10-06-28

Культурный слой

Нижегородские музыканты видят сны Тарантино

Не так давно рокерское «Наше радио» проводило конкурс «Соль», в котором рок-музыканты исполняли русские народные песни. Участвовал едва ли не весь цвет русского рока. И в эту тусовку попала нижегородская группа PapaMobile, записавшая для конкурса приджазованную версию «Во поле березка стояла». Надо заметить, что нижегородцы хотя и не попали в трек-лист итогового CD-альбома, но засветились в номинации «Взлом» премии «Чартова Дюжина. Топ-13».

Как известно, PapaMobile — группа, исполняющая музыку сёрф, то есть любимую музыку Квентина Тарантино (ей он обычно под завязку нашпиговывает свои фильмы). И вдруг русская народная песня… Однако вдохновитель группы гитарист Константин Далецкий отводит все мои сомнения:

— Почему русская песня? Мы себя не ограничиваем. На тот момент у нас были записаны приджазованный кавер «Темная ночь» и обработка песни «Шумел камыш» — как раз «под Тарантино». Отборщики конкурса выбрали «Камыш», но предложили сделать мелодию более узнаваемой. Но легче что-то придумать и записать с нуля, чем переделывать устоявшийся вариант. Так появился русский народный блюз про кудрявую березку. И теперь с помощью него на своих выступлениях играем со зрителями в «угадай мелодию».

— Как шел диалог с «Нашим»?

— Всё было очень корректно, иногда даже слишком. Например, когда понадобилось записать приветствие слушателям «Нашего» — мы слишком возбудились и записали ролик крайне фривольного содержания. Но к чести радио нас за это не сняли с конкурса, а попросили перезаписать. При этом сослались на качество записи. Но мы все поняли.

— Я послушал вышедший диск «Соль», и у меня, если честно, уши стали как пельмени от всего этого китча. Что ни группа — то реальное караоке…

— Я не слушал еще. Касательно русских народных песен поделюсь своими соображениями. Исполнять их можно и нужно. Только надо, чтобы песня не превратилась в лубок. Здесь чувство юмора спасает. Мне нравится мысль, что рок — это современная форма существования народной музыки. Не обязательно держаться за балалайку, когда есть электрогитара. Главное, чтобы исполнителю было, что сказать. Мы опираемся на сёрф-репертуар: это и рок-н-рольный драйв, и родные ля-миноры, что легко ложатся на слух русскому слушателю. Кстати, та же легендарная группа The Ventures переиграла много народных мелодий — японских, гавайских, русских.

 

Существует легенда о том, как появилась группа PapaMobile. Далецкий в течение трех лет уговаривал своего старого приятеля саксофониста Артема Гардина играть сёрф. И все три года тот сопротивлялся. А когда надумал — Константин сломал руку и проект завис еще на пару месяцев. Начали репетировать в сентябре 2006?го. И сразу взяли «высокий» старт. Уже через две недели репетиций записали демо из 13 композиций. За следующие две недели придумали название и раскидали диск по местным event-агентствам, ресторанам и клубам. Первый выход музыкального коллектива имени автомобиля Папы Римского (так группу в шутку называют сами участники) случился в конце октября на «Ночах пожирателей рекламы». Конечно, не избежали текучки кадров — одних только ритм-гитаристов сменилось пять. Сейчас это место занимает Вениамин Чигирь. Первый альбом «Quentin’s Dreams» («Сны Квентина») PapaMobile записал прошлой весной. Сейчас музыканты готовятся записывать второй альбом.

«Сжигайте мосты!»

— Вы почти все с музыкальным образованием. Значит, появление группы было делом сугубо прагматическим — зарабатываете на жизнь? Так?

— Мы сразу отдавали себе отчет, что проект создается не для самовыражения, вернее — не только. Он должен работать и зарабатывать. При этом сразу появляется иной уровень ответственности, подход к ведению дел другой. Иначе мы бы долго не продержались. Мы не отвлекались на другие занятия, все силы в PapaMobile вкладывали. Сегодня проект себя окупает. В лучшие времена я только музыку играю, в моменты похуже — вспоминаю свои другие специальности. Артем занимается только музыкой — сольно выступает, в оркестре работает. Остальные — получают музыкальное образование.

Совет начинающим — сжигайте мосты! Никаких запасных вариантов! По крайней мере, на момент становления. Это хорошая проверка своих возможностей. А самовыражение в нашей группе никуда не делось. Авторский материал отражает интересы всех участников. Это рок-н-ролл, блюз, панк, джаз, хард-рок. Полный экспириенс.

— Вы в музыке занимаетесь ретро-направлением. А в других сферах искусства ты тоже предпочитаешь ретро и винтаж? «Ретровость» — это стиль жизни?

