10-04-12
Среда обитания
Nota Bene
Заметки на полях русской действительности
О взятках
Чуть не ежедневно нынче сообщается о неслыханных по масштабу взятках в высших эшелонах власти.
На прошедшей неделе меня потрясли два события по этой теме. Нам показали по телевизору два десятка депутатов законодательного собрания одного из российских регионов за решеткой.
В узилище попали народные избранники за взятки, которые они брали от своих состоятельных сограждан за прохождение (или непрохождение) определенных местных законов. Больший цинизм и предательство народных интересов представить весьма трудно.
Наши депутаты фактически ни за что не отвечают. Напрашивается простое решение вопроса: публиковать в прессе, как голосуют депутаты (поименно) по тем или иным вопросам государственной значимости. Нужен же все-таки контроль со стороны тех, кто и дал им право на депутатский мандат?
Люди уже свыклись с тем, что депутаты, выбранные ими для защиты общественных интересов, озабочены своими личными привилегиями. В том числе позаботились они и о своей безбедной старости, отсидев в думском кресле четыре года и потеряв здоровье вследствие «непосильного» труда. Впрочем, каждый вправе иметь свое суждение по этому поводу.
А вот другой, не менее потрясший меня факт, обнародованный уже на местном уровне. В одном из нижегородских районов в милицию обратился лейтенант ГИБДД с заявлением об угоне его личного автомобиля. Нужно было указать его стоимость. Когда стала известна сумма, последовал легкий шок: рядовой офицер ГИБДД владел машиной, стоящей несколько миллионов рублей.
Сейчас этот факт расследуют. Чем закончится история, трудно сказать…
Могут и спустить дело «на тормозах». Факты взяток у нас зачастую недоказуемы.
Вот и думай, что легче и проще?
А что депутаты? Они себе организовали «неприкосновенность». Законы, которые они пишут, их самих трогать не велят. И потому удивляет то, что где-то посадили-таки народных, «неприкосновенных» избранников. Случай, скажу, небывалый.
Где ваша совесть, господа-товарищи?
И не надо делать кислое лицо.
И ухмыляться тоже не надо.
Если о совести сегодня вспоминают редко, это не значит, что ее отменили. Говорят, совесть — последний голос Бога в погрязшей от грехов душе. Даже у отпетого негодяя нет-нет да и проснется. На сон грядущий. И не дает уснуть.
Другое дело, что в этом случае человек пытается на интуитивном уровне, в порядке самозащиты оправдать себя, ссылаясь на других людей, вспоминать еще более «крутых» подлецов. Это все равно не спасает и никогда не спасет никого от внутренней борьбы со своей совестью.
Однажды мне пришлось присутствовать на тренировке младшей группы по восточному единоборству. Сэнсэй (так называют учителя) спросил своих учеников:
— Кто ваш главный враг?
Дети задумались, а самый маленький мальчик тоненьким голосом крикнул:
— Сашка Болотин из 1 го «Б»!
Сэнсэй медленно, чеканя каждое слово, начал говорить:
— Не Сашка и не Машка ваши главные враги. Не в ту сторону смотрите. Ваши самые главные враги притаились внутри самих вас. Я вам их назову. Хотите узнать? Вот они: зависть, жадность и трусость. Найти их может каждый. Может быть, у кого-то он, враг, другой. Но есть. Ищите. Поможет здесь только совесть. Вот она-то есть у всех. У кого-то стала слабенькой, и голос ее еле слышен, но если вы — настоящие воины, настоящие люди, то сможете этот голос услышать и победить своего врага. Тогда вы станете вдвое, втрое сильней.
Это был настоящий Учитель. Детям неслыханно повезло. Обретая такую науку жизни, ребята вырастут духовно закаленными людьми. Тогда мы сможем быть спокойными за подрастающее поколение.
А пока…
Рядовой случай: пожилого человека высадили из рейсового автобуса на загородной трассе из-за того, что при нем не было удостоверения личности с фотографией, подтверждающей подлинность пенсионного удостоверения, которое дает право на бесплатный проезд. То есть для льготного проезда мало одного удостоверения пенсионера, так как на нем нет фотографии.
Формальность? Да. Но она рождает необходимость каждому пожилому человеку иметь при себе сразу два документа. Если потеряешь (а с учетом возраста такое бывает часто), то сразу лишишься многих привилегий.
Рассказываю долго, потому что с такими, казалось бы, пустяковыми эпизодами пожилые люди сталкиваются практически ежедневно.
Например, чтобы получить субсидию для оплаты жилья, необходимо собрать ворох справок. Через некоторое время требуется заниматься этим снова, так как постоянных субсидий нет. Даже если тебе 80 лет и в ближайшие годы ты моложе и богаче не станешь.
Что это? Наша исторически безобразная система бюрократии не оставляет надежды на простые и понятные человеческие чувства — такие, как внимание и уважение к человеку. Те, кто пишет всякие законы и подзаконные акты, или не знают жизни, или жестокосердны.
Нужно было видеть глаза старика, высаженного на дороге. Старика, которому на больных ногах предстояло топать несколько километров до ближайшей остановки. А если у него не было в кармане денег, то идти пришлось бы бедному аж до города… К ночи, может, и дошел бы.
А может быть, совесть и милосердие действительно стали «эмоциями»? Ведь в законах нет таких понятий. Однако лишь совесть позволяет нам оставаться людьми.
Альбина Гладышева