10-04-05
Политика
Возврат от лунинизма к люлинизму
Заявление влиятельного функционера «Единой России» Вячеслава Володина о том, что секретарь областного политсовета партии власти должен занимать и пост председателя регионального парламента вызвало некоторый переполох в высшем элитном слое «единороссов». При продвижении «Единой России» к положению действительно правящей партии можно наблюдать в ее недрах обострение внутрипартийной борьбы.
Предложение Вячеслава Володина о совмещении партийного и законотворческого функционала в одних руках имеет в Нижегородской области свою предысторию
Разделяй и властвуй
Предложение партайгеноссе Вячеслава Володина о совмещении партийного и законотворческого функционала в одних руках имеет в Нижегородской области свою предысторию. Известно, что примерно до октября 2006 года эта линия неукоснительно проводилась в нашем регионе. Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин занимал пост и секретаря областного политсовета «Единой России». А второе лицо в партии — председатель исполкома Александр Вайнберг возглавлял фракцию «единороссов». Таким образом Люлин и Вайнберг занимали посты одновременно и тут, и там.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, понимая, что это совмещение делает Евгения Люлина слишком сильным, предложил разделить эти функции. Мол, законодательством должны заниматься депутаты, а партией — недепутаты. Шанцев образно прокомментировал свою идею: каждый должен нести свой чемодан. Тогда первый шаг по реализации этого замысла состоял в том, чтобы передвинуть Александра Вайнберга полностью в Законодательное собрание, где бы он поджал Евгения Люлина. По инициативе губернатора Нижегородской области, Вайнберга избрали заместителем председателя Заксобрания, а вскоре он оставил пост секретаря исполкома «Единой России». При этом Валерий Шанцев ссылался на Вячеслава Володина: вот, мол, он является заместителем председателя Госдумы и возглавляет там фракцию «Единой России». И мы, дескать, повторяем на нижегородском уровне федеральные тренды.
Несколько позднее был сделан и второй шаг в избранном направлении: разделили функции председателя регионального парламента и секретаря регионального отделения партии. В дальнейшем Люлин покинул пост спикера ЗС НО, чего и следовало ожидать.
Все возвращается на круги своя
Когда губернатор Валерий Шанцев решил проблему Евгения Люлина, от разделения законотворческих и партийных функций в Нижегородской области частично отступили. На данный момент председатель регионального парламента Виктор Лунин не только возглавляет ЗС НО, но и фракцию «единороссов», а также является заместителем секретаря регионального политсовета. Секретарь политсовета Александр Тимофеев не просто депутат, но и возглавляет комитет по экологии в ЗС НО.
Что касается исполкома «Единой России», то тут действительно произошла смена вех. Этот партийный орган почти утратил свою политическую составляющую, превратившись в структуру, отвечающую в большей степени за пиар.
И вот снова речь идет об объединении, как и во времена Евгения Люлина, постов секретаря политсовета и председателя регионального парламента. С той лишь разницей, что Люлин стал секретарем политсовета потому, что был спикером, а сейчас предлагается прямо противоположное — из секретарей политсовета в спикеры.
Конфликт интересов и поколений
В чем конфликт интересов между нынешними председателем областного Заксобрания Виктором Луниным и секретарем регионального политсовета партии Александром Тимофеевым? Лунин примерно до начала 2010 года демонстрировал практически полную поддержку курса Валерия Шанцева. После нового года председатель ЗС НО, похоже, изо всех сил сдерживает себя от критики тех или иных действий команды главы Нижегородской области. Все это делалось и делается только для того, чтобы удержать за собой спикерский пост и в следующем созыве, то есть с 2011 по 2016 годы. Если Лунин получит четкий и ясный сигнал о том, что он не имеет шансов сохранить кресло спикера ЗС НО, он, скорее всего, больше баллотироваться в региональный парламент не будет и уйдет на пенсию, чтобы рыбачить и предаваться прочим утехам заслуженного отдыха.
