10-01-25

Политика

Что предлагает городская оппозиция?

Примерно до середины 2009 года можно было говорить об относительной политической стабильности в Нижнем Новгороде. Однако потом выявилось, что быстрыми темпами, в том числе путем воздействия извне, формируется оппозиция мэру областного центра Вадиму Булавинову. И наличие оппозиции сейчас отрицать глупо, ее лидеры, причем достаточно яркие, — определились. А вот оппозиционной платформы у оппонентов Булавинова пока нет.

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Евгеньевич Булавинов

Оппозиционер и бизнесмен Олег Валентинович Сорокин

«Во всем виноват…»

В свое время президент Борис Ельцин произнес крылатую фразу: «Во всем виноват Чубайс». Тем самым Борис Николаевич невольно помог всякого рода оппозиционным структурам, которые лишь заменяют фамилию Чубайс на более подходящую по контексту. Например, «во всем виноват Булавинов». И не надо четко и конкретно формулировать оппозиционную платформу, альтернативную программу действий.

Откуда все это? Ведь практически все нижегородцы заинтересованы в нормальном, стабильном развитии нашего города. Я думаю, что ответ таков: мы все любим Нижний Новгород, но некоторые под этим подразумевают любовь к своим доходам в этом городе. Поэтому и появляются перлы, вроде «богатому бизнесу в бедном городе делать нечего». Владельцы торговых центров и ресторанов хотят, чтобы как можно больше нижегородцев их посещали, делали крупные заказы и покупки. И вот некоторые ищут виноватых в мэрии Нижнего Новгорода.

Возведение грани между городом и областью

Всем нижегородцам хочется, чтобы город развивался быстрее и лучше. Зачастую нам кажется, что другие города обогнали Нижний Новгород. Я сам нередко упрекал городские власти в недостатке стратегического видения, в отсутствии амбициозных планов, в том, что Серый дом не рисует красивых урбанистических картинок, вроде «Глоуб-тауна». На мой взгляд, городскую власть надо критиковать и даже подпинывать. Но есть конструктивная критика, а есть просто поток сознания больших денежных мешков, которые считают, что если они много заработали, значит, все, что ими произносится, мудро и правильно. Увы, это не так.

Богатые оппозиционеры, в частности, жалуются на то, что Нижний Новгород продекларировав свой статус третьей столицы, не может уже претендовать на статус десятой, не входя в десятку городов по инвестиционной привлекательности. Что на это ответить?

Понятно, что лозунг «Нижний Новгород — третья столица» был политическим. Касательно инвестиционного потенциала Нижнего Новгорода можно сказать, что он сильно преувеличен. Но смотрите, что происходит. Губернатор Валерий Шанцев все время говорит о росте инвестиционной привлекательности Нижегородской области. Если не по объемам инвестиций, то по темпам их роста мы якобы впереди России всей. Но разве можно совместить инвестиционную непривлекательность Нижнего Новгорода и рекордную привлекательность остального региона? Нижний Новгород — становой хребет инвестиционной привлекательности региона. И если Нижний Новгород движется в никуда, как утверждают оппозиционеры, то и всю Нижегородскую область звать «никак». А значит, нам опять пудрят мозги о том, что инвестиции на нижегородскую землю текут рекой. И исходит эти благостные данные от губернатора.

Городская оппозиция хочет доказать недоказуемое: якобы в области благодаря Шанцеву все благополучно, а в Нижнем Новгороде из-за Булавинова все плохо. Мол, в области строятся заводы, а в Нижнем Новгороде за последние годы не построено ни одной пятизвездочной гостиницы. Давайте разбираться по существу. Инвестиционную привлекательность в Нижегородской области и её центре взял на себя губернатор Шанцев, оставив мэрии лишь ЖКХ и благоустройство. В городской администрации никто не говорил, что мы круче всех и что мы — маленькая Москва. В областном правительстве тоже сориентировались и сделали ставки на трехзвездочные гостиницы в расчете на массового туриста средней руки. И вообще, если будет нужда именно в пятизвездочной большой гостинице, то бизнес быстрее власти поймет это и начнет соответствующую работу. Никто не мешает видному оппозиционеру Олегу Валентиновичу Сорокину заняться строительством пятизвездочной гостиницы, если это так необходимо.