— Где-то слышал термин ретросексуал. Это в противовес метросексуалам. Настоящий небритый мужик, руки в машинном масле по локоть, рубашка клетчатая, за поясом топор, за спиной гитара и томик Пушкина в кармане. Весь такой целостный, вдаль устремленный, одновременно «мужик» и романтик. Вот это я (смеется). Я всеяден — люблю джаз и рок, русский шансон и классику. Главное — чтобы музыка была вкусная, искренняя. Настоящая. Хотя все больше предпочитаю тишину и естественные звуки — шум ветра, звук мотора. Машина у меня — ретро. Пересел с «форда» на «копейку» 1978 года. Пока доволен. Я это называю историческими поездками. Возможность испытать ощущения водителя конца семидесятых.

— Ты вспомнил легендарный квартет The Ventures. Помнится, когда я впервые их увидел — это было чистое откровение. Дядьки с непроницаемыми лицами играют очень качественно на бешеных скоростях. Насколько вы приблизились к этому идеалу?

— Преклоняюсь перед ними. Но я вообще очень «медленный» гитарист. Можно музыкальные мысли и тремя нотами ­выражать. У нас много композиций, где мог бы быть вокал. Так вот я за вокалиста и играю. Вокалисты ведь нечасто «запиливают» скоростные пассажи. Такова моя ниша.

— Но ведь у вас некогда был вокалист…

— С нами работал Вадим Сергеев. Он закончил хоровую капеллу и владеет правильным английским. У нас очень душевно пел ранние рок-н-роллы. А сейчас работает в иностранной компании. Изредка выступает с нами. На дни рождения. У нас изначально была идея сделать инструментальную группу. Лучше хорошо сыграть, чем плохо спеть. Да и на настройке аппарата экономия.

В сёрфе только девушки

— У вас девушка на барабанах — Марина Бейбутова. Что довольно необычно. Какие плюсы и минусы этого?

— Сплошные плюсы. Например, в коммерческом плане. Правда есть и минус. Когда к нам пришла девушка, мы даже материться перестали на репетициях. Недели две продержались. Потом, правда, все привыкли.

— Знаю, что «ПапаМобилю» удалось проехаться по Европе с концертами. Любят там сёрф?

— Прошлым летом мы сделали тур по Восточной и Центральной Европе. Выступили в Венгрии, Сербии, Австрии и Словакии. Всего было восемь выступлений. С дорогой тур занял почти две недели. Так что график был довольно плотный. Это был наш первый тур — и сразу за «бугром». Принимали очень тепло. Иногда прямо-таки горячо, особенно, когда нас встречали еще и горячительным. В Сербии мы даже встали перед дилеммой — нашим внутренним неписанным правилом «не пить перед выступлением» и весьма располагающим предложением принимающей стороны отметить наш приезд. Вообще, сербы и словаки близки к нам по духу и по стилю жизни. Они даже просили объявлять песни и общаться с публикой на русском: «Только говорите помедленнее, и мы все поймем!». В Словакии говорили после выступления, что мы первые русские, которых они видят с гитарами в руках и на сцене. До этого были только на танках — там стояла наша воинская часть. Руки нам пожимали. А еще тогда я подумал, что не зря мы этим занимаемся, что ездить надо чаще. Сербия очень походила на Ставрополье — поля, дороги, деревеньки такие же. В Сомборе, в городе, в котором мы выступали, исторический центр типичный европейский, а заводские кварталы — как у нас, те же пятиэтажки. В Словакии даже забрались на ближайшую горную вершину — Большой Шип. Помогло от похмелья.

— Как удалось организовать подобное?

— Все сделала Катя Горячева, наш тогдашний менеджер. У нее был опыт организации фестиваля «Рукава» в Нижнем Новгороде и Городце, плюс к тому она работала волонтером в Итальянском культурном центре. В отпуск поехала в Вену и договорилась с клубом Vienna Tunnel о том, что мы летом к ним приедем. Остальные контакты нашла по интернету. Огромная работа — составление графика, оформление виз, стыковки по транспорту. На самом деле по интернету можно многое организовать. Язык нужно знать — как минимум английский. Если заранее договориться с несколькими клубами или площадками, по ходу можно к ним подстыковать другие. Местным менеджерам больше нравится ситуация, когда группа уже находится в туре — значит, они не несут дополнительные транспортные расходы. Как говорится, «мы к вам заехали на час».

У нас такими «точками» были Будапешт и Balaton Music Wave в местечке Занка в Венгрии и венский клуб «Туннель». С остальными заключались лишь предварительные договоренности, и график уточнялся по ходу. На Балатоне вообще вышел курьез. Фестиваль, на который нам пригласили, был хэви-металлическим. По счастью, площадок оказалось несколько — центральная для «монстров», средняя — для молодых команд и этно-сцена для фолка и джаза. Вот там мы и выступили.

— А деньги?

— Часть суммы, которой не хватало для выезда, нам дали наши друзья, за что им огромное спасибо. Кстати, место менеджера в группе сейчас свободно. Катя собирается в Европу — работать по контракту. И мы ищем нового менеджера, активного и заинтересованного. Приходите…

Вадим Демидов