№19 (60), 10.08.2007

Экономика

Команда «Газы!» дана для всех

Если нефть — черное золото, то газ — золото бесцветное. А, как известно, золото портит. Иногда настолько, что многие готовы за него перегрызть друг другу глотки. Ну, и пусть себе грызутся, пока никто не видит. Так нет же: наши дельцы привыкли из всего извлекать выгоду, даже из скандалов.

Нижегородские операторы газомоторного топлива забили тревогу в конце июля. Пропан-бутан подорожал аж на 50%. Как по мановению волшебной палочки, цена из восьми превратилась в двенадцать рублей. Второго августа директоры таких крупных газовых компаний, как ЗАО «Реал-Инвест», ООО «Ока-пропан» и ООО «Горизонт» собрались за одним столом, чтобы пожаловаться журналистам на нерадивую дочку «Газпрома», нарушившую все законы честной конкуренции, — на «Газэнергосеть — Нижний Новгород».

Честно говоря, приключения начались за полчаса до начала самой пресс-конференции. Ко мне подбежал сотрудник пресс-службы «Газпрома» в Нижнем Новгороде, взъерошенный и сильно взволнованный. «Ты представляешь, они сейчас начнут обливать грязью «Газпром». Хотя сами за июль взвинтили цены чуть ли не в два раза! В конце мая газ на заправках стоил 8 рублей, а сейчас целых 12! Почти как бензин! Представляешь, хотел заправиться, чуть не сошёл с ума! 12 рублей! А ведь это отразится в первую очередь на простых потребителях!» Я лихорадочно начинаю соображать, откуда у него машина «на газе». Насколько я помню, у него иномарка. Это-то меня и насторожило. «У них ужасный менеджмент. Договор был заключен только с одним поставщиком, он их кинул, а другого они пока не нашли, вот и загибают цены! А крайней хотят сделать «Газэнергосеть — Нижний Новгород»! Совсем обнаглели!»

Эта горячая речь закончилась только тогда, когда мы поднялись в «Интерфакс» — место проведения пресс-конференции. Пока я регистрировалась, он уже убежал убеждать других журналистов. Мне это показалось не очень этичным. Зачастую журналисты приезжают на такие мероприятия неподготовленными, надеясь разобраться на месте. Как известно, самой верной нам кажется та информация, которую мы узнаем первой. Так что действия сотрудника пресс-службы слишком смахивали на НЛП в действии.

Конференция началась, и что вы думаете? Стала вырисовываться совершенно противоположная картинка. Газовые трейдеры чуть ли не со слезами на глазах стали рассказывать о своем бедственном положении.

«Мы очень долго убеждали различные компании и муниципальные предприятия перейти на газ, — вздыхает директор ООО «Ока-пропан» Владимир Ермилов. — Объясняли, что это экономнее и экологичнее по сравнению с бензином. Затратили много сил, наконец, убедили людей. Они свинтили бензиновые баки, переоборудовали свои машины. И что же? Газ начал расти в цене. Причем, ситуация такая, что завтра он может вообще кончиться. В результате мы подводим своих клиентов, страдает наша репутация. Страдают простые люди, ведь у нашей организации договоры с компаниями, поставляющими населению такие необходимые продукты, как хлеб и молоко». Ему вторит директор ООО «Горизонт» Михаил Козелков, совсем еще молодой мальчик, который с грустью в голосе сообщает о том, что еще немного и его предприятие начнет работать себе в убыток: «Мы заключаем договоры с клиентами на одну сумму, а через день цена меняется. По договору я должен предупреждать об изменении за 5–10 суток, но я не успеваю, ведь цена растет каждый день. Приходится продавать по старой цене, а, значит, мы терпим убытки».

Та же ситуация и у «Реал-Инвеста». У них договор с МП «Сергачский автобус». Цену они повысить не могут, так как знают, что платить по новым тарифам у предприятия не хватит денег. «Мы полностью зависим от «Реал-Инвеста», — объясняет главный инженер Александр Ледяев, — наши машины ездят на газе уже три года. Сбоев никогда не было, поэтому бензобаки мы полностью демонтировали. Чтобы перестроиться снова на бензин, нужны немалые деньги, которых у нас нет. Свои запасы у «Реал-Инвеста» заканчиваются, а цены все растут. Еще чуть-чуть и может встать весь наш автопарк, много людей останутся без транспорта».


