10-04-26

Политика

Поспешное закрытие

Канавинский мост стал разменной монетой нижегородских политиканов

С 3 апреля в Нижнем Новгороде ограничено автомобильное движение по Канавинскому мосту через Оку. Добраться в верхнюю часть города из нижней и наоборот стало значительно труднее. Городу, загибающемуся в пробках, уготовано новое испытание. При этом складывается впечатление, что собственно копившихся годами проблем ремонта, которые могли стать причиной столь срочного закрытия Канавинского моста, не так много, как об этом говорят власти. Так почему же мост закрыли именно сейчас?

Поможет ли полуфабрикат?

В начале этого года заместитель губернатора Валерий Англичанинов дал пресс-конференцию. Мне удалось задать два вопроса относительно Канавинского и метромоста. И вот что ответил мне заместитель губернатора.

— Построили автомобильную часть метромоста в Нижнем Новгороде, а пробки в районе улицы Советской стали даже больше. Почему? И когда откроют движение общественного транспорта через метромост?

— В текущем году точно не планируется открывать движение общественного транспорта по совмещенному метромосту, поскольку там отсутствуют необходимые подъезды. Отсюда и пробки. По большому счету, мы выпустили полуфабрикат, а не готовое изделие, но дальше держать метромост без движения тоже не имело смысла. Поэтому нужно доводить до ума то, что не сделано и 2010 год будет посвящен этому.

— Когда будет закрыт на ремонт Канавинский мост, на какое время и когда по нему снова пустят общественный транспорт?

— По Канавинскому мосту после его закрытия общественный транспорт, наверное, очень не скоро пойдет снова. До окончания проектных работ говорить об этом рано. Но мост будет закрыт на ремонт никак не ранее лета 2010 года.

Любопытная информация, не правда ли? Областные власти не планируют открывать движение общественного транспорта по совмещенному метромосту неопределенно долгое время, однако не проходит и трех месяцев, как это движение открывается. Канавинский мост планировалось закрыть на ремонт никак не ранее лета 2010 года, однако его закрывают 3 апреля. Спрашивается, где логика и к чему такая спешка?

Заместитель мэра Сергей Гладышев заявил, что ответственность за эксплуатацию Канавинского моста в Нижнем Новгороде без введения ограничений после 2 апреля 2010 года не возьмет на себя никто. По его словам, 2 апреля 2010 года истек срок эксплуатации моста по гарантийному письму ЗАО «ИМИДИС» («Исследование мостов и других инженерных сооружений»). ИМИДИС в 2008 году выиграл объявленный мэрией конкурс на проведение обследования моста и проектирование его капитального ремонта. Сумма контракта составила около 15 млн рублей, и проектантам была дана предоплата. В ходе обследования выяснилось, что необходим не капремонт, а реконструкция моста.

В 2009 году был проведен новый конкурс на выполнение обследования моста и проектирование его реконструкции, который выиграло ОАО «Иркутскгипродорнии». Институт провел еще одно обследование моста, и 1 апреля в мэрию официально доставили документацию о небезопасности эксплуатации моста. Проектанты определили две полосы моста, движение легковых автомобилей по которым допустимо. Выходит, что именно сегодня мост закрыли некие «проектанты»?

Но давайте вспомним, что говорили по этому поводу еще полгода назад наши власти. Вадим Булавинов заявлял, что Канавинский мост через Оку, скорее всего, будет закрыт на ремонт не ранее осени 2010 года. «Думаю, раньше осени следующего года мы закрывать движение по Канавинскому мосту не будем. Пока готовится проектная документация, пока будут все сметы, пока пройдет конкурс, и только после этого будет закрытие моста»,?— отмечал глава города. А вот губернатор Валерий Шанцев 27 октября 2009 года заявлял, что Канавинский мост будет закрыт на ремонт в мае-июне 2010 года. Откуда такие разногласия в сроках закрытия?

Мост раздора

Попробуем разобраться вместе, кто же все-таки в большей степени виноват, что на серьезные транспортные проблемы Нижнего Новгорода наложилась еще одна суперпроблема — Канавинский мост.

