10-07-12

Культурный слой

«Свобода — это нечто личное»

«…Джонатан наблюдал, паря над Дальними Скалами. Этот парень Чайка Флетчер Линд оказался практически идеальным учеником. Сильный, легкий, быстрый, он обладал также самым важным качеством — пламенным стремлением научится летать по-настоящему. В это мгновение появился, и сам Флетчер — серой молнией он пронесся мимо своего инструктора, выходя из пике на скорости в сто пятьдесят миль в час». Романтическая притча Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» обрела в конце прошлого века культовый статус. Речь в ней идет о птице, которая познавала небо, училась летать и стремилась к совершенству, будучи изгнанной из стаи. Именем ученика Ливингстона – Флетчера Линда — назвалась набирающая обороты нижегородская рок-группа, которая, видимо, тоже учится летать в небе под названием Рок.

В группу Fletcher Lynd входят четверо: Алексей Салякин (гитара), Александр Барашков (бас), Антон Чесноков (ударные) и Андрей Смирнов (гитара, вокал, песни). Вдохновляются они музыкальными идеями семидесятых — классическим роком, блюзом и хард-роком. Наряду с этим в песнях слышны наработки русского рока, еще точнее – сибирского.

— Андрей, твоя группа, кажется, возникла вообще ниоткуда. Наверное, ты сам давно уже песни сочиняешь, но однажды тебе понадобился аккомпанирующий состав…

— Играем с зимы 2008-го, хотя идея создания группы появилась еще раньше. Мы с Сашей знакомы со школы, некоторое время вместе делали музыку, потом был долгий перерыв, но все же решили продолжить совместные поиски музыкальных идей. А группа возникла, когда появились Дмитрий и Алексей. Как раз под впечатлением от притчи Ричарда Баха были написаны несколько песен. Днём рождения группы считаем 12 октября, тогда мы сыграли первый концерт, достаточно удачный. Правда, вскоре пришлось искать барабанщика, и мы нашли Катерину. Но через несколько концертов ее заменил Антон. С октября прошлого группа начали активно выступать в местных клубах, завоевывая свою публику. В феврале 2010 сделали демо-запись. Выход альбома запланирован на осень.

— Что такое ты обнаружил в книге Ричарда Баха и в герое, подарившем название группе?

— Нашёл то, что хочется найти в себе – любовь, счастье, ответственностью. И я работаю над собой. Не я один давал название группе, мы все вместе придумывали, обсуждали.

— Я не по разу прослушал ваши песни и вот что скажу. Тебе 25 лет, а песни ты сочиняешь довольно консервативные – тут и блюз, и русский рок. Если бы не знал, сколько тебе – сказал бы, что это сочинения сорокалетнего. Таково твое мироощущение?

— Блюз – это все Леша, Саша и Антон, они отличные музыканты. Я люблю музыку, которую мы играем, я бы сам слушал такое в плеере. А возраст? В песнях хочется сказать самое главное. О том, что невозможно чувствовать себя свободным, не осознавая собственной ответственности. И что ради свободы приходится отказываться от безопасности, от своего маленького уютного мирка.

— Тебе самому приходилось отказываться от комфорта ради свободы?

— Конечно. Ради самовыражения все члены коллектива вынуждены отказываться от многого. Очень важно иметь возможность выразить свои мысли, исчерпать эмоции, и музыка для этого отличный способ. Творчество позволяет человеку лучше понять себя, изучить себя и окружающий мир. Есть люди, которым тяжело существовать без поиска новых смыслов, объяснения свобод, иллюзий истин, мы как раз из таких. Естественно, что возможность самовыражаться и самосовершенствоваться требует времени. Я постоянно в музыке, в голове крутятся ходы, на подкорку откидываются интересные строки.

В сияющем небе парит одинокая чайка,

Безоблачен синий простор, безветреннен берег морской.

Рисует кульбиты, свободно кружит над землёй.

И слышит свободу, и видит свободу, и дышит свободой одной.

 

— Но ведь и так бывает – все поют о свободе, и я пою…

— Свобода – это нечто личное. Занимаясь тем, что мне интересно, я ощущаю себя свободным, и отвечаю за то, что делаю. Свобода – это когда ты готов ко всему что бы то ни было. Не знаю, что подразумевают другие, когда поют о свободе, да и мне, честно говоря, не так важно, ведь главное – как я сам их понимаю, ведь песни всегда для слушателя. Не исключение — и мои песни.

— Ты выпускник физтеха. Выходит, что из физиков-лириков. Действительно все эти формулы ядра сублимируются в стихотворные строки?

— Формулы не сублимируются, но некоторые технические термины в текстах иногда можно услышать. Я считаю, что понимание мира и себя затрудняется без осознания причин тех или иных явлений. Конечно, не все можно объяснить логически, но физики – настоящие философы, чего только стоит второе начало термодинамики…

— Ты имеешь в виду, что твоя внутренняя работа никогда не переходит в полезный труд?

— Интересная интерпретация… Ну почему же никогда? Внутренняя энергия не может полностью перейти в полезную работу. Мера хаоса не может убывать в замкнутой системе при отсутствии внешних воздействий. Без труда, как говорится, не вытащишь и рыбку из пруда. Вот сидите вы в квартире, будем условно считать ее замкнутой, и чем дольше сидите – тем сильнее там беспорядок, и сам по себе он вряд ли исчезнет. Целая философия.

-Ты из Нижнего? Из какой среды?