В 2004-м году был отмечен резкий скачок цен на сжиженный углеводородный газ. Рост в среднем составил 76,4%. Причиной стало резкое повышение оптовых цен такими предприятиями, как ОАО «Газпром», АК «Сибур», ЗАО «Сибур — Газсервис» и ОАО «Газэнергосеть». ФАС признала эти организации нарушителями закона

Так почему же так случилось? Генеральный директор ЗАО «Реал-Инвест» Лев Тарабарин объясняет ситуацию так: «Поставщики резко снизили объемы запланированных поставок в Нижегородскую область, мотивируя это отсутствием ресурсов. Получается, что на заводах газа нет, а вот вокруг заводов сразу образовалось множество фирм, которые газ перепродают. Спрашивается: если газа нет, откуда он у них-то? Два из четырех заводов договоры расторгли, газа нет. И тут выясняется, что у «Газэнергосети — Нижний Новгород» он откуда-то есть, причем в огромных объемах. Я чуть не поседел. Это что значит, что у «Газэнергосети» лучше налажены связи что ли? Это что мне теперь надо с нужными людьми что ли дружить? Я так не привык! — Чем дальше, тем речь у Льва Ивановича становится все горячее. Он уже не объясняет ситуацию журналистам — он вступает в перепалку с генеральным директором ОАО «Газэнергосети — Нижний Новгород» Николаем Сидоровым. — Есть поле для деятельности контролирующих органов. Мы уже обратились в ФАС (Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы), пусть проверят, насколько обосновано такое завышение оптовых цен на газ. «Газэнергосеть» нарушает все законы конкуренции и навязывает нам более высокие цены. Это значит, что через два года малый бизнес может собирать чемодан и вообще уходить!»

Пока газовики сверкали глазами и брызгали слюной, на лице Николая Сидорова не дрогнул ни один мускул. Действительно, что ж тут волноваться — за душой львиная доля газа. Он лишь спокойно ответил, что кризиса никакого нет. И вообще это сезонное явление, связанное с профилактикой на заводах. А если и есть проблема, так не повсеместно, а у отдельных операторов газового топлива, пусть сами и разбираются. Что до «бедных» потребителей, так их это никак не коснется, — «Газэнергосети» есть что предложить. Кроме того, предприятие планирует увеличить поставки в Нижегородской области в три раза. Словом, сложилось такое впечатление, что Сидоров совершенно спокоен. Вроде как, все чисто. Ну, а если нет… Газ — вещество летучее, быстро испаряется…

Впрочем, может, и зря, стоило бы поволноваться, как никак ФАС давно знакома с «Газэнергосетью». В 2004-м году также был отмечен резкий скачок цен на сжиженный углеводородный газ. Рост в среднем составил 76,4%. Причиной стало резкое повышение оптовых цен такими предприятиями, как ОАО «Газпром», АК «Сибур», ЗАО «Сибур — Газсервис» и… ОАО «Газэнергосеть». ФАС установила, что «рост цен не был экономически обоснованным, а явился следствием злоупотребления указанной группой лиц своим доминирующим положением на рынке». В итоге ФАС России признала эти организации нарушителями Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (установление и поддержание монопольно высоких цен п. 1 ст. 5) и предписала перечислить в федеральный бюджет 153 млн 760 тыс. 813 рублей.

Может, это напоминание на Николая Сидорова и не подействовало, может, он просто устал дебатировать, но после того, как эту историю вспомнили, он передал эстафету своему заму Дмитрию Миронову. И оправдываться продолжил он.

К какому-то определенному решению газовики так и не пришли. Видимо, им просто захотелось попугать друг друга прилюдно. Будет ли новый скачок цен, неизвестно. Лев Тарабарин, который 20 минут назад говорил, что терпит бедственное положение, заявил, что цены больше расти не будут. (Интересно, откуда вдруг такая информация?) И тут же, противореча самому себе, добавил, что следующий кризис придется на сентябрь, когда газ экспортируют.

Что действительно не подлежит сомнению, так это нестабильность цен. Есть одна историческая закономерность, что после подорожания газа обычно через месяц начинает дорожать и бензин. А это уж обязательно почувствует большая часть нижегородских автомобилистов.

Катерина Ленина