в ноты, а поведение их на сцене выглядит откровенно натужным?.. Правда, Николай Басков обещал петь в нашем оперном за чисто символическую плату, но вот не поет что-то. Нет, оставим эту печальную тему.

В общем, кроме помещения нужны еще люди с высоким уровнем мастерства, способные творить по-настоящему, а не имитировать. Чтобы они приехали сюда работать, нужно создать условия: высокая оплата, жилье, возможности тренировок в приличных условиях, перспективы творческого роста, которые могут быть обеспечены только участием в качественных спектаклях, на постановку коих опять же нужны немалые деньги… Такие средства из бюджета могут быть выделены? Или могут быть предоставлены какие-то другие гарантии обеспечения процесса?

Культура — это вообще очень затратно. И чем выше уровень качества — тем затрат больше.

Чтобы постановки были успешными, нужно переманивать к себе талантливых исполнителей, нужно привлекать хореографов-экспериментаторов. Потому что невозможно развиваться, бесконечно мусоля классический репертуар. Спору нет: «Жизель» и «Лебединое озеро» прекрасны, но даже самые законченные балетоманы не смогут смириться с тем, что всю жизнь им будут показывать только эти спектакли. Не говоря уже об артистах, которым для раскрытия своих способностей просто необходимо пробовать себя в разных жанрах.

Мы же пока наблюдаем обратную тенденцию: никто в Нижний Новгород не едет, чтобы блеснуть здесь своим талантом, а вот отток качественных кадров в другие регионы имеется. Про Бутримовичей мы уже говорили. Можно упомянуть и интереснейшего нижегородского хореографа-экспериментатора Алексея Батракова, который после нескольких лет прозябания в Нижнем Новгороде, где его таланту не придавали особого значения, уехал в Москву работать с труппой Романа Виктюка.

Как распутать этот гордиев узел, которым надежно крепится петля, затянутая в провинции на шее современной культуры? Все ростки настоящего искусства, видимо, обречены погибнуть здесь за неимением условий для их взращивания или быть вывезенными в Москву, в Петербург, за границу. Танцоров нужно вообще взращивать с раннего возраста в специальных условиях, и беречь, потому что век их краток — на всю танцевальную карьеру лет 10-15. Найти и отшлифовать хорошие голоса — тоже колоссальная работа. А как удержать их в провинции, если здесь крайне ограничены возможности для реализации этого таланта?

Есть все основания полагать, что новое здание театра оперы и балета, если таковое появится, ничего не изменит в культурной жизни Нижнего Новгорода. Руководство театра останется прежним, или Анну Ермакову сменит какой-нибудь чиновник или прожженный бюрократ. Департамент культуры Нижегородской области погрузился в дрязги, и, может быть, даже к лучшему, что в жизнь оперного театра эта структура, по большому счету, не вмешивается, а то бы это, скорее всего, обернулось какими-то дополнительными осложнениями. Департамент культуры Нижнего Новгорода занимается вопросами на уровне организации массовых уличных праздничных мероприятий, и в вопросы культурной жизни города не суется. Подобный подход чиновников понятен, но нежизнеспособен. Особенно в сложившихся условиях.

Анна Измайлова polit-nn.ru