Но дело не только в Лунине как в председателе регионального парламента. Его уход может стать катализатором смены поколений в Заксобрании. Зашатаются позиции целого ряда опытнейших депутатов, на плечах которых во многом держится законотворческая работа: Александр Сериков, Николай Пугин, Николай Шкилев…
Александр Тимофеев представляет новую волну депутатов, которые почувствовали вкус власти. Эти люди готовы заменить Лунина и его команду. Тем более что Тимофеев, скорее всего, считает себя подходящим на пост спикера ЗС НО человеком.
Поэтому тут можно говорить не только о конфликте двух личностей, но и противоречиях политиков разных поколений. В известной степени ученики готовы заменить учителей.
Не приз, а усиление роли
По нашей информации, Виктор Лунин отреагировал на предложение Вячеслава Володина неоднозначно. Он полагает, что пост спикера регионального парламента нельзя рассматривать как приз за удачный результат «Единой России» на выборах. Тем более что результат дает не только секретарь политсовета, но и губернатор, а также депутаты различного уровня. Лунин высказал мысль об альтернативности на выборах спикера ЗС НО.?Мол, даже при назначении губернатора вносятся, пусть и формально, три кандидатуры.
Что касается позиций Александра Тимофеева, то ему, похоже, идея Александра Тимофеева нравится. Он видит в этом практическую реализацию партийной вертикали в представительных органах власти. Это, мол, все укладывается в рамки повышения роли и места правящей партии.
У Лунина и Тимофеева есть своя логика. Но отметим, что секретарей политсоветов избирали для реализации определенных задач, а не для того, чтобы они после выборов возглавили представительные органы власти. Это совершенно разный функционал. Иногда в регионах секретари областного политсовета даже не являются депутатами парламента. И что тут делать?
С другой стороны, Вячеслав Володин может подразумевать под совмещением партийной и законодательной властей не только бонусы за итоги выборов, но и усиление политических позиций спикеров, создание своего рода противовеса губернатору. Как это было во времена Евгения Люлина.
Поэтому если уж идти по этому пути, который был отвергнут губернатором Валерием Шанцевым в октябре 2006 года, то действовать надо гибко. В каждой области индивидуально рассматривать вопрос: секретаря политсовета делать спикером регионального парламента или наоборот? Где-то годится первый вариант, а где-то — второй. Что касается Нижегородской области, то отдать предпочтение одному варианту трудно. Можно с известной натяжкой сказать, что оба варианта приемлемы с позиции интересов Москвы и Нижегородской области, а можно сказать и прямо противоположное. Лунина трудно представить суперэффективным секретарем политсовета. Тимофеев пока не просматривается как авторитетный председатель Заксобрания.
В чем опасность идеи Володина? У нас принято, что любое предложение сверху реализуется по принципу клонирования вплоть до поселковых советов. После озвучивания таких мыслей у секретарей местных политсоветов тоже могут появиться амбиции. Почему, мол, не распространить совмещение партийных и представительных функций на более низкин уровни власти? И что получится? Вот секретарем нижегородского политсовета «Единой России» является депутат Владимир Тарасов. Допустим, в октябре 2010 года «Единая Россия» выигрывает выборы в гордуму Нижнего Новгорода. И теперь Тарасова изберут главой МСУ? Это явно неадекватный шаг. Примерно то же самое можно сказать о Дзержинске. Там главой МСУ станет Сергей Шамин, а не Виктор Портнов?
Так что, наверное, стоит говорить о гибком применении предложения Володина. И тогда будут и сильный председатель Законодательного собрания Нижегородской области, и главы МСУ в статусе спикеров земских собраний, получающие довесок в виде партийных полномочий. Тогда они будут в состоянии выполнять роль противовесов губернаторам и главам администраций. Если исходить из этого, то в предложении Володина логика, причем глубокая, точно есть.
Виктор Деменев