10-08-02
Политика
Три вывода о трёх отставках
Последние несколько недель ознаменовались отставками тремя долгожителей российской региональной политики: Сергея Катанандова в Карелии, Николая Фёдорова в Чувашии и Муртазы Рахимова в Башкортостане. Поскольку два последних региона входят в Приволжский федеральный округ, то анализ их последствий может быть важен и для нижегородцев.
Последние несколько недель ознаменовались отставками тремя долгожителей российской региональной политики: Сергея Катанандова в Карелии, Николая Фёдорова в Чувашии и Муртазы Рахимова в Башкортостане. Поскольку два последних региона входят в Приволжский федеральный округ, то анализ их последствий может быть важен и для нижегородцев.
Обращают на себя внимания три обстоятельства. Во-первых, во всех трёх случаях отставки были досрочными. Это свидетельствует о том, что президент торопится обновить губернаторский корпус, избавиться от самых «засидевшихся» во власти региональных лидеров и провести во власть нужных ему людей. Одна из возможных гипотез состоит в том, что Дмитрий Медведев уже заранее приступил к формированию своей «команды» для предстоящих в 2012 году президентских выборов и откладывать кадровые решения на местах до следующего года не намерен. Тем более что, как показала ситуация в Нижегородской области, президенту не всегда просто сменить даже публично критикуемого им губернатора.
Во-вторых, во всех трёх случаях процесс смещения губернаторов приобрел черты, типологически сближающие их с операцией «преемник» на федеральном уровне. Иными словами, процедура наделения полномочиями, как она именуется на корявом бюрократическом языке, не стала источником обновления, «осовременивания» региональной политики, привнесения в неё новой динамики, если понимать политику не только с кадровой, но и с сущностной точки зрения. Например, по словам одного из политологов из Петрозаводска, новый президент Карелии Андрей Нелидов является для неё внешней фигурой и пока ничем не зарекомендовал себя на ниве местной политики.
В-третьих, достойным сожаления элементом ухода Муртазы Рахимова с поста президента Башкирии было принятие — очевидно, по его настоянию — местными законодателями акта, гарантирующего неприкосновенность не только экс-президенту, но и членам его семьи. Имеет ли право местный парламент принимать такие решения, отнюдь не очевидно. Но важнее другое: аналогов такой откровенной сделки российский федерализм ещё не знал. Зато такая практика известна по некоторым восточным странам, хотя и президент, и премьер-министр России неоднократно подчёркивали желание нашей страны быть признанной в качестве европейской — а отнюдь не азиатской — державы. Совершенно очевидно, что башкирский казус не приближает нас к Европе, а, наоборот, отдаляет от неё. Почему это не было замечено в Москве и как всё это вписывается в кремлёвскую идеологию модернизации, неизвестно. Равно как и остаётся строить предположения о том, когда «свежая волна» в региональной кадровой политике накроет «последнего из могикан» — столичного градоначальника.
Андрей Макарычев
реплика
Иначе быть и не могло
Использование административных ресурсов является неотъемлемым атрибутом политической системы современной России. Административный ресурс используется всегда, на всех выборах любого уровня. И он, естественно, был использован на праймериз в Нижнем Новгороде.
Прошедшие в Нижнем Новгороде праймериз показали, что нижегородский политический ресурс, привязанный к «Единой России», полностью контролируют мэр и его команда. И поэтому результаты, полученные на этих праймериз, полностью соответствуют тем ожиданиям, которые были у команды мэра.
Понятно, что такое доминирование не вполне устраивает соперников главы города, в первую очередь тех политиков, которые тесно связаны с областной администрацией. Именно из-за этого возник конфликт вокруг результатов праймериз и проигравшая сторона стала активно обсуждать проблему использования административного ресурса на этих выборах и нарушение регламента и правил их проведения.
Сразу следует указать на то, что использование административных ресурсов является неотъемлемым атрибутом политической системы современной России. Это практика используется всегда, на всех выборах любого уровня. И, естественно, этот пресловутый ресурс был задействован на праймериз в Нижнем Новгороде. Ничего другого быть и не могло.
Понятно, что результаты праймериз не устраивают проигравшую сторону, но будут ли приняты их результаты — это другой вопрос. Здесь наступает самая главная интрига. Политсовет местного отделения результаты выборов, конечно, утвердит, поскольку этот политсовет и мэр Нижнего Новгорода и являются настоящими победителями этих праймериз.
Встает вопрос: а каким образом отреагируют на этот результат вышестоящие органы «Единой России»? Здесь все будет зависеть как от позиции центрального руководства, так и от позиции команды губернатора. То есть инициатива в этом случае должна идти снизу. Именно из Нижнего Новгорода должны поступать заявления, протесты по поводу результатов прошедших праймериз. И именно реакция на них покажет, будут ли приняты и легитимизированы результаты этих выборов.
Хитрость состоит в том, что те, кто будет инициировать эти обращения, в случае если будет принято политическое решение ничего не отменять и принять результаты как данность, попадут в разряд «бунтарей», то есть тех, кто мыслит и действует неконструктивно, которые расшатывают политическую ситуацию. Поэтому инициаторы подобных обращений, особенно в публичной форме, рискуют раскачать политическую ситуацию и рискуют попасть в группу деструктивных сил.
Другое дело, что если подобные обращения в той или иной форме дойдут до политсовета в Москве — каким образом он должен отреагировать? Варианта, на самом деле, всего два.
Наиболее вероятный — объявить выборы состоявшимися и принять их результаты (возможно, отметив, что определенные нарушения были, но исключить подобные нарушения из партийной жизни — это задача на будущее).
Мотивация здесь очень простая. Дело в том, что если принять решение по какой-либо форме ревизии прошедших в Нижнем Новгороде процедур. то это будет прецедент для всей страны. И тогда центральному аппарату «Единой России» придется по всем регионам, по всем точкам, где будут проходить праймериз, постоянно заниматься подобными разборками, потому что проигравшие будут всегда, и недовольные — тоже, и обращения — будут. Только этим и придется заниматься.
Поэтому тем, кто возглавляет партийные органы и уже оторвался от реалий жизни в глухих провинциях, придется постоянно вмешиваться в разборки в среде региональных элит, постоянно выступая третейскими судьями, рискуя своим собственным положением в партийной структуре. Рационально размышляя, можно сделать вывод, что это им совершенно не нужно: не затем они делали карьеру и пробивались по партийной иерархии, чтобы заниматься далекими от них провинциальными разборками.
Если же прецедент появится, если результаты праймериз будут все же оспорены, то это, несомненно, повлечет за собой резкое ослабление политической позиции команды мэра. Это будет явной демонстрацией поддержки одной из двух конкурирующих сторон, то есть поддержки команды губернатора.
Поэтому выбор это политический, который должно осознанно принять руководство партии в Москве. Исходя из приоритетов и требований политической ситуации, сложившейся сейчас в Москве, центральным аппаратом «Единой России» и будет приниматься решение по результатам наших праймериз. Оно будет приниматься на основании политической целесообразности, а вовсе не на основании наличия и серьезности нарушений, допущенных на праймериз в Нижнем Новгороде.
Александр Прудник, старший научный сотрудник РАН