10-05-17
Политика
На праймериз двумя колоннами
Две платформы в нижегородской «Единой России» борются между собой за контроль над городской думой Нижнего Новгорода. Одну из них можно назвать пробулавиновской, другую антибулавиновской или прошанцевской. Какая из этих платформ победит, станет понятно по итогам праймериз (первичных выборов). Определится, какой курс царит в партийной среде и кто будет представлять «Единую Россию» на вторичных выборах в гордуму областного центра.
Двуликая «Единая Россия»
Процедура праймериз запускается в условиях массированной критической кампании против мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. В силу того, что Булавинов, по прикидкам, возглавит общемуниципальную часть списка «Единой России» на выборах в городскую думу, это бьет по позициям власти в Нижнем Новгороде. Бьёт по Булавинову лично, ведь его политическая карьера зависит от результатов «Единой России» на нижегородских выборах. Но попадают и по кандидатам партии власти из региональных групп.
Известно, что в 2005 году на муниципальных выборах «Единая Россия» набрала чуть более 30?% голосов. В результате из 14 мест для списочников у «единороссов» осталось всего лишь пять. Остальные ушли к СПС, ЛДПР, КПРФ, «Партии пенсионеров» и «Родине». Видимо, сейчас заказан примерно такой же результат.
Кто же сейчас работает против Вадима Булавинова и «Единой России»? Оппозиционная платформа «Единой России». В основном это те политики, которых выдвинул для участия в праймериз Всероссийский совет местного самоуправления. В Нижегородской области данную общественную организацию возглавляет заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Александр Вайнберг. Исходя из некоторых данных можно сделать вывод, что эта структура является каналом влияния губернатора Валерия Шанцева на местные отделения «Единой России».
В чем тут своеобразие политической борьбы? Все понимают, что в одномандатных округах население голосует не за партийную принадлежность, а за личные качества. Другое дело, что если тот или иной кандидат заручился поддержкой такой партии, как «Единая Россия», то это уже 90?% победы. Потому что у кандидата появляется гарантия отсутствия конкурентов со стороны коллег по партии, в которой сосредоточена практически вся муниципальная элита. Отсюда вывод: от обострения внутрипартийной борьбы страдают лидеры списка (паровозы) и первые номера региональных групп (кандидаты из числа списочников), а одномандатникам от этих склок ни тепло, ни холодно. Им бы лишь пройти праймериз.
В двадцатые годы в ВКП (б) тоже была партийная борьба. Фракции выходили на партийные собрания с платформами — и обсуждались именно они. Побеждали представители той или иной платформы. Сейчас под платформами никто не подписывается. Все заменено пиаром в пользу одних сил и критикой в адрес других. Но предполагается, что рядовые «единороссы» будут в курсе разногласий, позиции тех или иных участников праймериз. Через информацию от секретарей районных отделений «Единой России», приобретающих большой аппаратный и политический вес.
Позиционное преимущество у «булавиновцев»
Как это все выглядит в практической плоскости? Многое завязано на действующих депутатах городской думы Нижнего Новгорода. Противостояние участников праймериз наблюдается в 13 избирательных округах из 28. И там задействовано 13 депутатов из нынешнего созыва. Команда Булавинова выставила своих людей против оппозиционных депутатов:
• экс-вице-мэр Александр Котельников против депутата Виктора Кузнецова;
• главный редактор газеты «Автозаводец» Николай Семенов против депутата Василия Пушкина;
• гендиректор завода «Красный якорь» Дмитрий Барыкин против депутата Алексея Гойхмана;
• мэр Вадим Булавинов против депутата Олега Сорокина;
• Александр Базанков против депутата Ольги Шумаковой;
Против Булавинова работает оппозиционная платформа «ЕР». В основном те, кого выдвинул для участия в праймериз Всероссийский совет местного самоуправления. У нас данную организацию возглавляет зампред ЗС НО Александр Вайнберг. Есть данные, что эта структура — канал влияния Шанцева на местные отделения «ЕР»
• Сергей Кузнецов против депутата Дмитрия Анисимова;
• пробулавиновский депутат Владимир Семенов против оппозиционного депутата Николая Лапшина.
Пять человек из списка Всероссийского совета местного самоуправления оказались против пробулавиновских депутатов городской думы:
• депутат Заксобрания Александр Назаренков против депутата Игоря Кондратьева;
• министр промышленности и инноваций Николай Сатаев против депутата Игоря Тюрина;
• гендиректор НАЗ «Сокол» Александр Карезин против депутата Михаила Барковского;
• ректор ННГУ Евгений Чупрунов против депутата Дмитрия Бирмана;
• ректор консерватории Игорь Кораллов против депутат Ольги Балакиной.