 

Вадиму Булавинову пришлось практически в одиночку отстаивать интересы Нижнего Новгорода перед областью, а все остальные, включая оппозиционеров, в это время работали на свой личный интерес

 

Вообще, подобный уровень мышления городской оппозиции поражает. Нижний Новгород стал городом диспропорций. У нас валятся ГАЗ и ряд других крупных предприятий, а торговых центров в разы больше, чем требуется. По торговым площадям на душу населения мы трижды перекрыли все нормы. Идет бездумное, бессистемное инвестирование в торговые центры с целью их дальнейшей перепродажи. Насколько я знаю, мэрия не поддерживает такую линию. Но что тут можно сделать, если область поощряет этот курс, а та же оппозиция помалкивает?

Критики жалуются на то, что бюджетная обеспеченность жителей Нижнего Новгорода ниже, чем в других городах-миллионниках и даже в более мелких городах. И в то же время восхваляется губернатор Шанцев за ФОК с бассейном и ледовым катком в Семенове. Эти вещи связаны: бюджетная обеспеченность жителей Нижнего Новгорода ниже, чем в других городах, потому что в Семенове, Шатках, Лыскове строят ФОКи, на которые там объективно не могут заработать. Туда ушли, как ни крути, нижегородские деньги. Это областная политика. И губернатор не спешит строить обилие ФОКов в Нижнем Новгороде, ссылаясь на то, что тут есть хоть какие-то спортивные объекты, а в Семенове — нет. Поэтому если уж и говорить о заслугах Шанцева в обеспечении Семенова бассейнами и катками, то по всей видимости, можно было бы назвать и их источник — отъем денег у областного центра.

Сейчас очень модной является тема инноваций. Мол, в силу того, что мы располагаемся рядом с Москвой, у нас тут есть определенные возможности. Губернатор Шанцев «что-то делает», а мэр Нижнего Новгорода «не делает». Это противопоставление активно тиражируется. А что, собственно, сделал в инновациях Шанцев? Да, красивых слов много. А где конкретика? Наш губернатор все хочет сделать один, чтобы потом не только себя похвалить, но и других поругать. Поэтому нет ничего удивительного, что мэрия, которую принижают до уровня сельсовета, не рвется в бой. Замечу лишь, что в плане инноваций близость к Москве особой роли не играет. Мы живем в информационную эпоху, и расстояния зачастую теряют решающее значение. Неслучайно провалилась шанцевская «теория радиусов». Мол, наш регион привлекателен тем, что в радиусе 500 км от него большая заселенность территорий.

Оппозиция упрекает мэрию в том, что городская власть считает приоритетным прямое получение денег в бюджет, а не развитие экономической деятельности. Тут важно понять две вещи. Во-первых, город лишен стимулов. Налог на прибыль уходит в областной бюджет. Поэтому от функционирования экономики бюджет региональный зависит гораздо больше, чем городской. Кроме того, именно губернатор создал в Нижнем Новгороде политическую нестабильность, которая диктует поведение мэрии — жить сегодняшним днем.

Враги и друзья местного самоуправления

Мы сплошь и рядом видим несостыковки между городом и областью. Поэтому оппозиция вроде бы логично заявляет о том, что отношения между мэром Вадимом Булавиновым и губернатором Валерием Шанцевым нужно нормализовать. Однако речь идет о том, что Булавинов обязан это сделать. А если не получится, то действующий глава Нижнего Новгорода не должен идти на третий срок. Но ведь отношения мэра и губернатора — это улица с двухсторонним движением. А тут все возлагается на одну сторону. Видимо, для оппонентов Булавинова просто создалась удобная ситуация, чтобы устроить атаку на городскую власть. А с какими аргументами, уже неважно.

Оппозиция лукаво сравнивает результаты областного правительства и городской администрации, не упоминая, что бюджеты Нижегородской области и Нижнего Новгорода различаются в разы, что областная целевая программа развития области на порядок выше, чем у города. И что инвестиционный механизм, созданный в области, по факту разрушил подобный механизм в городе.

Городская оппозиция решила опереться на губернатора Шанцева. В сложившейся системе взаимоотношений города и области это вполне естественно. Но тогда антибулавиновским оппонентам не с руки выступать с защитой местного самоуправления. Ведь Валерий Шанцев всегда жестко позиционировал себя как врага местного ­самоуправления. Мол, это наши европейские недруги подкинули нам эту идею для распыления средств. Вроде как не сходятся концы с концами у булавиновских оппонентов. Они, видите ли, выступают под губернаторскими знаменами, но за местное самоуправление.

