10-06-15

Политика

Кандидат Шанцев как вызов президента Медведева «Единой России»

Итак, эпопея с назначением или переназначением губернатора Нижегородской области началась. В августе срок полномочий Валерия Шанцева истекает.

В прошлый четверг в Москве в Администрации президента прошли консультации по вопросу выдвижения «единороссами» кандидатов в губернаторы Нижегородской области и республики Соха.

Собственно Администрацию представлял первый заместитель руководителя Владислав Сурков, «Единую Россию» — председатель Высшего совета Борис Грыз­лов, секретарь Президиума Генсовета Вяче­слав Володин и руководитель ЦИК «ЕР» Андрей Воробьев. Плюс руководители Приволжского и Дальневосточного Меж­региональных координационных советов Игорь Руденский и Иван Квитка, секретари региональных партотделений Александр Тимофеев и Айсен Николаев. На следующий день был обнародован список нижегородских кандидатов от «ЕР»: вице-губернатор, первый зампредседателя областного правительства Владимир Иванов, главный федеральный инспектор по Нижегородской области аппарата полпредставителя президента в ПФО Александр Тюрин и, естественно, сам Валерий Шанцев.

«Скорее всего, «ЕР», заранее зная о решении президента — это не секрет, на самом деле, — решила не входить в лобовое столкновение с Администрацией ­президента и ушла от конфликта, не включив в свой список тех кандидатов, которых действительно хотела видеть на посту нижегородского губернатора»,?— считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Кстати, мэр Вадим Булавинов назвал этот список ожидаемым и сказал журналистам, что все кандидаты были известны ещё два месяца назад.

Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что «список действительно был комфортен для Шанцева»: «Это показало, что у него есть серьезный лоббистский вес на федеральном уровне, поскольку никого из престижных оппонентов Шанцева в списке не оказалось. Была некая интрига с внесением списка, процедура была максимально ускоренной в момент, когда для Шанцева на таком лоббистском горизонте звезды сложились наиболее благоприятно». Это позиция федеральных политологов.

В среду стало известно, что президент Медведев внёс на рассмотрение Заксобра­ния Нижегородской области кандидатуру Валерия Шанцева. Внеочередное заседание регионального парламента должно состояться 17 июня в 12:00.

В четверг в блоге Шанцева появилась запись под по-детски трогательным заголовком «Президент России одобрил мою кандидатуру». В своём посте ЖЖ-юзер shantsevvp пишет, что о внесении своей кандидатуры «узнал из средств массовой информации».

Через пару часов депутат Госдумы, член Генсовета «ЕР» Александр Хинштейн ­распространил через свою пресс-службу заявление, в котором выражал уверенность, что «у губернатора хватит политической мудрости и здравого смысла не обострять внутриполитическую обстановку в области, а, напротив, консолидировать вокруг себя все здоровые силы». Но самое интересное в этом заявлении резюмирующий финал: «Я уверен, что лидеры общественного мнения, все здоровые силы Нижегородской области готовы прекратить междоусобные конфликты и объединиться во имя интересов людей. В этом смысле у Валерия Шанцева есть уникальный шанс стать первым губернатором-объединителем». Более неожиданной и парадоксальной оценки деятельности нижегородского губернатора представить себе сложно, ибо последняя пятилетка стала временем обострения и расширения разнородных политических конфликтов на всех уровнях региональной власти. Понятно желание Александра Евсеевича поддержать поддержанную кандидатуру, но фанатизм здесь всё же излишен.

Вот вице-губернатор Владимир Иванов был гораздо более предсказуем в оценке: «Кулуарно мы уже разговаривали с депутатами. Абсолютное большинство поддержат при голосовании кандидатуру Валерия Шанцева». И ещё выразил уверенность в «хорошем» будущем Нижегородской области. Прогноз распространяется на грядущие пять лет, естественно.

По мнению того же Виноградова, сейчас сложно сказать, произойдут ли какие-либо изменения в политической жизни Нижегородской области в связи с внесением кандидатуры Шанцева на новый срок: «Главный вопрос в ­условиях, на которых Шанцев получил переназначение. Не секрет, что в Нижегородской области сложная конфликтная ситуация внутри политической элиты, в том числе отношения с мэром Нижнего Новгорода и рядом муниципалов. Вряд ли перед переназначением этот вопрос мог полностью игнорироваться. Мне пока трудно представить, что переназначение означает карт-бланш Шанцеву на додавливание оппонентов. Скорее, речь должна идти о каких-то компромиссах».

