10-06-21
Культурный слой
ill!noiz самодостаточный
В конце июня у нижегородской группы ill!oiz на лейбле «Союз» выходит дебютный альбом «Society Of People Who Haven’t Sex Since 1968». Вообще релизы местных коллективов на крупных лейблах – приятное событие, но тут его еще и надо возвести в квадрат, потому что альбом получился очень интересным.
Собственно об ill!noiz’е впервые я услышал весной 2008-го. Мне тогда барабанщик Михаил Зельманов процитировал их хит «Березы»:
«Березы на третьи сутки способны свести с ума.
Березы, березы, березы, суки, хоть бы одна сосна.
Сосны на пятые сутки способны взорвать мозг.
Сосны, сосны, сосны, суки, и никаких берез».
Помнится, я тогда подумал, что в Нижнем новые обэриуты появились. Спустя некоторое время Михаил уже вовсю барабанил в ill!oiz, и новости о группе стали стекаться ко мне более регулярно. С начала 2009 года группа заметно активизировалась. Выезды в Москву и Питер, запись альбома в лысковской студии, участие в фестивале «Индюшата». Летом того же года на группу обратил внимание обозреватель «Афиши» Александр Горбачев, который сегодня в музкритике оккупировал примерно то же место, что Артемий Троицкий в 80-е. Кстати, как раз на подлейбле «Среда» (входит в «Союз»), курируемом Горбачевым, альбом и выйдет.
На песню «В группе играют пальцы», входящую в альбом, уже смонтирован психоделический клип, который тепло встречен посетителями социальных сетей. Режиссер и аниматор ролика — Эльдар Муcин. Вот что рассказывает об этой работе Саша Филиппова:
— После какого-то концерта появился Эльдар, предложил помощь. Пришел с обычной цифровой камерой и тетрадкой с раскадровками по секундам. Снял. Ушел. Прислал видео.
Там есть эпизод танца — изначально мы хотели вообще всё видео сфокусировать на нем. Танцует 50-летняя пианистка Наталия Владимировна Владимирова, она придумала для видео такое анти-академическое безумие — гибрид танго и нацистского марша. Многие пишут, что после просмотра этого видео сидишь с ощущением чего-то употреблённого. Странно. Мы с Наталией Владимировной точно ничего не принимали. Наркотики порождают пустоту. Они возникают от пустоты, которую пытаются ими заполнить, и порождают пустоту еще большую.
На туфлях-лодочках
Вернемся к дебютному альбому. Начинается он с размашистых саксофонных мазков, словно художник только еще готовит холст, смешивает краски на палитре. И вдруг спокойный ландшафт взрывается криками раненых птиц, и этот звуковой раздрай, видимо, иллюстрирует маленький апокалипсис. Под нервное лязгание бас-гитары Саша поет, едва сдерживая надрыв: «Мы никогда не состаримся, не покроемся сеточкой морщин, не узнаем часы работы пенсионного фонда. Мы никогда не узнаем, какого бывает цвета небо после ядерного взрыва – красиво это или некрасиво». Еще одна вариация на тему: мы никогда не станем старше. Но вскоре слушателям сообщается, что вот-вот случится всемирный потоп. Страшно? А то! И когда из-за гор уже показались всадники апокалипсиса, суровая атмосфера композиции разительно меняется на игривую. Да, всадники оказались игрушечными. И конец света – это не когда мир летит в тартарары, а когда тебе ему нечего больше сказать, нечего спеть, нечего сыграть. И Саша как мантру выпевает – «Готовь свои туфли-лодочки, мы поплывем на лодочках…». И бас-барабан буквально вколачивает эти слова в мозг слушателя. Я подробно остановился на песне «2012», чтобы пояснить эстетику группы – мозаичность и все полувсерьез. Хотя и всерьез тоже.
Далее — сплошная турбулентность, автобусы и несущиеся карусели, «нелетная летит погода». Болиды едут сквозь нас, причем мотором болида служит их либидо. Я не очень понимаю, о чем идет речь, но Сашина фонетика довольно приятно ложится на слух. Впрочем, эти песни порой здорово раздражают, и даже бесят, но скорее всего, это тоже критерий искусства. Некоторые композиции, возможно, нужно было сделать вдвое короче, и они бы только выиграли, но «иллинойзам» так нравится, и значит, такие они (песни) и должны быть. Скорее всего, отмычек от мироздания из этих песен не достанешь, но в них в полной мере присутствует грусть, боль, тоска, отчаяние и остальной алфавит эмоций. И эти песни современны.
Саше Филипповой удается в песнях быть разной, и это, конечно, ее достижение. Она может быть пронзительно-лиричной, умеет во всю глотку кричать, когда надо, в Tongue Gum, предъявляя строчку «Мои переживания похожи на пережевывания», громко жует в микрофон, в Cocaine Blues — азартно лает. Она способна в течение одной песни перейти с русского на инглиш и обратно, и такой «суржик» — симптом нового рока.
Кульминация альбома, на мой взгляд, песня «Мои друзья умерли». Обычно я дохожу до нее и ставлю на повтор. Сначала под гитарные звуки, имитирующие виолончель, а затем под микс гитарных интервалов и колокол клавиш вокалистка речитативит: «Мои друзья умерли, моих друзей схватил далекий город Улан-Батор. Мои друзья слезли с кокаиновых карет, моих друзей проглотил любительский театр…». Это немного напоминает Земфиру, но Земфиру не настоящего, а какого-то преломленно-фантастического будущего. Сама Рамазанова, когда ей поставили этот трек, откомментировала: «Первая группа, которую захотелось поддержать. Внятный месседж».
