10-03-22

Культурный слой

Одинокий голос флейты

В Филармонии случился уникальный для Нижнего концерт. Музыкант два отделения играл на флейте, пребывая на сцене в полном одиночестве, при этом удерживая на себе внимание публики. Один человек, один голос, и это ох как брало за душу. На подобное выступление «осмелился» Андрей Малых, флейтист симфонического оркестра нижегородской филармонии. Мы с Андреем дружим двадцать лет. Он долгое время являлся участником моей группы «Хроноп», и даже года три не принимая участия в концертах «хронопов», все равно на всех альбомах группы регулярно отмечался. Таких творческих людей в Нижнем еще поискать, я за сказанное отвечаю. Нынешнее выступление представлялось как этапное в жизни музыканта. И было интересно порасспрашивать — почему?

-Этапное, в том смысле, что мне 50 лет в этом году исполняется. Хотелось испытать себя, выйдя с одноголосным инструментом — и чтобы люди не заскучали. Проверить, смогу ли сыграть так, чтобы было интересно.

О программе

— Итак, в первом отделении ты играл Баха, а во втором — Пьяццоллу. Если с Бахом все более или менее понятно, то почему вдруг Пьяццолла. Необычный выбор филармонического концерта.

— Все верно, партита ля-минор Баха, затем соната его сына Карла Филиппа Эммануэля, а также соната в духе барокко современного московского композитора Давида Кривицкого, волею судеб прикованного к постели и, тем не менее, находящегося на творческом взлете. Он по количеству сочинений едва ли не вошел в книгу рекордов Гиннесса. Я уже играл с оркестром два его концерта для флейты. Мне нравится музыка Кривицкого, поэтому пьесу эту я сознательно включил. Что до Пьяццоллы — да, есть мнение, что он салонный. Но оно предвзятое. Несколько лет назад у меня появились ноты шести танго-этюдов, и я, читая их, убедился, что по глубине мысли эти пьесы нисколько не проигрывают классическим произведениям — мощная сила воздействия.

— Да, Пьяццолла очень эмоционален…

— Его шесть танго-этюдов — драматургически выстроенный мир. Я не расцениваю Пьяццоллу как облегченного сочинителя. Мне было приятно слышать, когда говорили, что его музыка зацепила душу. Ведь концерт — не повод показать себя, свои достижения. Мне хочется, чтобы в первую очередь люди музыку услышали. А то ведь можно насобирать программу из того, что у тебя лучше всего получается: выходи и играй, весь такой хороший. А тут концепция — в первом отделении музыка старинная, во втором — современная.

— Долго готовился к концерту?

— Где-то с год назад я играл концерт в малом зале филармонии — с клавесином и маленьким органом-позитивом. Понравилось. И затем вышел к главному дирижеру и директору филармонии с предложением — сыграть одному. Только с флейтой. Они поддержали, включили программу в абонемент «Музыкальная мансарда». Принялся учить текст потихоньку — год был впереди. Но по-настоящему впрягся уже за месяц. Когда играешь один — мало знать ноты, что-то большее требуется. Надо выходить и общаться со слушателем. Это физические и нервные затраты. Не каждый сможет выдержать. А гениальная музыка Баха требует просто колоссальных затрат, и это не только мое мнение.

— Во время выступления ты обращаешь внимание на реакцию публики?

— Если музыкой увлечен, уже и не замечаешь. Важно, что исходит от меня. Говорят, что исполнительство подразумевает вдохновение, дар свыше, оно, может, и так, но все же здесь есть момент прагматизма — в этом куске такую эмоцию дашь, в следующем — иную, в третьем — комбинируешь. Конструируешь из набора эмоций. Досадно лишь, что без потерь не удалось сыграть: кое-какие нотки выпадали, всякие мелочи.

— У тебя нет продюсера — а был ли советчик, когда ты готовил программу? И нужен ли он тебе?

— Когда я учился, такой человек был необходим. Со стороны все-таки слышнее. Но период обучения уже прошел. Я и играю сольные концерты, потому что хочу поделиться тем, что у меня внутри накопилось. Этой базы мне хватает, и я еще долго могу этим делиться. Многие годы.

— Помню ваш совместный с женой концерт в консерватории. Ты на флейте, Надежда — на органе. Я думал, ваш тандем сложился, и вы представите новую программу…

— Дуэт не отменяется. В феврале мы вместе сыграли си-минорную сюиту Баха. Мне нравится, как Надя играет. Есть идея к моему пятидесятилетию записать три альбома. В том числе и наши совместные шесть баховских сонат с органом. И отдельный диск Пьяццоллы. Наверное, и с оркестром что-то сыграю и запишу. Только не хочется затевать проект ради себя — надо ради музыки.

О музыке, как спорте

— Часто ли ты посещаешь чужие концерты?

— Редко. Напосещался в свое время прилично. Когда играю в оркестре, я исполнитель — но и слушатель тоже. Меняются солисты и дирижеры…

— Такого, чтобы до глубины души прокачало, давно не бывало?

— Давно. Вот было советское поколение — Коган, Гилельс, Рихтер, гранды. Но сегодня изменились принципы исполнительства, музыкантов заботит в первую очередь, чтобы ноты были четко сыграны, без помарок. А зачем эти ноты были сочинены композитором — мол, нечего об этом думать. Наше дело — ноты играть…

— Музыка стала спортом — это и в рок-музыке часто…

Если музыкой увлечен, уже и не замечаешь реакцию публики. Важно, что исходит от меня — музыканта

— Может быть, в том вина бесчисленных музыкальных конкурсов. Это соревнования, там баллы ставят, как в фигурном катании. Во главу угла становится безупречное исполнение А сама музыкальность, содержательность музыки, ее понимание больше не есть главное. И музыка постепенно уходит на десятый план.

