№10 (42), 08.06.2007
Политика
Лоялисты, реалисты и пофигисты
Мы часто говорим, что «Единая Россия» продавила решение вопроса в Законодательном собрании Нижегородской области, навязала свое мнение той или иной фракции. Но на самом деле, «Единая Россия» сама состоит из разных фракций, если и не противостоящих друг другу, то разновекторных.
Одна из самых активных,
заметных и влиятельных депутатских
групп — группа Александра Вайнберга
В полемике с одним из оппонентов губернатор Валерий Шанцев заявил о том, что мы, как и весь мир, идем по пути партийной демократии. У нас есть, как и во всем мире, законы о выборах, выборные кампании со всеми их атрибутами, избирательные участки, урны и бюллетени. Вот только партии у нас не совсем такие, как во всем мире, и соответственно партийная демократия какая-то особенная. Некоторые даже считают, что нет у нас ни партий, ни партийной демократии. Это показывает и пример «Единой России» в Законодательном собрании Нижегородской области.
И дело не в том, что есть депутаты опытные и депутаты-дебютанты. Хотя между этими двумя группами депутатов (16 депутатов работали в ЗС НО созывов 2002 года и 1998 года, 17 депутатов — дебютанты) еще не стерлись различия за год совместной работы. Опытные депутаты не столь самоуверенны и крикливы, как их коллеги, которые считают, что все знают и понимают. Депутаты со стажем в большей степени, чем «молодежь», склонны к поддержке председателя ЗС НО. Дебютанты в большей степени ориентируются на исполнительную власть. Ведь они не имеют опыта борьбы с губернатором Геннадием Ходыревым в 2002–2005 годах. Они вообще не понимают, как можно идти против мнения губернатора. Понятно, что речь идет о характеристике групп в общем и целом, а не о каждом депутате в отдельности.
Депутаты-единороссы разбиты на группы, в которых есть свои формальные и неформальные лидеры. Одна из самых активных, заметных и влиятельных в последнее время — группа Александра Вайнберга. В это более-менее устойчивое образование входят 6-7 депутатов. Именно из группы Вайнберга выдвинулись в руководство НРО «Единой России» председатель политсовета Сергей Некрасов и секретарь исполкома Алексей Бобров.
Есть группа депутатов, в основном из числа опытных народных избранников, которые не конкурируют с группой Вайнберга на партийной площадке, но пытаются доминировать на «законодательной улице». Борьбу за пост заместителя председателя эта группа самостоятельных проиграла группе Вайнберга, — за ним и осталось это кресло, а не за Александром Сериковым. В тоже время эта группа выиграла в битве за кресло спикера — им стал Виктор Лунин, а не Николай Карманов или другие потенциальные претенденты.
Главное различие между депутатами — это кучкование в группировках: «лоялисты» (поддерживают любое предложение губернатора), «реалисты» (оценивают законопроекты по существу) и «пофигисты», которым по разным причинам работа в Законодательном собрании Нижегородской области неинтересна.
Между этими группами практически отсутствуют «центры консолидации», которые в ЗС НО связывали всех воедино. Эту роль в прошлом выполнял не только председатель Люлин, но и такие влиятельные фигуры, как Вадим Воробьев и Алексей Санников. Сейчас в ЗС НО один центр консолидации — председатель.
Отметим, что «пофигистов», может быть, и не больше, чем в ЗС НО образца 2002 года, но многовато даже для мощной (33 человека) фракции «Единой России». Их 5–6 депутатов. А депутата Михаила Веселкина считают на «западный манер» «изгоем».
Исходя из отнюдь не вегетарианских нравов в нижегородском кремле, принадлежность того или иного депутата в какой-либо из групп не афишируем. По принципу «не навреди». Неосторожная похвала по поводу самостоятельности или реализма может дорого обойтись единороссу. Вот и думайте, кто и как решает вопросы в ЗС НО…
Виктор Деменев