10-08-02
Среда обитания
Чистоту за деньги не купишь
В рамках подготовки регионального закона «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» возникла юридическая дискуссия – кому контролировать содержание автомобильных дорог? Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области считает, что это их полномочия. А прокуратура заявляет, что это полномочия ГИБДД. Тогда председатель комитета по жилищной политике и градостроительству Александр Сериков на примере автомобильных дорог на улице Лысогорской и Гребном канале попытался не только разрешить этот спор, но и разработать механизм действия закона о чистоте. Пока на заседании этого не получилось. Но разговор вышел очень полезный. Например, выяснилось, что деньгами этот вопрос не решить.
Подрядной организацией, которая занимается содержанием автодорог в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, является московская фирма ЗАО «Инженерный центр – НН». Эта компания обязалась содержать дороги центрального района города в надлежащем состоянии с использованием современной техники и технологий. Под эти обязательства московскому подрядчику выделили средств гораздо больше, чем его предшественнику. Было 70 млн рублей в год, стало 160 млн рублей в год. В администрации Нижегородского района говорят, что прежние расценки не отвечали экономическим реалиям, и их пришлось пересмотреть.
На заседании комитета ЗС по жилищной политике и градостроительству не ставилась задача оценить состояние дорог во всем Нижегородском районе или дать полный анализ работы ЗАО «Инженерный центр – НН». Вопрос стоял иначе: почему так и не улучшилось состояние автомобильных дорог на улице Лысогорской и Гребном канале после смены подрядчика? В чем причина того, что дороги там находятся в плохом состоянии? Кто и каким образом может решить эту задачу? А на основе этого мозгового штурма предполагалось сделать соответствующие выводы в областном законе о чистоте, чтобы законодательный акт работал и дал приемлемый результат.
Автомобильная дорога на Лысогорской улице представляет собой почти отвесную магистраль, которая связывает промзону (несколько предприятий, специализирующихся на бетоне, щебне и песке) и верхнюю часть города. Эта дорога проходит через частный сектор. И поэтому имеет такую категорию, что техзаданием положено лишь один раз поливать дорогу. На практике это оказывается явно недостаточным. Дело в том, что автотранспорт при движении на подъем по улице Лысогорской самопроизвольно сбрасывает материалы (бетон, песок, щебень). В ходе поездки из бетонного миксера выливается 200-300 кг бетона на дорогу. Можно себе представить, какая пыль и грязь на Лысогорской улице. И никто не берет на себя ответственность за состояние этой дороги в частном секторе.
Подрядная организация «Инженерный центр – НН» утверждает, что все, что заложено в техзадании, делается. И даже если проводить мероприятия чаще, то это ничего не изменит. Надо административными или иными рычагами решать вопрос с предприятиями промзоны.
В целом с подрядчиком согласна и администрация Нижегородского района. Мол, надо поставить милиционера к воротам предприятий, и все будет лучше.
В ответ на это председатель комитета ЗС НО Александр Сериков напомнил, что подрядчик получает 160 млн рублей в год. И если он самостоятельно, без депутатов ЗС НО, без милиции не может решить проблему, то надо расторгать большой договор на весь Нижегородский район и уходить. В адрес районной администрации тоже был высказан упрек: если первопричина в промзоне, то почему с директорами предприятий работает руководитель АТИ Игорь Браницкий, а не ответственные чиновники Нижегородского района?
Представитель ГИИБДД заявил, что контроль осуществляется и будет усилен. Но эта дорога не предназначена для перевозки инертных грузов. Есть альтернативный путь через Казанский съезд. Но это важная для города дорога, которая сразу же окажется в таком же плачевном состоянии, что и улица Лысогорская. Поэтому ГИБДД постарается, но ситуация неоднозначная. Штрафами и наказаниями тут вопрос не решишь.