Мухин считает, что Медведев, зная о конфликтах «единороссов» и Шанцева, таким образом «дразнит» правящую партию: «Как известно, в последнее время у Валерия Шанцева были серьезные осложнения отношений с «ЕР», а Дмитрий Медведев довольно неоднозначно относится к правящей партии. Встречи президента с функционерами данной политической структуры — это всегда большой стресс для этих функционеров. Мне кажется, Дмитрий Медведев, прекрасно понимая политическую конъюнктуру, сложившуюся вокруг Валерия Шанцева, таким образом, с одной стороны, демонстрирует свою политическую самостоятельность и суверенность от правящей партии, а с другой стороны, немного их дразнит. Потому что Валерий Шанцев на посту губернатора Нижегородской области — это вызов по отношению к правящей партии».


Срок полномочий действующего губернатора Нижегородской области истекает 8 августа 2010 года. До июля 2010 года будут проводиться консультации по обсуждению кандидатур на пост губернатора Нижегородской области для внесения предложений президенту РФ.?Федеральным законом предусматривается, что консультации о кандидатурах проводятся не позднее чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (вместо 100 дней), а предложения о кандидатурах вносятся политической партией не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (вместо 90 дней). Рассмотрение президентом этих предложений осуществляется в течение не более 10 дней со дня их внесения (вместо 30 дней). Для повторного внесения политическими партиями предложений о кандидатурах предусмотрен срок 10 дней со дня уведомления (вместо 30 дней).

дословно

«Эта демократическая процедура была отработана ещё при татаро-монголах»

Захар ПРИЛЕПИН, писатель, публицист:

Дело, видимо, идёт к тому, что Шанцева переназначат губернатором.

Желают ли того жители региона или нет, речь вообще не идёт. То есть живут себе несколько миллионов человек — и во, вроде как, демократической стране никого не парит, чего они думают, кого хотят видеть, кого не хотят.

Раньше говорили, что законодательные собрания регионов могут выдвигать кандидатуры на пост губернатора, но про это тоже никто не помнит. Депутаты какие-то, мало ли что у них на уме.

Сходил к Путину, получил ярлык — и правь себе. Такая вот демократическая процедура. При татаро-монголах ещё отработана была.

Товарищ Медведев тут всё про модернизацию говорит, и я никак в толк не возьму, с кем мы и на каких основаниях будем модернизироваться. Если кадровая политика будет как во времена Московской Руси, тогда надо стилистику, что ли, поменять. Не о модернизации говорить, а о чём-то другом, о последовательной консервации заложенных в давние времена традиций, например… Александра Гельевича Дугина пусть попросят — он красиво разрисует всё это, если захочет.

Но если мы хотим модернизироваться всё в том же составе — тогда ерунда какая-то выходит. Очевидно, что Шанцев — политик далеко не нового образца. Медведев, к слову, совсем недавно разнос устроил нижегородскому губернатору за то, что он не в ладах с Интернетом. Мелочь, но показательная.

Если на одного Никиту Белых будет полк бронтозавров — то и модернизация будет соответствующая.

У нас за пять лет губернаторства Шанцева почти все крупнейшие предприятия реально встали, сельское хозяйство, как лежало полумёртвое, так и лежит, еле дышит. Впрочем, в Нижнем Новгороде цирк достроили. В этом направлении и будем модернизироваться дальше.

«Шанцев пойдёт до конца»

Владислав ЕГОРОВ,

депутат областного Законо­дательного собрания, КПРФ:

Переназначение на посту губернатора Ниже­городской области станет серьезной победой Валерия Шанцева над внутрипартийной оппозицией. Но победа эта не окончательная. По крайней мере, потому, что проигравшие в этой ситуации имеют перспективные цели, рассчитанные на годы вперед, а не только на ближайшие год-два. Поэтому могу предположить, что эта внутренняя фронда будет продолжаться. Может быть, на какой-то период она затихнет, будет тлеть. Но прежде, чем это случится и она перейдет в скрытую форму, борьба еще вспыхнет на выборах в городские Думы Дзержинска и Нижнего Новгорода в октябре 2010 года. Так что мы еще станем свидетелями обострения ситуации, даже не смотря на переназначение Шанцева. В какой-то мере это объясняется еще и силой инерции. Слишком многое было поставлено на карту к моменту переназначения, и с этим связывались дальнейшие планы. Сразу остановить этот инерционный процесс будет трудно.

Кроме того, пост главы города независимо от того, кто является губернатором,?— это самодостаточный кусочек пирога, самодостаточная цель, к которой можно стремиться как к локальной задаче перед будущими стратегическими намерениями. Это трамплин на будущее, создание плацдарма. Поэтому борьба продолжится.

Безусловно, переназначение Шанцева укрепляет и тылы, и фронт прогубернаторских сил в регионе перед выборами в городскую думу. Грамотный политик в этой ситуации не должен снижать обороты, а должен постараться использовать возникшее преимущество. Это тактически оправдано.

В общем, думаю, губернатор будет идти до конца.

