№18 (58), 02.08.2007
Среда обитания
«Московский стиль» против «старого Нижнего»
Больше двух лет прошло с момента вступления в силу нового Жилищного Кодекса Российской Федерации, давшего широкие полномочия расселяемым собственникам жилья. Однако документ, которого так долго ждали, в том числе и нижегородцы, не решил всех проблем.
Дело в том, что изменить принцип работы административного аппарата на местах новому закону оказалось не под силу. На всю страну прославилось Южное Бутово — пригород российской столицы, где выселяемые из своих домов жители отстаивали свои права и более или менее успешно противостояли совместному напору строительных компаний и стоящей за их спиной команды московского градоначальника.
Теперь и нижегородцам довелось ощутить на себе, сколь сильным может быть давление со стороны бизнеса и власти, пришедших к полному взаимопониманию в вопросе о том, что важней — установленные ими планы получения прибыли или интересы рядовых граждан.
Столичный стиль управления Нижним Новгородом демонстрируется Валерием Шанцевым с самого начала его губернаторства. Он сразу же избрал одним из основных направлений своей деятельности изменение архитектурного облика города, борьбу с «гнилушками» — и в эту категорию попали не только действительно ветхие строения, бараки и советские коммуналки, но и купеческие особняки, памятники архитектуры.
За время, проведенное Шанцевым на посту главы Нижегородской области, наблюдается резкая активизация строительного бизнеса. Не ограничившись созданием условий для строительных компаний, Валерий Павлинович даже привлек к застройке Нижнего московское СУ-155. И действительно, зданий стало возводиться заметно больше, но, к сожалению, их появление ведет к уничтожению исторической части Нижнего Новгорода, — на месте старинных строений появляются офисные и торговые центры.
И очень нелегко приходится тем нижегородцам, которые находят в себе силы оказать отпор разрушителям Старого Нижнего. Показателен в этом смысле пример Галины Еналиевой, жительницы дома номер 50 по улице Малая Ямская, построенного незадолго до Октябрьской революции начальником нижегородского острога. Это частное домовладение, которое было демуниципализировано еще в 1924 году. Но сегодня нижегородские власти не желают принимать во внимание права частной собственности.
Намерившись ввести на месте этого дома «вторую очередь строительства здания с конторскими помещениями», ООО «Волгажилстрой-НН», возглавляемое Виталием Григорьевичем Киселевым, обнесло дом Еналиевой — дом, находящийся в частной собственности, — забором, отрезав его от города, перекрыв возможность подъезда служб экстренной помощи. Хозяев выживали всеми доступными средствами, не гнушаясь ничем: отключали газ, отключали воду и свет. Даже ломали канализацию.
Попытка выселяемых хозяев дома договориться с застройщиком не дала результатов — Киселев не захотел разговаривать перед объективом. Дело в том, что Еналиева пришла на встречу с видеокамерой, чтобы иметь документальное свидетельство, которое могло бы положить конец лжи, а ее звучало немало. Хозяев дома по Малой Ямской называли крохоборами, требующими то миллион долларов, то 170 квадратных метров офисных помещений и 17 миллионов рублей, то по 160 квадратных метров офисной и жилой площади.
Между тем, официальное предложение со стороны ООО «Волгажилстрой-НН» было сделано только одно — согласно ему собственники жилья должны были переехать осенью 2006 года на улицу Ереванскую, в кирпичный девятиэтажный дом (оказавшийся бетонной десятиэтажкой, которую собираются сдать в конце 2007 года). «Дом еще не сдан, но уже треснул», — говорит Еналиева. Вот вам и еще одна сторона строительного бума, и еще одна причина бороться за возможность продолжать жить в своем частном доме.
Собственно, этого Галина Еналиева и добивается: «Я сама кое-что понимаю в строительстве, — поясняет она. — Можно немного видоизменить проект, и интересы обеих сторон были бы учтены». То есть, имеется возможность и построить новый объект, и оставить уже имеющийся. Однако если застройщик сочтет это невозможным, хозяева дома согласны и на другой вариант, который предусматривает законодательство, а именно полную разборку деревянного строения, отнюдь не ветхого, и перенос его на новый участок.
Но найти общий язык все же не удается. Застройщик предпочитает использовать силовые методы, благо у него имеется серьезная поддержка. Благодаря действиям властей, Галина потеряла работу — она занимала должность менеджера по оптовым поставкам в салоне «Бельведер». Приказ об ее увольнении был подписан, в то время как она находилась на лечении, на больничном листе (имеются свидетельствующие об этом документы). Ее муж, работавший в той же организации, был вынужден написать заявление об уходе, поскольку иначе ему отказывались выплатить долги по заработной плате.
Контакты с представителями областной власти полностью разрушили надежды на получение поддержки в отстаивании нижегородцами прав на собственность. Вот, что рассказывает Еналиева о визите на Малую Ямскую, 50 депутата-«единоросса» Законодательного собрания Нижегородской области Александра Серикова: «Он сказал, что если я не соглашусь выехать отсюда на предложенных условиях, то моей маме придется проститься с домиком на улице Сергиевской (там тоже начато строительство, еще даже до проведения общественных слушаний, а тем более разрешения на начало работ)». После визита депутата женщина «была доведена до такого состояния, что хотела просто сжечь себя».
Однако у Еналиевой нашлись единомышленники, и вместе они нашли способ хотя бы в чем-то противостоять агрессивной политике уничтожения исторического центра Нижнего, политике лишения нижегородцев их собственности. «Мы сейчас создаем небольшие региональные советы — на Малой Ямской, в квартале Сергиевской-Заломова, на Ковалихе, на улице Горького в районе «Рамстора», — рассказывает Еналиева. — Все эти маленькие советы мы будем объединять в одну ассоциацию и стремиться сообща, на общественных началах, бесплатно помогать таким же людям, как мы. К нам обратились очень многие из тех, кто уже пострадал именно от такого криминального натиска».
Хочется пожелать успеха организаторам ассоциации, потому как кто еще поможет нижегородцам, если не они сами? Все мы хотим, чтобы город развивался, рос и богател, чтобы столичным в нем был не только губернатор, но и качество жизни, состояние дорог и прочей инфраструктуры. Но как соотнести с этим желанием ситуацию, когда новое жилье строится за счет попрания интересов нижегородцев, за счет постепенного заполнения исторического центра бетонными многоэтажками, треснувшими на стадии строительства?
Еще один момент. Не так давно депутаты Госдумы ввели «ценз оседлости» для сенаторов, мотивируя свое решение тем, что человек, представляющий регион, должен не понаслышке знать о его нуждах, должен глубоко понимать нужды и чаяния его жителей, иметь с ними духовное родство. Но во много раз важней, чтобы этот ценз действовал в отношении губернатора — человека, который этим регионом руководит! И история с быстрой, деловой и… варварской застройкой Нижнего Новгорода — лишнее тому доказательство.
по материалам сайта АПН-НН
Денис Никифоров