— Вырос в Нижнем, учился хорошо, всегда любил общение, живое и искреннее. У нас вообще своеобразный город, стоит поездить, чтобы это понять. Здесь моя родина, не хочу жить в другом месте. Куда бы ни приходилось уехать — подъезжаешь к Нижнему и душа радуется. Понимаешь, что дома. Спасибо памяти, местам, родителям и друзьям.

— Когда в руках гитара появилась?

— Начал играть лет в 15, все не научусь толком. От лени…

— Любишь ли ты Дмитрия Ревякина и Егора Летова. Отголоски их я слышу в твоих песнях. Они за руку привели к собственному творчеству?

— Я никогда не был музыкальным фанатом. В юношестве, конечно, очень любил «Кино», потом «Аукцыон», чуть позже — зарубежные. «Воскресенье», Кашин, Калугин, Cranberries, The Cure, Franz Ferdinand, Radiohead, Muse – то что явно повлияло. Недавно открыл для себя рижский молодёжный хор Kamer.

 

Ещё один герой сгорел дотла,

Всегда боролся и погиб борцом,

Растаял, и его судьба

Пусть озарится солнечным огнём.

 

— «Сгорел дотла» — одна из знаковых твоих вещей. О ком это? Сам себя ты видишь в таких героях?

— Всегда боялся этого вопроса, ведь многие представляют, что это песня про Летова или ещё про кого-то. Конечно, нужно бы было придумать какую-нибудь легенду, но расскажу как есть. В 2005-м, у меня был нелегкий период, какое-то депрессивное состояние, друзья один за другим уходили — кто-то из-за изменившихся жизненных позиций, кто-то в армию, и в трамвае мне вручили газету политического толка, в которой была статья о жене какого-то южноамериканского революционера, которая после его смерти несколько десятков лет возглавляла коммунистическую партию. Статья была некрологом. И идея, мысль и мелодия сложились вместе. Поначалу в песне было лишь два куплета, но потом появился третий – о памяти и пламенных сердцах. С собой я эту песню никогда не ассоциировал. Великие дела делаются не ради славы, а потому что иначе нельзя.

— В другой твоей песне речь идет о избраннике судьбы. Который падал, вставал, но все-таки нашел начало истины. И при этом он одинок. По-твоему, наградой за поиск и служение всегда служит одиночество?

— Это очень сложная песня. В зависимости от настроения слушатель может придумать свою историю странствий. Пожалуй, Я не буду говорить, о чём сам думал при написании. Ведь это уже не моя песня – а ваша, каждый, кто её послушал – соавтор, каждый представил своего собственного странника с его судьбой. А по поводу одиночества – бывает и так, что тот, кто ищет – одинок, но только потому, что ему так удобно и так он для себя решил, это его выбор, а никак не воздаяние.

— Смотрю на тебя… Не мелкий ты малый. Сразу вспомнился дружок мой Алексей Полковник. Говорят, что такие не мелкие ребята — сама доброта. Правда ли это?

— Стоит спросить у моих товарищей. Сам себя ни злым, ни добрым не ощущаю, какой есть, поступаю так, как считаю правильным. Хотя со многими у меня, не хотелось бы ошибиться, хорошие отношения, думаю, есть и такие, которым я неприятен или которых я раздражаю. Все мы люди…

— Делаешь ли ты дома какие-нибудь предварительные заготовки для песен или большинство из них возникает в репетиционной обстановке?

— Каждая песня имеет свою историю. Тяжело объяснить — всё-таки в рождении песни есть нечто сверхестественное, я порой даже не верю, что это я написал, особенно со временем, со взрослением песни, произведение нравится, а об авторстве даже не задумываюсь. И действительно случается, что идея есть, а реализовать не выходит, но как правило, потом большинство таких погибают, зато оставшиеся крепнут и появляются новые произведения, которые целиком отражают твоё мироощущение на данный момент. А критерий успеха – это слушатели решают, я люблю все песни, которые исполняю, и считаю, что все удались, иногда есть такое чувство, что возможно сделать песню ещё интереснее, тогда нам помогают зрители. Мы пробуем различные варианты на концертах, пока не найдём оптимального. Такая вот кухня.

— Довольно любопытный факт – ты пишешь, что тебе нравятся Радиохэд, Сью, мьюз, кренберриз, то есть группы с британских островов, а по музыке твоя группа — явно скорее промериканская, блюз-рок, южный рок. Как так вышло?

— В «контакте» утебя написано, что имеешь социалистические взгляды. Хочешь вернуть СССР? Кстати, в твоих песнях это никак не заявлено.

— Нет, в СССР не хочу. Где родился — там и пригодился. Вообще все эти мысли про возврат светлого прошлого перестали меня посещать. Хотя с удовольствием побывал бы на экскурсии в прошедших временах, в любых, начиная с мезозоя. Но Брэдбери предупреждал нас о таких фокусах. По поводу социализма. Сложный вопрос, стараюсь не касаться вертикали власти, ведь есть вещи куда более важные — любовь, здоровье, стремление к мечте, счастье. Но если в двух словах — хочется иметь не только обязанности, но и права и социальные блага соответствующего качества. Думаю, если процесс распределения доходов находится под контролем общества — это неплохо, хотя политика эта столь сложная система кривых зеркал в которой невозможно угадать отражение. А песни — они о настоящем, без обмана, а политика редко, когда такая….

Вадим Демидов