Напряжение не спадает почти до самого конца трека, лишь на последних секундах вновь возникает гитара с обволакивающими «виолончельными» звучками.
«Пишется нутром»
— Саша, не было ли желания пригласить кого-то на роль продюсера, который бы подсказывал какие-то вещи? К примеру, Брайана Ино?
— Была бы возможность, пригласили бы Ино. Пунктика на том, чтобы все сделать самим, нет. Всегда интересно поучиться у кого-то большого и мудрого. Вопрос в том, чтобы большой и мудрый еще совпал как-то по внутренней волне. Иначе кому это нужно.
— Есть ли проблема непонимания? То есть ты что-то вкладываешь в вещь, а ее воспринимают иначе – поверхностно, лишь первый слой. Вопрос в том – стараешься ли ты, заметив это, делать более адресно, более точно формулировать, более тонко шлифовать?
— Проблема непонимания есть всегда. То, что я кодирую, это не то, что ты декодируешь. Оттенки и привкусы теряются между. Нет задачи вскрыть каждому слушающему мозг и вложить своё понимание мира. Пишется то, что пишется. Не головой даже — нутром. И воспринимается каждым по-своему, согласно его системе координат. Если координаты мелки — ни я, ни ты, никто другой этого не изменит.
— Мне Зельманов жаловался, что на последний концерт группы по билетам пришло всего шесть человек. Как привлечь тех молодых интеллектуалов, которые по какой-то причине не приходят в клуб?
— Все молодые интеллектуалы в наше время ходят исключительно на себя. Мне вообще не хочется никого привлекать, ненужное это всё — промо, пиар-компании, рассылки приглашений, интервью. Зачем интервью, что они дают? Мне 24 года, я ничего нового никому не скажу про секреты мироздания. Тут нет ложной скромности, позы — мне правда кажется это лишним шумом, его и так много. Это интервью я даю ибо продолжаю надеяться, что Вадим Демидов познакомит меня с Дуней Смирновой, и мы с ней крепко нарежемся (смеется). Если взлететь над ситуацией — люди около нас существуют. И это приятно, это необходимо любому музыканту. Но гораздо более ценно, когда они приходят сами и остаются рядом без удочек и наклеек «Сожри меня» с нашей стороны. Нам много помогают, с другой стороны — и зачастую эта помощь как раз и заключается в распространении «Иллинойза» вширь. Тут губы дуть глупо, мы и не дуем — ребята, нам очень приятно. Даже когда вас шесть человек по билетам. Хороший концерт, кстати, был, один из лучших в этом году.
— Есть ли музыкант, с которым ты бы хотела посотрудничать? Спеть дуэтом или что-то совместно сочинить?
— Наверное, нет. И дело не в музыкантах, а в самом странном желании «написать с кем-то что-то», «спеть дуэтом». Мы самодостаточны, музыканты, которые мне интересны, самодостаточны тоже.
«Руки по швам»
Вторая часть альбома меня очаровала чуть менее. Кое-что я бы оставил за чертой альбома, что-то бы подсократил. Взять те же «Березы», которые некогда пленили меня. В новой версии песня стала многочастной, и пазлы слишком жестко стыкуются. Ближе к концу альбома возник медицинский аспект. В одном месте поется: «Сломано все во мне – пальцы, нос, внутренний стержень, иммунитет повержен, только язык болтается». В другом – «Руки по швам. Доктор медуница. Руки по швам. Время лечит нас в больнице». Отчего-то при прослушивании этих песен мне мерещился Петр Мамонов в кустах.
Музыкантам хватило умения и вкуса завершить альбом прекрасной песней 71etc. Это пост-рок – точные клавишные ноты, небесные гитарные трели и звенящая россыпь синкопированных барабанов. Музыка похожа на бабочку, застывшую в янтаре, крылья у нее есть, впрочем, уже ненужные, но это в конце концов просто красиво. Открываются шлюзы, бегут сороконожки-мурашки. Кода!
Каждому этот диск не посоветуешь, он не прост, не всегда гуманен по звуку, но пытливые свой кайф здесь найдут.
— После того, как альбом был записан, легче или труднее создаются новые песни?
— Песни рождаются своим ходом. Ни легче, ни труднее. Очевидно только, что рождаются уже другими.
— Участие в рок-группе — самый безумный твой поступок?
— Я не участвую в рок-группе. И это самый разумный поступок.
справка «НГ» в НН»
Группа ill!noiz родилась в 2006 году. Состав: Саша Филиппова (вокал), Кирилл Арцышевский (гитара), Ксения Трифонова (клавишные, саксофон), Александр Веселов (бас), Михаил Зельманов (барабаны). Сами музыканты определяют свой стиль, как Psychedelic dependent. Иногда название группы расшифровывается – Изольда Леонардовна Линойз.
Самовыпущенные релизы:
Fingersunited (2008, EP) – архивные и живые записи;
Postcards For Postmen (2008-2009) – сплит с командой «мОнолинза»;
Tongue Gum (2009, EP) – наброски к альбому;
«Катя и рыбы» (2009-2010) — новогодний сингл-подарок.
Вадим Демидов