контр-реплика

Кто назначит губернатора?

Свойством российской политической системы является невероятная изменчивость. Еще вчера всех устраивавшие политические сценарии мгновенно трансформируются, стоит только тому или иному игроку начать всерьез раскачивать лодку. Очередной прецедент создается при участии губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева — изменению может подвергнуться порядок назначения глав регионов.

Газета «Новое дело», тесно связанная с областным правительством, рассказала читателям о том, что состоялась встреча губернатора Нижнего Новгорода Валерия Шанцева с председателем правительства России Владимиром Путиным. По информации газеты, в ходе встречи Шанцев получил «очень высокую оценку», а также был практически решен вопрос о выдвижении нижегородского губернатора на второй срок. Официальное решение о том, кто возглавит область, ожидается в августе.

Неожиданная встреча Шанцева с Пути­ным создает любопытный прецедент, ибо ломает процедуру назначения региональных руководителей, во всяком случае ее публичную версию. В бытность президентом Путин предложил внести изменение в законодательство о выборах губернаторов. Главы регионов стали наделяться полномочиями региональными законодательными собраниями по предложению главы государства.

Сменивший в 2008 году Владимира Путина на посту президента Дмитрий Медведев внес в систему усовершенствование, призванное увеличить роль партий в процессе определения кандидатуры регионального лидера. Отныне партия, имеющая большинство в законодательном собрании, получила право выдвигать на рассмотрение главы государства три кандидатуры.

Одновременно шел переговорный процесс между партией и Администрацией президента, а затем глава государства вносил одного из кандидатов на рассмотрение регионального парламента. После чего местные депутаты наделяли полномочиями президентского избранника. Подобный механизм является общепринятым.

Понятное дело, что партией большинства в большей части российских регионов является «Единая Россия». На переговорах с Кремлем её представляют федеральные руководители, такие, как председатель Высшего совета партии Борис Грызлов. Председатель правительства Владимир Путин, занимающий пост председателя «Единой России», обычно не вмешивается.

Получается, что в обычной ситуации решение о кандидате на пост губернатора принимается в результате консенсуса как минимум трех сил: президента и его Админи­страции, федерального руководства партии «Единая Россия» и местных политических элит.

Шанцев, встретившись напрямую с Владимиром Путиным и распространив информацию о своем согласовании, похоже, ломает устоявшийся порядок согласования кандидатов в региональные лидеры. Получается, что от решения вопроса о нижегородском губернаторе отстранены не только руководители «Единой России», но и сам президент Дмитрий Медведев?

Подобная схема принятия решений характерна для стран с парламентской формой правления. Там премьер-министр действительно решает все, а глава государства, будь то монарх или президент, выполняет лишь церемониальные обязанности.

Говорят, что согласно британской правовой доктрине, королева «царствует, но не правит». Английские юристы утверждают, что королева должна будет утвердить даже решение о собственной смертной казни, если оно будет предложено ей правительством.

Аналогичная система существует и в Индии. Правительство этой страны фактически назначает губернаторов штатов. Формально это делается указом президента, но он в Индии также «царствует, но не правит». В итоге, президент не может отказаться от подписания указа о назначении губернатора, коль скоро решение подсказано ему премьер-министром.

При этом все мы знаем, что в России существует диаметрально противоположная традиция — сильной единоличной власти. Исторически центр принятия решений всегда был един. Традиция была положена еще в царское время, когда российские самодержцы единолично управляли страной, не перекладывая свои обязанности на премьер-министров и фаворитов (подобные случаи были редки).

В советское время принятие всех ключевых решений находилось в руках генерального секретаря — руководителя правящей Коммунистической партии. Поэтому неудивительно, что с началом демократических перемен Россия избрала президентскую форму правления. Именно президент традиционно принимал решение о назначении региональных руководителей (за исключением краткого периода в конце девяностых-начале нулевых).

Больее того, Путин, переходя на должность премьер-министра, продемонстрировал, что желает сохранения единого центра принятия решений и впредь, отказавшись от внесения в Конституцию изменений, которые могли бы усилить роль главы правительства. Вместо этого он предпочел оставить все как есть.

В ответ на это президент Медведев сделал жест доброй воли и усилил влияние возглавляемой премьером «Единой России» на принятие решений о назначении губернаторов. Это система выглядела оригинальной, но до недавнего времени она работала.

Сильный президент, чье право на принятие решений не подвергалось сомнению, координировал действия с «ЕР» и своим предшественником. Но при этом отнюдь не превращался в декоративную фигуру, как в странах парламентской демократии.

Однако политическая система России весьма гибка. Не исключено, что шанцевская модель назначения губернаторов также будет подправлена — на этот раз со стороны президентской власти.

Павел СВЯТЕНКОВ,

apn-nn.ru

Вероника Щедрина