10-03-01

Экономика

В долгах, как в шелках

Казалось, что после авантюрной финансово-бюджетной политики губернатора Валерия Шанцева в 2009 году, в 2010 году будет проводиться курс если не на сбалансированность бюджетной системы региона, то на ее стабилизацию. Однако уже в середине февраля губернатор Шанцев и его правительство опять скатились на дорожку финансово-бюджетного авантюризма.

Долги долгам рознь

22 декабря 2009 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратился с ежегодным посланием к депутатам регионального парламента. Одну из главных задач он обозначил как обеспечение сбалансированности бюджетной системы области. При этом он заявил: «В условиях снижения объема доходной части бюджета и доступности кредитных ресурсов мы ограничили принятие новых расходных обязательств, значительно сократили расходы капитального характера, сконцентрировав их на завершении объектов высокой степени готовности».

Жаль, что губернатор Валерий Шанцев не сказал прямо — надо жить по средствам. Тогда бы все стало ясно, но эта финансово-бюджетная идеология вновь была скрыта за потоком сознания первого лица области.

Более конкретным был вице-губернатор Владимир Иванов при подведении итогов за 2009 год. Он в частности заявил, что в прошедшем году пришлось привлечь заемные средства: был увеличен объем кредитов коммерческих банков на 5,4 млрд рублей (средняя ставка по привлеченным кредитам составила 12,17% годовых), разместили пятый облигационный займ Нижегородской области в сумме 3 млрд рублей сроком на три года под 13% годовых, были привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета в сумме 4,1 млрд рублей. Объем государственного долга на конец 2009 года составил 19,6 млрд рублей. При этом Владимир Александрович оптимистично заявил, что долговая нагрузка на бюджет (отношение долга к налоговым и неналоговым доходам) составила 38%. Мол, тут мы находимся на экономически безопасном уровне.

К этой оценке можно подходить по-разному. По либерально-монетаристскому Бюджетному кодексу РФ, долговая нагрузка как максимум может составлять 100%. Есть регионы, в том числе экономически продвинутые, например, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, у которых долговая нагрузка намного больше, чем у Нижегородской области. А Московская область вообще находится в состоянии дефолта, и федеральное правительство выделяет этому региону десятки миллиардов чуть ли не безвозмездной помощи. В этом плане у нижегородчины с госдолгом действительно не все так плохо.

Но если отбросить довод, что у других долги больше, то ситуация представляется не столь благостной. Что тут можно сказать? Не нравится, прежде всего, тенденция. Слишком быстро и слишком плотно мы сели на долговую иглу, став кредитными наркоманами. Наши долги представляются слишком дорогими — по 12–13%. Почти уверен, что московские и татарстанские долги дешевле, а большая часть их вообще относится к категории беспроцентных. Кроме того, если у Москвы и Татарстана есть ресурс экономического роста, то у нас его почти нет. Нижегородская промышленность (автопром в первую очередь) в значительной своей части неконкурентоспособна. Поэтому сравнение с Москвой, Санкт-Петербургом и Татарстаном, смело наращивающих свою долговую нагрузку, не совсем корректно. Так можно дойти до сравнения Нижегородской области с США, хотя нам явно ближе Греция.

Больше кредитов — крупных и долгих?

Самое интересное заключается в том, какая же сбалансированная бюджетная политика формируется на нынешний год? И вот оказывается, что после включения в областной бюджет на 2010 год Областной целевой программы развития, дефицит нашего бюджета составит около 8 млрд рублей. Покрываться он будет, надо думать, за счет шестого облигационного займа на 3 млрд рублей и кредитов коммерческих банков.

Практически вся областная целевая программа развития в региональной ее части будет осуществляться за счет заемных средств. В программу развития попал метромост, на который предусмотрено 1,5 млрд рублей из областного бюджета и столько же заемных средств. 1,1 млрд рублей будет затрачено на три ФОКа. Вкладывается бюджетный ресурс в 10 объектов образования, шесть объектов здравоохранения, бизнес-инкубаторы. Профинансирована будет подготовка проектно-сметной документации на театр оперы и балета, трамплин (его обещали построить чуть ли не в 2008 году, но теперь, видимо, до Олимпиады в Сочи наши прыгуны-лыжники там потренироваться не успеют), горнолыжную базу и десятки других объектов…

Интересно, что в расходной части бюджета есть задолженность по 19 объектам капитального строительства. Это очень неприятный симптом. С Нижегородской областью вряд ли будут работать крупные подрядчики, когда им долго не платят. Кроме того, данную ситуацию можно рассматривать как и сигнал о том, что мы сели на все виды долгов прочно и с охотой.

По расчетам финансистов, в 2010 году мы выходим на долговую нагрузку в 46%. То есть плюс восемь пунктов к 2009 году. Это почему-то называют ответственной бюджетно-финансовой политикой, опять же ссылаясь на Москву, Санкт-Петербург, Татарстан и Саратовскую область, где, вроде как, долговая нагрузка 63%.

Опять же идут заявления, что все нормально. Вспоминают времена, скорее всего, при губернаторе Иване Склярове и мэре Нижнего Новгорода Юрии Лебедеве, когда долговая нагрузка составляла около 100%. Но это вряд ли хорошие пример для подражания. Отметим, что мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов проводил и проводит политику очистки городского бюджета от долгов. Перед приходом Валерия Шанцева этим самым занимался губернатор Геннадий Ходырев. И вот Валерий Павлинович чуть ли не за пару лет подводит нас к отметке долговой нагрузки в 50%. За это спокойно проголосовали депутаты из бюджетного комитета регионального парламента.

Любопытно, что сторонником наращивания госдолга позиционирует себя председатель бюджетного комитета ЗС НО, банкир Александр Шаронов. Он полагает, что нижегородцы зря позволили рост транспортного налога и тарифов на электроэнергию в своем регионе выше, чем в других субъектах. Надо, мол, снизить их для потребителей и требовать от Москвы финансовой поддержки. Так как это делают в Мордовии или Чувашии, которые смело лезут в долги, поддерживая своего производителя. Вряд ли это правильно.

Политика Шанцева понятна — он будет отчитываться сданными объектами капитального строительства, а о госдолге будет говорить уже следующий губернатор. Как это делал Булавинов после Лебедева. Что касается краткосрочных и среднесрочных интересов региона, то курс на увеличение госдолга тоже можно понять. Но какой тут долгосрочный прогноз? Мол, Россия все потом спишет или, вообще, России как единого государства не будет? В этом плане нам на республики вроде Татарстана или Чувашии тоже нет смысла равняться.

Но и в краткосрочном плане проблемы возникают. Нижегородской области на днях понизили кредитный рейтинг. А, значит, дешевых кредитов не будет.

Виктор Деменев