10-07-19

Экономика

Действующие вельможи не хотят подвинуться

После проведения праймериз партии «Единая Россия» в Нижнем Новгороде прошёл месяц, но так и не ­объявлено — какие результаты утверждены так называемой ­Инстанцией. Пока мы слышим только критику. К чему бы это?

Мэрия Нижнего Новгорода и городской политсовет «Единой России», надо полагать, исходили из того, что администрация и городская дума должны работать согласованно. Кроме того, нынешний глава города Вадим Булавинов является основным и единственным кандидатом на пост главы муниципального образования и председателя городского парламента. Это означает, что Булавинов в случае победы «Единой России» на выборах будет опираться уже не на аппарат мэрии, а на депутатов-«единороссов». Кому же как не ему формировать команду в гордуме, которая составит фракцию «Единой России»?

Понятно, что Вадим Булавинов делал ставку и на ряд действующих депутатов Городской думы Нижнего Новгорода, и на новых людей. Кандидаты выдвигались сверху — от городского политсовета партии, исходя, прежде всего, из деловых качеств.

Такой принцип формирования команды «единороссов» в гордуме областного центра не понравился части действующих депутатов, которые относят себя к оппозиции. Создается впечатление, что они полагают следующее: есть вельможи, великие люди, то есть действующие депутаты, и все остальные, то есть, по сути своей, никто.

По мнению этой группы лиц, праймериз должны были проводиться примерно так. Вельможи объезжают первичные партийные организации «Единой России» в своих избирательных округах и объясняют, что все хорошее там сделали они и поэтому они вновь должны идти на выборы от партии власти. А администрация города на этих территориях должна ответить за все плохое.

Есть критика нижегородских первичных выборов и с демократических позиций. Она исходит из недр министерства внутренней политики областного правительства. Там считают, что праймериз не надо проводить в форме традиционных выборов. Предлагается организовать процесс снизу, а не сверху. Первичные организации выдвигают кандидатов. Лучше из своих рядов. Потом эти самые достойные люди собираются в качестве выборщиков и определяют, кого поддержать — кто, так сказать, лучшие из лучших. После этого уже подключается городской политсовет. А потом уже расставляют их по избирательным округам. Правда, тут есть оговорки, что такую систему сразу не выстроишь. Это перспективы на ближайшие несколько лет.

Люди из муниципалитетов области не знают кандидатов, прошедших нижегородские праймериз. Им по большому счету все равно, за кого голосовать, то есть голосами членов политсовета с периферии достаточно легко манипулировать

Пока же предлагается результаты праймериз легитимизировать не на президиуме политсовета «Единой России», а на ­областном политсовете. Логика тут ­примерно такая: в президиуме политсовета примерно 23 человека, а в политсовете — под 90 человек. Но в этом как раз заложено лукавство.

Дело в том, что в областном политсовете представлены многие муниципалитеты нашей области. Люди оттуда не знают кандидатов, которые прошли нижегородские праймериз. Им по большому счету все равно, за кого голосовать. А значит, голосами членов политсовета с периферии достаточно легко манипулировать.

Есть и еще один довод против того, как выносить результаты нижегородских праймериз на областной политсовет. Во многих муниципалитетах первичные выборы перед мартовской кампанией 2010 года прошли абсолютно формально. По сути, там и не было никаких праймериз. Нижегородская «Единая Россия» тут сделала большой и принципиальный шаг вперед. И вот те, кто свои праймериз провалили, ­будут чуть ли не ставить оценки коллегам из Нижнего Новгорода. Это представляется абсолютно неадекватной практикой. А вот в президиуме политсовета в большинстве своем информированные люди, которые ситуацию и в области в целом, и в Нижнем Новгороде знают неплохо. Их труднее склонить к голосованию по принципу «Ну, тебе же безразлично, за кого поднять руку!».

Что же касается Москвы, то практика показывает, что она стремится поддерживать статус-кво, то есть оберегать существующее положение. Так было и перед выборами в Госдуму в 2007 году. Из прекрасного далека функционерам «Единой России» не очень понятно: почему есть действующие депутаты, которых надо поддерживать и кого не надо поддерживать? В их логике такая идея: давайте всех действующих депутатов поддержим. Ведь они уже показали себя. Вот за них губернатор Валерий Шанцев и колотится. Поэтому нельзя исключать, что окажется, что вся нынешняя гордума так и двинется на октябрьские выборы. В том числе и проигравшие праймериз месяц назад.

В итоге за бортом могут оказаться три-четыре победителя недавних нижегородских праймериз «Единой России», которые реально нужны в Гордуме-2010. В политике такие варианты называются компромиссом. Если это компенсация оппозиции за то, что Булавинов получит право на выдвижение дружественного с ним сити-менеджера, то это и называется «и волки сыты, и овцы целы». Так, видимо, и будет на муниципальных выборах в Нижнем Новгороде в октябре.

Виктор Деменев