— Страшно это…

— Лет сорок идут споры: конкурсы — благо или зло? Там главное — исполнить без помарок. Молодые играют, а публика не понимает, что происходит, что в такой музыке хорошего.

Ты спрашиваешь, почему не бываю на чужих концертах. Ну, прихожу. Человек берет три ноты, и уже понятно, что будет дальше. Просто отыграет по спортивному интересу. На это время не хочется терять. Таких концертов масса сейчас. Концерт имени музыканта, он научился чисто играть нотный текст. Спорт — на Олимпиаде, а в филармонию я прихожу за музыкой. И вот скучаешь, еле-еле высиживаешь. Часто слушаю запись мастеров тридцатых годов — тогда иначе играли, напирая на содержательную сторону и на общение с публикой. Ведь залу должно быть понятно, почему исполнение таково. И хочется сыграть так, ради чего музыка задумывалась.

— Ты преподаешь в консерватории. Скажи, зачем сегодня люди идут учиться музыке? На что рассчитывают?

— Не совсем понятно. Музыкальную школу промучались, на училище, возможно, родители настояли, но зачем им консерватория? И все-таки поступают. Возможно, хотят доказать себе, что в музыке могут что-то сотворить. Многие занимаются в полсилы, видно, их не особо тянет в музыку, и совсем уж единицы ее искренне любят. Я стараюсь привить именно понимание музыки. Уметь играть, конечно, нужно, хотя не во владении инструментом дело, ведь виртуозность, не затрагивающая содержание музыки, — однобокая штука. Техника — дело наживное. Но если в юном возрасте понимать музыку не научился, потом жизнь засосет — так и не поймешь.

— Как же этому научить?

— У всех разные природные способности. Один не слишком эмоциональный, но техника легче дается. У другого музыка рвется насквозь, что он не может с собой совладать и с ритмом проблемы. Но надо подводить к тому, ради чего музыка сочинялась. Чтобы расслышать, что автор в ноты вложил.

— И все как один рассчитывают на славу и успех?

— Мы же люди. Служим высокому искусству, а все равно когда хвалят — приятно. Но «хвалу и клевету приемли равнодушно».

О фее и желаниях

— Ты ведь сам начинал как гитарист и флейтой занялся поздно…

— Это до сих пор отрицательно сказывается. Когда ребенка сызмальства приучают к флейте, эффект сильнее. А я взял флейту в 21 год. И до сих пор то нота не та зацепится, то что-то пропущу — разные технические моменты. Порой и задумывался, что делать? Не играть совсем? Но ведь хочется, чтобы люди хорошую музыку послушали (смеется).

— Существуют во флейтовой музыке модные приемы, стили игры?

— В двадцатом веке, кажется, перепробованы все возможные приемы. Во флейте, в частности, игра аккордами. Знаю, ты ходил на валторниста Шилклопера — значит, слышал, как он раздваивает, расстраивает звуки. Это делается с помощью голоса. То же и на флейте можно. Учась в аспирантуре, я писал реферат на тему мультифонной флейты. Кстати, Кривицкий аккорды на флейте порой сочиняет. В одном его сочинении я их играл.

— Ты с оркестром часто выезжаешь в Европу. Что это тебе дает как музыканту?

— Мне повезло. Удалось сыграть сольный концерт Вивальди на флейте-пикколо — в Мадриде и Барселоне. И за границей наш оркестр играет лучше, чем дома: состав всё же поменьше, сплоченнее, программа — одна и та же, давно выучена. А публика везде похожа. Что испанцы, что немцы, что россияне.

— Мы долгое время играли вместе. Что тебе дал период, когда ты участвовал в рок-группе?

— Подход везде одинаковый — и в рок-группе, и в симфоническом оркестре, просто не надо что-то делать поперек музыки. Когда мы вместе придумывали аранжировки, мы вслушивались — подходит партия или нет к той или иной песне, к ее смыслу, к ее содержанию. Если не подходило — выбрасывали. Вот я готовил партиту Баха, и так и сяк играл текст, и лишь на сороковой раз или даже пятидесятый, постепенно, выяснялось, как надо, чтобы не поперек содержания. Хотя, конечно, не «хронопы» родили такую методологию, она в принципе такая. Но я вспоминаю те наши разговоры, споры за искусство — оттуда многое применяю и сегодня.

— Если бы сейчас некая фея предложила тебе исполнить одно заветное желание, связанное с твоей профессией,?— чтобы ты попросил?

— А можно два желания? Во-первых, хороший инструмент. Чтобы на сцене было легче выражать суть музыки. Моя флейта, по сегодняшним меркам, весьма средняя. Хотя лет пятнадцать назад я и о такой даже не мечтал.

— В чем суть флейты, о которой ты мечтаешь? Лучше звучит?

— Это как «жигули» и иномарка — ровнее поедет, звук красивее. Тембр богаче. Цены на современные флейты — порядка 15 тысяч долларов. Но есть и по 50 тысяч. И еще — чтобы фея избавила меня от исполнительских погрешностей на концертах. Когда цепляешь не ту ноту, это так досаждает. Слушатели, правда, говорят, что это незаметно, но все равно хотелось бы обойтись без ошибок. И надо успеть подготовить к пятидесятилетию концерт в филармонии. Может, тоже придешь, песенку споешь?

Вадим Демидов