10-03-15

Политика

Хорошист областного значения

На этой неделе стало известно, что губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев получил четыре из пяти возможных баллов в «рейтинге выживаемости» глав регионов. По версии экспертов Международного института политической экспертизы и Фонда «Петербургская политика». Неизвестно, по каким именно параметрам составители рейтинга поставили Шанцеву «хорошо» за выживаемость. Ему надо ставить пятерку. Так как, несмотря ни на какие обстоятельства, он сидит в своем кресле и даже планирует делать это в ближайшие пять лет. Вообще, в последние месяцы в Нижегородской области происходит много интересного, словно кто-то педалирует этот водопад событий, который подается нам в разрозненном виде. А между тем, если собрать эту мозаику, картина становится понятнее.

«Неуд» по экономике…

Словно подводя итоги своей пятилетней работы, губернатор Валерий Шанцев подсел на федеральные СМИ, заливая туда информацию о своих успехах, видимо, с надеждой, что тот, кто надо, отмониторит. Сие есть не просто отчет, а прицел на то, что за это по головке погладят и еще раз в качестве губернатора предложат.

Вот и занялся самопиаром господин Шанцев. Говорят, что московское пиар-агентство, надо думать не по дружбе, подсвечивает великие достижения. Разумеется, надо показать, что наши региональные власти купаются в деньгах. Чуть ли не буквально. Выходит губернатор на вышку в полосатом боди и ныряет в денежные средства, как герой Диснея Скрудж Макдак. Ведь рассказывает же губернатор журналистам, что привлек в регион за пять лет своего губернаторства около 700 млрд рублей, из которых $1,7 млрд — иностранных инвестиций. Это уже не инвестиции, а просто денежное цунами, накрывшее регион. Вы видели это экономическое чудо? Правда, губернатор тут же поясняет, какие именно проекты он имел в виду — крупный литейно-прокатный комплекс на Выксунском металлургическом заводе, а также вот вместе с ЛУКОЙЛом он заканчивает в августе комплекс на Кстовском нефтеперерабатывающем заводе по глубокому каталитическому крекингу нефти. А вместе с «Северсталью» он создал фирму «Лугас Металл НН» — завод по производству всех видов строительной арматуры. Словом, эти проекты, намеченные еще до прихода Шанцева в регион, оказались записанными в его актив. Не помогал, так хоть не мешал. И на том спасибо, видимо. А то, что список нереализованных и чисто шанцевских проектов остался за рамками реальности, — в федеральные СМИ, как правило, не попадает. Хотя нам в этом смысле есть что вспомнить, точнее, помянуть минутой молчания. Снимите головные уборы. Помните, как некоторые потенциальные инвесторы были выставлены за ворота, так как предлагали унизительные для нас проекты узловой сборки каких-то там иномарок в ничтожном количестве? Сейчас эти несчастные работают в какой-то юродивой Калужской области, которая таким вот образом насобирала на целый автомобильный кластер. Ну, мы же не побирушки. Тем более у нас есть ГАЗ. Помолчим о нашем международном аэропорте, который больше похож на районную автостанцию, а также снимем шапки при мысли о местном Голливуде, Глоуб-тауне, оперном театре в форме шара и прочей роскоши.

Впрочем, реальные губернаторские печали можно и не умножать — неудачи посыпались, как из рога изобилия, в такой неподходящий момент, когда просто необходимо быть как в том анекдоте: все кругом в нечистотах, а герой один весь в белом.

А прорвало там, где было тонко, — в Нижнем Новгороде на улице Богдановича. Там «Нижегородкапстрой» освоил свыше 430 млн рублей на строительство 253 квартир для расселения жителей ветхих домов. С сентября прошлого года застройщик неоднократно переносил сроки ввода домов в эксплуатацию. Гром грянул в ноябре 2009 года, когда расходование бюджетных средств проверила Счетная палата РФ, обнаружив, что квартиры приобретались в низкой степени готовности. Но самое интересное было в том, что в числе акционеров «Нижегородкапстроя» состоит коммерческая фирма вице-губернатора Валерия Англичанинова. В конце прошлого года ситуацию в мелкоскоп рассматривал зампред правительства РФ Дмитрий Козак. Уже возбуждено уголовное дело, в чем тоже приятного мало. Да и Фонд реформирования ЖКХ якобы очень обиделся.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings, которое, видимо, тоже не в курсе, что подмочило немного полотно под названием «Благополучный регион» художника Валерия Шанцева, понизило нам долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте с уровня «BB-» до «B+», кроме того, национальный долгосрочный рейтинг был понижен с уровня «A+(rus)» до «A(rus)». Ну и, наконец, само правительство не смогло удержать планку госдолга на уровне 40%, перескакивая через нее. В итоге, планка была повышена до 50%. Жизнь в долг засасывает, но губернатору нужно достроить запланированное, иначе о чем отчитываться?

