10-06-28
Политика
Знакомые все лица, или Новичков по осени считают
Чуть ли не каждый выборный цикл в городскую думу Нижнего Новгорода можно начать с возгласа: «Ба, знакомые все лица!». Но жизнь все расставляет по своим местам. И какое-то обновление депутатского корпуса происходит. Вопрос лишь в качестве этого обновления.
Виктор ДЕМЕНЕВ: По моим подсчетам только три депутата гордумы из сорока двух решили не баллотироваться в городской парламент следующего созыва. Это Андрей Осипенко, Владимир Шанин и Александр Воронков. Можно говорить о рекордном показателе.
Всем понятна роль «Молодой гвардии» в ходе праймериз. Они шли под лозунгом «Бей по штабам!» и выступали критиками пробулавиновского большинства. Но с одним из молодогвардейских подходов нельзя не согласиться. Как можно поменять работу гордумы к лучшему, если фактически не менять ее состава? Ведь нынешняя гордума — не работа на пятерку. Я уверен, что гордуме следующего созыва нужна свежая кровь. Ведь нынешние депутаты почти 50 на 50 раскололись и сделали городской представительный орган практически недееспособной говорильней, дискуссионным клубом. Но «Молодая гвардия» лукавит, не желая замечать, что и пробулавиновское большинство в «Единой России», и антибулавиновское меньшинство в той или иной степени предлагали новых людей.
В списке Булавинова это: Александр Котельников (избирательный округ № 3), Евгений Кузьмин (избирательный орган № 8), Дмитрий Барыкин (избирательный орган № 12), Владимир Панов (избирательный орган № 15), Дмитрий Колыванов (избирательный орган № 16), Сергей Кузнецов (избирательный округ № 20), Марк Фельдман (избирательный орган № 26). Я называю тут только победителей праймериз в одномандатных округах. А есть много новых имен и в региональных группах.
Антибулавиновская фракция через Всероссийский совет местного самоуправления тоже предлагала ряд людей, которые не являются действующими депутатами гордумы: Александр Назаренков, Николай Сатаев, Александр Карезин, Игорь Кораллов, Евгений Чупрунов. Другое дело, что они не прошли через сито праймериз.
Денис НИКИФОРОВ: Да, по поводу «молодогвардейских» речевок о том, что нельзя ничего изменить в гордуме, если не подлить в городской парламент свежей крови, я согласен. Но в списке, который вы приводите, я не виду особо новых персонажей. Подавляющее большинство из них — тертые калачи, даже если они ни разу не были депутатами. Вижу парочку заведомых пассажиров в этом перечне, которые никогда не станут работать, даже получив на лацкан депутатский значок. Особняком стоит уважаемый банкир Марк Фельдман, который и без политического опыта знает всю нижегородскую элиту как облупленных и заткнет за пояс хоть весь депутатский корпус.
А вот реальных новичков очень мало. Я бы отметил Евгения Кузьмина, который только назначен на ДУК Ленинского района, Сергея Кузнецова, который, видимо, решил пойти по депутатским стопам брата Александра. Есть еще и Дмитрий Колыванов, которому не очень повезло получить в качестве округа не самый благополучный Московский район, где тяжело говорить людям о лучшей жизни, торгуя автомобилями стоимостью в несколько миллионов рублей. Наверное, приобретением булавиновского списка можно назвать только одного новичка — Дмитрия Барыкина. Он уже восемь лет оттрубил на своем заводе «Красный якорь», вернул его из забвения. Конечно, трудно говорить о создании промышленного лобби в городской думе, так как производственник Барыкин, видимо, будет эксклюзивным, штучным товаром. Поэтому давайте щепетильнее подходить к понятию «новички».
В.Д. Соглашусь, что надо осторожнее употреблять выражение «свежая кровь». Понятно, что бывшие вице-мэры Александр Котельников и Евгений Рогачев лишь формально являются таковыми. Другое дело, что они нужны в городской думе, чтобы наконец-то сформировать мощное жилищно-коммунальное лобби. А то избиратели считают проблему ЖКХ самой важной, а понятие это в гордуме на обывательском уровне.
Что же касается действительно свежей крови, то тут тоже не все так просто. Там есть представители элитных группировок, которых продвинули в соответствии с договоренностями между крупными политическими игроками. В основном эти люди находятся в региональных группах. Так, Алексей Власкин (региональная группа № 1) и Ольга Никитина (региональная группа № 7) — это люди секретаря областного политсовета Александра Тимофеева. Есть и те, кто сами напросились на выборы в тяжелые округа. Например, в округе № 15 идет Владимир Панов, который ранее всегда баллотировался в Кстовском районе. Ему предстоит побороться с Владимиром Паченовым из КПРФ, который уже лет 15 держит этот округ. Понятно, что из бюджетных соображений, женских квот, сбалансированности состава гордумы в региональных группах представлены врачи, учителя, которым трудно избраться в одномандатных округах. Поэтому картина тут самая разнообразная.