Надо отметить, что если «булавиновцы» целевым образом вышли на представителей оппозиции, то прошанцевские участники праймериз в большинстве своем выдвинулись на удобные для них территории. Лишь, пожалуй, гендиректор «Сокола» Карезин специально участвует в праймериз под вытеснение с одномандатного округа депутата Барковского.
И лишь на одном одномандатном округе борьба обошлась без действующих депутатов гордумы. Там соревнуются пробулавиновский кандидат Елена Дейч и оппозиционный Максим Жук, сын депутата ЗС НО Вадима Жука.
В таких раскладах нет ничего удивительного, ведь почти все действующие депутаты, за исключением трех (Александра Воронкова, Андрея Осипенко, Владимира Шанина), готовы вновь побороться за доверие избирателей. Другое дело, что из-за межгрупповых разногласий далеко не все нынешние депутаты окажутся в гордуме следующего созыва. Кого-то выбьют новые «булавиновцы», кого-то — сторонники губернатора.
Непросто будет и списочникам из региональных групп. Тем более что в некоторых из них по два действующих депутата. В региональных группах соперничают: Елизавета Зудина и Ирина Семашко, Антон Аверин и Михаил Жижин, Юрий Ежов и Ольга Шумакова, Елена Горбунова и Олег Кондрашов.
В целом расстановка фигур у «булавиновцев» более выигрышная, чем у «антибулавиновцев». Без оппонентов остались только два оппозиционера — Надежда Мельникова и Олег Кондрашов.
Пересвет против Челубея
Если говорить о подходах «булавиновцев» и «антибулавиновцев» к праймериз, то мэр Вадим Булавинов выглядит более системно и агрессивно, чем его оппоненты, близкие к губернатору Валерию Шанцеву. Самый сильный ход Булавинова — выход на округ своего самого сильного и принципиального оппонента Олега Сорокина. Мало кто ждал от главы города такого неожиданного удара. Предполагалось, что Вадим Евгеньевич пойдет в гордуму по Сормовскому району, где у него всегда были особенно крепкие позиции. Сейчас многие будут уверять, что он не пошел по Сормову из-за грядущего ремонта Канавинского моста, который затронул интересы сормовичей, работающих в верхней части города. Мне так не кажется. Булавинов действует так, как ему на самом деле свойственно. Ему нужно доказательство в жестких условиях, что курс 2002—2010 был правильным. И ему хочется обнулить того, кто в той или иной степени подвергал сомнению его право руководить Нижним Новгородом следующие пять лет. Кроме того, он нашел некую замену отмененным выборам главы города.
У «антибулавиновцев» тактика не такая внятная. Выдвигается в гордуму министр промышленности и инноваций Николай Сатаев. Понятно, что губернатор Валерий Шанцев видит в нем потенциального главу городского муниципального округа. Но разве это не удар по амбициям оппозиционеров из гордумы Олега Сорокина и Олега Кондрашова? Или неожиданное выдвижение ректоров ННГУ и консерватории? Какими бы благими намерениями ни руководствовался губернатор, это спорное решение. Дело в том, что Чупрунов и Кораллов больше подходят для Законодательного собрания, чем для гордумы. Создается впечатление, что ректоры позволили использовать себя в политической борьбе. Это вряд ли достойное применение лучших умов Нижнего Новгорода. Пять лет назад ректор ННГАСУ Валентин Найденко был вторым с списке «Единой России» в гордуму областного центра. Видимо, научного авторитета попросили помочь партии власти. Он эту задачу выполнил, а от мандата отказался. А тут… В общем, есть вопросы.
Опять об административном ресурсе
Мы находимся на начальном этапе проведения реальных праймериз. До сих пор были формальные первичные выборы, когда голосование партийных масс подменялось волюнтаризмом секретарей всех мастей. Но и сейчас механизм далек от идеала: главное напихать в списки на праймериз известных людей, а все остальное якобы приложится. Раз в партии есть разногласия по каким-то вопросам (это, кстати, абсолютно нормальное явление), то они должны быть оформлены в документах, которые каждый «единоросс» мог бы изучить и сформулировать собственное отношение к ним. В этом плане «Единой России» далеко даже до двадцатых годов прошлого века, когда реально существовала внутрипартийная демократия и официально открывались дискуссии. Поэтому многое в очередной раз решит административный ресурс. Он на стороне мэра Булавинова. По партийной линии им контролируется шесть районных партийных организаций из восьми. Плюс есть влияние восьми глав районов.
Виктор Деменев