О том, что Канавинскому мосту срочно нужен капитальный ремонт, стало известно еще семь лет назад. Мост был пущен в эксплуатацию в 1935 году, но отремонтирован единственный раз — в конце шестидесятых. В 1996 году капитальный ремонт не был завершен из-за прекращения ­финансирования, хотя мосты положено ремонтировать каждые пять лет. Летом 2003 года состояние моста было признано аварийным. Бывшие главы Нижнего Новгорода Иван Скляров и Юрий Лебедев просто-напросто отмахнулись от проблемы. Дескать, при нас мост не рухнет, а после нас хоть потоп. Главный инженер департамента мостов ОАО «Иркутскгипродорнии» Ирина Волгина заявила, что причиной резкого ускорения обветшания Канавинского моста стал незавершенный ремонт, проведенный в 1996 году администрацией Ивана Склярова. «К сожалению, именно в 1996 году ремонт по известным причинам не был проведен в полном объеме — было выполнено примерно 20% от запланированного объема работ. Курьез, конечно, но тогда даже на лакокрасочных и антикоррозионных покрытиях умудрились сэкономить — в результате всего за 14 лет после капремонта конструкции моста пришли к аварийному состоянию»,?— заявила Волгина.

При этом известно, что другой нижегородский мэр Юрий Лебедев куда охотнее занимался строительством метромоста, нежели ремонтом Канавинского мостового перехода. На метромост выделялись федеральные деньги, и участие городского бюджета в этом строительстве было не столь чувствительно. А ремонтировать Канавинский мост нужно было за счет местных бюджетов — Москва дает деньги главным образом на новые проекты. И не просто проводить косметический ремонт, но реально закрывать мост. Закрыть по сути главную транспортную артерию города своими руками — это в нижегородских реалиях означает похоронить себя как политика. Потому не закрывали и не ремонтировали.

За семь прошедших лет, с момента признания моста аварийным, ситуация явно не улучшилась. Кроме того, в городе давно наблюдается хронический дефицит мостов — всего три мостовых переходы через Оку и один — через Волгу. Иностранцы, приезжающие в Нижний, говорят, что в таком мегаполисе, разделенном рекой на две части нужно иметь не три-четыре, а как минимум пару десятков мостов. В прошлом году была пущена в эксплуатацию автомобильная часть метромоста через Оку. Однако власти, как мы уже выяснили выше, признаются, что пущенный объект — «полуфабрикат».

В России большинство важных событий происходит сегодня к разного рода знаменательным датам. Нижний Новгород не стал исключением. Цирк открыли к выборам в Государственную думу в конце 2007 года, метромост — к новому государственному празднику, 4 ноября. За счет этого власть набирает дополнительные очки. А если вдруг кому-то нужно, чтобы власть эти очки потеряла, что нужно сделать? Правильно, тогда перед очередными выборами нужно не открывать новые объекты, а закрывать действующие. Как известно, в августе заканчивается срок полномочий губернатора Валерия Щанцева. За неполных пять лет пребывания на посту главы региона у Валерия Павлиновича появилось немало политических противников. Недавно спикер областного парламента Виктор Лунин сообщил, что решение о возможном выдвижении кандидатуры Шанцева на новый срок президент страны примет до конца июня. При этом будет учитываться множество факторов, важнейший из которых — рейтинг губернатора среди населения региона, добрая половина которого проживает в областном центре. С другой стороны, в октябре 2010 года выборы в думу Нижнего Новгорода, плавно переходящие в избрание главы администрации и сити-менеджера. В свете неизбежного транспортного коллапса в Нижнем Новгороде рейтинг нынешнего мэра Вадима Булавинова как минимум не повысится. Однако это палка о двух концах: когда народ зол из-за бесконечных пробок, люди особенно не разбирают, на каком уровне власти, мягко говоря, была «допущена ошибка». А если, «грубо выражаясь», то в таких случаях мнение граждан справедливо сводится к незамысловатой формуле «все козлы».

В июне мы должны узнать, остается губернатор на своем посту или нет. До этого времени тормошить нижегородцев и реально ронять собственный рейтинг вроде бы нет смысла. То же самое относится и к Вадиму Евгеньевичу, однако он планировал подождать с закрытием до осени, когда будет решаться его судьба.

Я не знаю, кто на самом деле закрыли Канавинский мост. Ссылки на каких-то проектантов — это, на мой взгляд, детский лепет. Но сразу после закрытия моста в городе появились представители инициативной группы некого «антипробочного движения», которые ежедневно выходят на дороги города с плакатами и растяжками, требуя от чиновников пересесть на общественный транспорт, показав личный пример автомобилистам и уменьшив тем самым проблему дорожных заторов. Самое любопытно, что пересесть на общественный транспорт почему-то приглашают исключительно чиновников городской администрации, что само по себе наводит на смутные подозрения о политической ангажированности «антипробочников». А страдает от властных разборок, как всегда, обыватель, у которого нет личного транспорта. Впрочем, к этому в России, похоже, уже привыкли.

Сергей Анисимов