10-05-05

Культурный слой

Это загадочное «Послание»

Среди живописцев бытует выражение:

— Пиши, что в голову придет, искусствоведы все за тебя объяснят.

О том, как важно иногда дать правильное название картине, говорит один случай из творческой биографии известного московского художника.

Одна из его ранних работ была выполнена в пастозной манере, по цвету — смесь грязно-пепельных мазков, рисунок — нечто едва различимое.

На выставкоме он показал ее как «Опус № 13». Картину забраковали.

Тогда кто-то посоветовал художнику дать другое название: «Палестинские беженцы».

На следующую выставку картина — причем она была огромного размера?— прошла «с похвалой». Ее таскали тогда по всем зарубежным выставкам. Художник сразу стал знаменит. Теперь Виктор Калинин — действительный член Академии художеств России.

Сам он с юмором рассказывает об этом анекдотическом случае.

В наши дни авантюризм и грамотный искусствоведческий пиар, подкрепленный деньгами, вообще залог успеха. Дырявый башмак на подиуме представляется «артефактом» под названием «Дорога к коммунизму», а обнаженный «художник», на четвереньках скачущий по улице с ошейником,?становится член-корром Академии художеств. И никто из академиков не объявил о своем выходе из Академии в знак протеста.

Куда там! Это в дореволюционной Акаде­мии такие демарши делали честь и вызывали уважение к художнику.

Эти размышления посетили меня после прочтения пресс-релиза к фотопроекту «Послание». Выставка открылась в Доме архитектора и являла совместное творчество двух авторов: нижегородского фотографа Натальи Планкиной и дизайнера из Исландии Жанны Йонссон.

Экспозиция получилась эффектной. И, как любят зрители, загадочной. Возле фото-картин можно стоять долго, расшифровывая замысел художника. А удачный креатив обеспечил авторам огромный список тех, кого удалось заинтересовать в реализации проекта.

Очень красивый комментарий дала Жанна Йонссон:

—Нам показалось интересным использовать знаки подвижности и фрагментарности восприятия окружающего мира. Проект ­вообще ­реализуется с открытым кодом, и в том, что касается его смыслов, и в том, что касается его жизни,?— нет четкого расписания, сохраняется возможность, что для экспозиции в других городах будет доснят новый материал. Географическое перемещение выставок для нас очень важно, в неизбежных потерях и удивительных находках, которые случаются в дороге, таится трепетность, сиюминутность, непознаваемость мира как внешнего, так и внутреннего. В то же время именно дорога оказывается связующей нитью между людьми, городами и странами, нитью близости, взаимопонимания и в конечном счете родства. По земным дорогам летит почта, по небесным — птицы. Наверняка каждому известно щекотное любопытство, которое испытываешь, открывая конверт с иноземным штемпелем. И наверняка всякому не верится, что над русскими полями и африканской саванной летают одни и те же журавли…

Наташа Планкина не менее художественно продолжает:

—Проект посвящен двум героям — человеку и пространству вокруг него. Женщина в состоянии ожидания и обстоятельства, которые ее окружают. Но реалистичное пространство вокруг мы пытались представить всего лишь метафорой внутреннего мира. В конце концов, человек ждет некоего послания на каждом этапе жизни,?— вытянутом «лестницей» или закрученном в колесо сансары. Он надеется и верит, и всякий предмет в окружающем мире становится тем или иным символом этого ожидания. Своеобразная смена полюсов частного характера, которую всякий прочитывает, вероятно, по-своему.

В таких случаях говорят:

—Искусствоведы стоят в стороне и нервно курят. Им сказать нечего.

От себя могу только добавить «по-обывательски»: я не увидела на фотографиях ни Исландии, страны, ставшей «притчей во?языцех» в связи с трагическим извержением вулкана, ни столь любимой мною дворянской усадьбы «Подвязье», где, оказывается, проходила фотосессия. Могу лишь предположить, что в Подвязье снималась заснеженная аллея с одинокой «барыней», сидящей на старинных стульях, да интерьер барского дома с той же «барыней», размытой «в призрак».

Метафоричность работ иногда очень уж напрягает. Например, одна и та же дама в розовом. В разных позах. На шезлонгах. На пляже.

Одномоментно. Что сие значит? Наверное, ждет «послание». Почему так вычурно ждет? Наверное, так бывает в Исландии. Очень интересно и очень красиво.

Посетителям предлагается изящная миниатюрная книжечка-раскладушка. Кроме репродукций с работ, в ней очень стильно представлены стихи. Белые:

Как рукопожатие, как пустота, к которой ни ты, ни я не имеем отношения, но одинаково окружены, бесцветные поля твоих слов венчает смирение. Словно бы есть на свете что-то важнее меня.

Такая возвышенная эстетика! Уносишься в начало прошлого века, в северянинский декаданс.

«Визитка» выставки — энергично шагающая девица к покосившемуся исландскому маяку. Голова опущена, спина согнута. Идет, как видно, зря. «Послания» сегодня не будет. Она еще не знает, что завтра взорвется вулкан…

Фотоинсталляции, слайд-шоу, огромные фотографии на подвижных тканевых полотнах. Нет, все-таки не зря фотографы горделиво именуют себя фото-художниками.

Альбина Гладышева