Представитель АТИ считает, что надзорные органы тут эффективно не сработают. Основная вина на местной власти, которая не разработала правила, не предложила ряд мероприятий, которые бы поправили ситуацию. Мол, руководители предприятий промзоны согласны заплатить за то, что дорога в плохом состоянии.
Итак, деньги вопроса не решают. Кстати, на содержание улицы Лысогорской и Гребного канала выделяется в год 4 млн рублей. Контроль и надзор не сработают. Предприятия из промзоны никто не перенесет, другой дороги нет. Штрафы окажут свое воздействие, но все понимают, что решения находятся не в этой плоскости.
Формально никто ничего не нарушает. Между подрядчиком и заказчиком есть договор, в котором техзадание соответствует параметрам и категории дороги. Заказчик выполняет свои контрольные функции. Подрядчик тоже исполняет договор. Предприятия промзоны не отвечают за автомашины покупателей, из которых сыпется бетон, песок и щебень. Водители формально тоже ничего не нарушают, а к собственникам миксеров вообще не может быть претензий. Они же не дают указаний сливать бетон на дорогу и двигаться дальше. И все равно депутаты делают вывод, что все стороны процесса не выполняют своих обязанностей.
Если содержание автомобильных дорог будет отвечать ГИБДД, то кого она будет наказывать главным образом? Конечно, водителей, которые сыпят бетон, песок и щебень. Если надзор поручить АТИ, то вряд ли инспекторы будут вести охоту на водителей. Скорее всего, самым легким для них путем станет наказание администрации района или предприятий промзоны. Дело в том, что АТИ состоит в структуре правительства Нижегородской области, а ЗАО «Инженерный центр – НН» вошел сюда не без подачи областных чиновников. Значит для АТИ они будут вне критики. Неслучайно в протоколе служебного совещания по вопросу состояния благоустройства набережной Гребного канала, улицы Лысогорской и принятия мер по устранению имеющихся нарушений от 15.07.2010 меньше всего претензий именно к ЗАО «Инженерный центр – НН».
У депутатов заксобрания тоже нет единой точки зрения. Кто-то полагает, что штрафы и усиление контроля вплоть до использования видеокамер сделают свое дело. Кто-то считает, что надо менять категорию дороги и условия финансирования. Есть точка зрения, что надо обратиться в прокуратуру, и пусть там ищут виновных. Некоторые полагают, что надо спросить с предприятий промзоны. Понятно, что с точки зрения решения проблемы одной улицы взвод милиции и отдел инспекторов АТИ на какое-то время все обеспечит. Но ведь на каждую улицу сотрудника ГИБДД или АТИ не поставишь. Все улицы города видеокамерами тоже еще долго не оснастишь. Как же быть с точки зрения выработки механизма реализации закона?
Депутат ЗС НО Березин высказался о том, что между заказчиком (администрация Нижегородского района) и подрядчиком (ЗАО «Инженерный центр – НН») заключен классический договор, когда обе стороны заранее знают, что его условия по качеству содержания дороги на Лысогорской выполнен не будет. Мол, нужно составить такое соглашение, чтобы оно было исполнено.
Логика депутата Серикова была в том же русле, но артикулирована более жестко. Имея договор на 160 млн рублей в год подрядчик обязаны все улицы района содержать в надлежащем состоянии. И это должно быть в договоре. Если этого нет, то надо расторгать договор на 160 млн рублей. И тогда все улицы, которые обслуживает подрядная организация, будут в надлежащем состоянии. Или же вместо «Инженерного центра – НН» в районе будет работать другой подрядчик. Заменить придется и представителя заказчика, который допустил ненадлежащее состояние дорог. А новые подрядчик и представитель заказчика найдут решение по улице Лысогорской. Вот только почему-то кажется, что ни ГИБДД, ни АТИ таким образом проблему решить не сумеют. По разным причинам. Поэтому после введения в действие закона о чистоте штрафов и наказаний будет намного больше, а порядка и чистоты столько же, как и сейчас. Ну, в лучшем случае, чуть больше.
Виктор Деменев