…и «хорошо» за непотопляемость

Губернатор Валерий Шанцев — несомненно, опытный политик, поэтому «двойки» по экономике и финансовой политике он компенсирует «четверками» в рейтинге выживаемости. Международный институт политической экспертизы и Фонд «Петербургская политика» представили шестой рейтинг политической выживаемости губернаторов России. Экспертами по 5-балльной шкале оценивается степень политического влияния действующих глав субъектов Федерации с точки зрения их способности сохранить свой нынешний пост в течение ближайшего года. Имена экспертов большей частью ни о чем не говорят, а самый главный эксперт по выживаемости губернаторов в такой ерунде не участвует и ею же не руководствуется. Правда, результаты все равно некоторых окрыляют. Иначе не стала бы шанцевская служба пропаганды распространяться об этом успехе: Валерию Шанцеву поставили «четверку»!. Эксперты уверены, что он сохраняет контроль за ситуацией в регионе, однако отмечают, видимо, легкую «раздраженность местных элит подчеркнуто жестким стилем управления», а также конфликт с мэром Нижнего Новгорода и отдельными депутатами Госдумы. Ситуацию усугубляет влияние кризиса на социально-экономическую ситуацию в области. То есть раздражение элит, конфликт с мэром областного центра и депутатами Госдумы, развязывание политвойны, а также проблемы с социально-экономическим положением в регионе тянут на минус балл от максимальной отметки. То есть сущий пустяк.

Раздражение элит, конфликт с мэром ­областного центра и депутатами Госдумы, развязывание политвойны, ­проблемы с социально-экономическим ­положением в регионе тянут на минус балл от ­максимальной губернаторской отметки

А между тем, это самое легкое раздражение доходило до прямых пикировок, и даже заведение уголовного дела на заместителя мэра Нижнего Новгорода Владимира Колчина местная элита считает политическими происками губернаторского лагеря. Кстати, совсем недавно Вадим Булавинов вышел в белом из этой грязной ситуации — уголовное дело на его подчиненного было закрыто. А вот интерес к заместителю губернатора у правоохранительных структур только зреет. Да и разбирательства с московской рекламой, где нарушения были допущены, пока Шанцев числился работником московской мэрии, периодически всплывают все в тех же федеральных СМИ. Кстати, закрытие уголовного дела на Колчина сопровождалось разговорами о том, что нижегородский губернатор почти лишился тяжелой артиллерии, то есть поддержки региональных силовых структур. Это вообще очень тревожит.

Интересно, как сам губернатор оценивает ситуацию в регионе в интервью РБК daily: «Мне эта работа нравится, я уже стал здесь своим человеком, меня теперь не называют варягом… С промышленниками, интеллигенцией и местными властями у меня изначально сложились комфортные отношения. Что касается политической тусовки… Она всегда на нижегородчине была сложной, такой и остается. Там считают: нет драки, значит, и политической жизни нет. Я стараюсь драк избегать — это не мой стиль работы». Как говорится, «читал, много думал, рыдаю».

Кстати о прессе. Губернатор позиционирует себя как поклонник свободы слова и охотно выкраивает из регионального бюджета содержание придворным СМИ. Правда, все это не мешает ему поддавливать оппозиционную прессу, лишать аккредитации особенно неприятных журналистов, благословлять изъятие техники из неправильных редакций и благоволить только к своим. Свои, кстати, тоже не скромничают, и не так давно отказался от участия в программе ТК «Кремль» известный депутат регионального парламента Александр Сериков. Ему просто объяснили, что можно говорить, а о чем лучше молчать. И депутат оскорбился.

Тем, кто неправильно освещает жизнь наших Нью-Васюков и работу главы региона, угрожает страстная переписка с пресс-секретарем губернатора Евгением Муравьевым, известным мастером эпистолярного жанра и просто обладателем легкого и приятного стиля. Например, известному журналисту Андрею Караулову указали и на весенние расстройства, и на маразм, и на прочие признаки непрофессионализма. Теперь господин Караулов намерен подать в суд, который определит, у какой из сторон спора маразм.

Впрочем, есть у регионального правительства и другие способы подтянуть звезд журналистского небосклона. Вот уже мы можем лицезреть возвращение на областной канал Георгия Молокина с освещением, правда, почему-то жизни города N, а не N-ской области, и Ильи Ластова с продуктом, чей жанр определить трудно. Эти динозавры политпиара, пока не вымерли на нижегородском телевидении, обычно подвизались на ниве выборов. И их появление неслучайно. Сейчас уже никто не верит в то, что если губернатор назначается, то он не тратит денег на выборы. Назначаемый глава региона тратит средства на выборы себя любимого на очередной срок чуть ли не больше всенародно избранного. Просто избиратель у Валерия Шанцева поавторитетней тех, кому можно на уши лапши навешать о прорывах в инвестиционной политике региона.

Денис Никифоров