Нижегородские оппозиционеры утверждают, что в городе должно прекратиться единовластие одного человека. Мол, это плохо, когда политика в городе определяется только Вадимом Евгеньевичем. И делается вывод, что на сегодняшний день местное самоуправление отсутствует на уровне думы и городской администрации.

Что ж поделать, если Вадиму Булавинову пришлось практически в одиночку отстаивать интересы Нижнего Новгорода перед областью, а все остальные в это время работали на свой личный интерес? Политику определяют те, кто отстаивает интересы многих. Если в Нижнем Новгороде это делал лишь один человек и нажил себе этим не только политические дивиденды, но и проблемы, то о чем тут говорить? И потом, оппозиция говорит о местном самоуправлении как о некоем органе. Это неверно. Органы вторичны — первично участие людей в управлении районом, городом, отражение интересов в делах. Плохо, что оппозиция этого не понимает.

Шанцев открыто заявляет о том, что местное самоуправление — это скорее проблема. А может быть, и городская оппозиция на деле является врагом местного самоуправления? Один из оппонентов мэрии говорит: «Меня умиляют эти объезды дворов, лазание по крышам. Это не решит ни одной городской проблемы!». А что решит? Постройка еще одного торгового центра или пятизвездочной гостиницы? Для меня местное самоуправление — прежде всего, нетекущие крыши и благоустроенные дворы. А для оппозиции — это пятизвездочная гостиница…

Оппозиционеры посмеиваются: мол, у нас мэры очень любят хвататься за метелку, а хвататься нужно за реальные рычаги управления городом. Так это же, собственно, и есть идеал губернатора — чтобы мэр был только с метелкой, а рычаги управления были только у губернатора!

Всё от безответственности оппозиционеров

Булавинова ругают за единовластие. А какая ещё может быть схема управления городом, если все остальные политические игроки демонстрируют полную безответственность? Оппозиционер Олег Сорокин недоволен тем, как используется рынок наружной рекламы в Нижнем Новгороде. Но в 2006 году именно депутат Сорокин занимался этой проблемой и грозился навести там порядок. Не нравится ему и рынок теплоэнергетики. Он, вроде как, хочет получить с него доходов в казну города. Но «Теплоэнерго» не для этого существует. Это не источник для казны. Тут средства зарабатываются для модернизации теплоэнергетической инфраструктуры, на которую требуются огромные деньги.

Оппозиция ставит вопросы о количестве мест в детских садах, пробках на дорогах, отсутствии бассейнов… Тогда возникает вопрос: а чем четыре года занималась городская дума? Бассейн можно построить. Мы помним, как построили стадион «Труд» в 2002 году за счет недоремонта дорог. И что?

А разве это не безответственность, когда заявляется, что количество отремонтированных крыш — это смех? Мол, пусть власть назовет крупные объекты, о которых можно сказать, что они появятся через какой-то срок. Да, вот летом 2009 года сдали в эксплуатацию три школы. Или крупные объекты — это только торговые центры?

В планах только пиаровская задача

Всем нам интересен план развития Нижнего Новгорода, его среднесрочные и долгосрочные перспективы. Что тут предлагает оппозиция? Все то же самое, что и в 2005 году — маленькую Москву. И опять звучат обещания, что эту серьезнейшую задачу можно решить в краткий срок. Это это скорее пиар-задача.

И решается она за счет будущего нашего города. Вот Олег Сорокин в одном из своих интервью говорит: «Если перечислить те ­объекты, которые построил Валерий Павлинович за годы своего губернаторства на территории города и области, то крыть-то нечем». Есть чем крыть. Значительная часть этих объектов построена в долг, на кредиты. Все это скажется на развитии города в ближайшие годы. Что касается Нижнего Новгорода, то тут ничего не построено с нуля, все только достраивалось и реконструировалось. Роль Шанцева, если брать это за критерий, в развитии Нижнего Новгорода близка к нулю по сравнению с тем, что, например, сделал советский «мэр» Александр Александрович Соколов, которому сейчас хвалебных песен не поют.

Если честно, нижегородская оппозиция меня просто умиляет. Эти люди считают, что раз они занимаются бизнесом, строят торговые центры, открывают рестораны, то они понимают, как вести городское хозяйство. Это совершенно разные сферы деятельности. Пусть каждый занимается своим делом.

А те, кто с нами красиво говорит, почему-то никогда нам красиво не делают.