10-07-12

Общество

Ответ «Группы ГАЗ» «Новой» в Нижнем»

В трёх последних номерах «НГ» в НН» были опубликованы статьи-расследования Юрия Староверова, посвящённые ситуации вокруг «договорников» ГАЗа. В пятницу в нашу редакцию обратились представители пресс-службы «Группы ГАЗ» с просьбой предоставить площадку для публикации официального комментария компании к происходящему. Мы выполняем просьбу коллег. Чтобы нас как минимум не упрекали в однобокости взгляда. А в следующем номере читайте репортаж «Новой» в Нижнем» о том, как 7 июля триста «договорников» устроили пикет и передали свои требования губернатору Валерию Шанцеву лично в руки.

«Группа ГАЗ» не согласна с мнением авторов статьи «Принесенные в жертву. Обманутые «договорники» ГАЗа — кто и почему отобрал у работников Горьковского автозавода заработанные квартиры», опубликованной в № 70 «Новой газеты» в Нижнем Новгороде». Жильцы квартир ГАЗа действительно являются жертвами, жертвами многочисленных спекуляций. «Группа ГАЗ», получив жилые квартиры в качестве наследства, не перекладывает обязанности по их обслуживанию на частные компании, не пытается выселить людей из их домов, а лишь управляет активами в соответствии с требованиями времени. При этом находятся желающие убедить людей в обратном и заставить сомневаться в высоком уровне социальной ответственности ГАЗа, на обслуживании которого находятся как жилые дома, так и объекты здравоохранения, образования и спорта.

«”Договорники ГАЗа” – это явление, на региональной почве взросшее, но по своим масштабам выходящее за рамки нижегородского прецедента. Во-первых, ГАЗ – предприятие далеко не рядовое, а во-вторых, ситуация, сложившаяся вокруг двух тысяч сотрудников автозавода, слишком наглядно иллюстрирует особенности национального перехода от одной экономической формации к другой и обратно», – говорится в статье «Принесенные в жертву», вышедшей 25 июня 2010 года в «Новой газете».

Действительно, «Группа ГАЗ» – преемник всего, что было нажито в советские времена Горьковским автозаводом, включая проблему «договорников ГАЗа». Это тяжелое наследство. И не потому, что жилые дома – это непрофильные для ГАЗа активы, а потому что, работающей в рыночных условиях компании практически невозможно хранить преемственность между обещаниями советских предприятий, живших в плановой экономике и в отсутствии конкурентов (из-за того, что страна была закрытая), с ее реальными возможностями наследника требующих модернизации активов.

«Группа ГАЗ» в своём официальном комментарии заявляет, что «зачинщики всех акций протеста используют ситуацию, сложившуюся вокруг «договорников», для создания громких «акций» и спекуляций в преддверии выборов — никаких реальных проблем у жильцов как не было, так и нет»

Не секрет, что в прежние годы большинство промышленных предприятий, если не все таковые, могли позволить себе не только содержать разветвленную социальную инфраструктуру (кстати, ГАЗ – одно из немногих российских заводов, до сих пор имеющее на балансе значительный объем социально значимых непрофильных активов), но также и распоряжаться свинофермами, оранжереями, домами отдыха. Да, в советские времена люди просто получали квартиры, а не покупали, но сейчас ситуация изменилась, и современные предприятия стоят перед дилеммой: либо сдерживать «слова», данные строителями коммунизма, либо пытаться выжить в условиях сильнейшей конкуренции, экономя каждый рубль.

Тут естественно можно упомянуть про кризис и сказать, что ГАЗ – единственное предприятие российского автопрома, фактически не получившее прямую финансовую поддержку государства. Естественно, пытливый читатель скажет: «Нечего все валить на кризис, сейчас этого не делает только ленивый». Пытливый читатель при этом забудет, что автопром стал одной из двух отраслей мировой экономики (вторая – металлургическое производство), по которым экономическая нестабильность ударила сильнее всего. Причем ударила так, что встал вопрос: либо оптимизируйте расходы, либо объявляйте о банкротстве.

ГАЗ, имея сформировавшийся в рамках модернизации производственных активов 40-миллиардный долг, был поставлен на грань выживания. Именно из-за стремлений ГАЗа глобально обновить производственные мощности все траты и действия предприятия находятся под пристальным взором банков-кредиторов и не только. И в этих условиях находятся те, кто периодически встает на больную мозоль, не разбираясь в ситуации. Никто из выступающих против «Группы ГАЗ» в ситуации с договорниками не вспомнил о том, что компания получила все эти квартиры в определенном юридическом, если так можно сказать, виде. А именно в виде полноценной собственности, арендаторами которой являются действующие или бывшие сотрудники ГАЗа, а сам ГАЗ ежемесячно тратит по полмиллиона рублей только на ее обслуживание.

Не стоит думать, что ГАЗ не ищет выхода из сложившейся ситуации. ГАЗ не распродает по немыслимо завышенным ценам эту недвижимость с молотка частным инвесторам, как делают, например другие российские автопроизводители. ГАЗ не только сохраняет уровень арендной платы на смехотворном уровне, но и предлагает жильцам получить ее в собственность. Причем предложение ГАЗа, беспрецедентное для рынка недвижимости России, – не его инициатива, а ответ на многочисленные обращения договорников, стремящихся улучшить жизненные условия. При этом ГАЗ с каждым из «договорников» обсуждает возникший казус индивидуально и заявляет, что никто не будет выброшен на улицу. И ведь это так! Зачинщики всех акций протеста используют эту ситуацию для создания громких «акций» и спекуляций в преддверии выборов, а никаких реальных проблем у жильцов как не было, так и нет.

Комментарий предоставлен пресс-службой «Группы ГАЗ»