Д.Н. А может быть, хорошо, что на коммунальные темы депутаты размышляют по-обывательски? У нас все же депутаты представляют интересы населения, поэтому пусть думают как простые нижегородцы, а не топ-менеджеры богатых компаний с гарантированными прибылями и долями в наших кошельках. Мне кажется, что единственное лобби, которое стоит культивировать в гордуме сейчас, — это именно промышленное. Заводы и фабрики, любые производства пополняют бюджеты, дают работу квалифицированным работникам. На достижения торгового и строительного лобби город уже насмотрелся.
В.Д. Ну, если говорить о том, кто же действительно украсит гордуму Нижнего Новгорода от партии «Единая Россия», то это действительно штучный вариант. Из одномандатников производит впечатление всё тот же Барыкин. Реальная борьба на праймериз была только в 10—11 округах из 28. Но самые принципиальные сражения были в 12 округе между Дмитрием Барыкиным и Алексеем Гойхманом и в 13 округе между Игорем Тюриным и Николаем Сатаевым. И из этой четверки только Дмитрий Барыкин реальный новичок. Тюрин и Гойхман — действующие депутаты, а Сатаев — министр промышленности Нижегородской области и экс-депутат гордумы и Законодательного собрания. И Барыкин выдержал бой, хотя Гойхмана приехали поддержать все лидеры антибулановской оппозиции: Олег Сорокин, Александр Назаренков, Николай Сатаев.
Была и попытка со стороны Гойхмана скандализировать ситуацию, он намекал на некие действия губернатора и даже администрации президента.
Барыкин — промышленник, и очень хорошо, что промышленники возвращаются в городскую думу. Некоторое время назад их вытеснили бизнесмены. Этому все радовались в 2005—2009 годах. А за год до окончания полномочий гордумы именно бизнесмены раскачали ситуацию. Возвращение промышленников могло бы стабилизировать ситуацию. Ведь их интересы не так плотно завязаны на муниципальную власть, как у бизнеса, строительства или торговли.
Я присутствовал на праймериз в 12 округах и могу поделиться интересным наблюдением. Гойхман стал утверждать, что партийцев уговаривали голосовать за Барыкина. При упоминании своей фамилии в таком контексте Барыкин не вжался в кресло, а встал и еще раз показался публике. С легким поклоном. А ведь ситуация была супернапряженной.
Д.Н. Мне вот кажется, что пройти через такие битвы на праймериз с гордумскими динозаврами — это очень хорошая школа для новичков. Поэтому, может быть, тому же Барыкину и повезло по сравнению с тем же Колывановым, который, будучи новичком, неубедительно выступил на своих праймериз, соревнуясь с никому не известным персонажем из числа «массовки». Вы ощущаете, насколько весомее будет мандат Барыкина, если он выиграет выборы, нежели у тех, кто не кидался со связкой выборных гранат под танки?
В.Д. Ярких людей первой свежести мало. Но большинство кандидатов прошли хорошую выучку и интересно, как они будут прогрессировать. В случае избрания Сергея Кузнецова любопытно будет сравнить его со старшим братом Александром, который неплохо проявил себя в законодательном собрании. Хотелось бы, чтобы прошел в гордуму такой достойный человек, как бывший начальник ГУВД Нижегородской области Вячеслав Каныгин.
Если же говорить о «единоросском» раскладе в целом, то мне представляется, что гордума-2010 будет сильнее и дееспособнее, чем городской парламент нынешнего созыва. У Сорокина и Гойхмана просто зашкаливали амбиции, и это нанесло большой ущерб работе гордумы на заключительном этапе. Булавинов и Барыкин, победившие их на праймериз, будут более чем адекватной заменой им.
Д.Н. Я бы заметил, что праймериз, конечно, есть очень важный этап, но учитывая истерику проигравших, выборная кампания будет жаркой. И Булавинову с его опытом будет полегче соревноваться с Олегом Сорокиным, который все равно намерен идти по одномандатному округу. А уж какая школа будет для Дмитрия Барыкина — это без комментариев. Гойхман грозится именем Путина уже даже перед камерами дружественных телекомпаний. И тоже говорит, что будет избираться. Выиграв такую компанию, Барыкину можно экстерном закончить школу городской политики и снисходительно кивать победителям зачищенных округов.
Виктор Деменев, Денис Никифоров