10-08-21

Политика

Почему Нижний – не Уфа

или О региональном патриотизме и федеральных стандартах

В недавнем телевизионном интервью новый президент Башкортостана Рустэм Хамитов сделал два важных заявления. Во?первых, он подчеркнул, что сформированное им правительство будет состоять из местных кадров, поскольку они отличаются большей ответственностью перед регионом по сравнению с «варягами», которые чаще всего поверхностно подходят к решению местных проблем. Во?вторых, Хамитов выступил с идеей возвращения назад, в Башкирию, бизнесменов и управленцев, которые по различным причинам вынуждены были уехать в другие города и успешно продолжили свою карьеру за пределами республики.

Новый президент Башкортостана Рустэм Хамитов (на фото) и переназначенный губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев следуют двум разным политвекторам

Почти одновременно с вступлением в должность Хамитова состоялась инаугурация его коллеги по Приволжскому федеральному округу — нижегородского губернатора Валерия Шанцева, который благодаря переназначению получил возможность внести коррективы в областные управленческие структуры. Однако в этом плане векторы развития двух поволжских регионов — Башкирии и Нижегородской области — оказались очень разными. Новое правительство Шанцева не пополнилось местными кадрами; более того, повышение по статусу получили только два москвича — Дмитрий Сватковский и Вадим Иванов. Причём второй из них, надо понимать, получил вице-губернаторскую должность не в последнюю очередь по причине написания очевидно апологетической книжки о своём боссе «Отложенное знакомство». Исходя из этого, ни о каком аналоге башкирской инициативы по возвращению в родные пенаты нижегородцев, покинувших свой город, у нас и речи никогда не заходило. А между тем, из Нижнего за последние годы уехали десятки неплохих управленцев, ранее позиционировавших себя на правом фланге регионального политического спектра и вынужденных реализовывать себя вне родного региона.

Вопрос кадровой политики в областном правительстве актуален не только на фоне происходящего в соседних регионах, но и по причине охватившего Нижегородскую область кризиса, связанного с масштабными лесными пожарами и сильнейшим задымлением города смогом. Странно, но эти события, вызвавшие столько дискуссий в обществе о качестве управления на различных этажах власти, никоим образом не отразились на структуре управления областью. Между тем, формирование нового правительства области — это шанс укрепить те административные позиции, которые у нас, как показала пожарная катастрофа, «проседают», исходя из федеральных стандартов.

Так, например, Климатическая доктрина РФ возлагает на региональные органы власти необходимость учитывать изменения климата и возможность адаптации к ним. Поскольку последствия изменений климата различны для разных регионов, а в пределах одного региона по-разному влияют на группы населения, необходима особая политика в отношении наиболее уязвимых территорий, включая разработку и внедрение региональных систем эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления. Интересно, существует ли такая система в Нижегородской области, какие плоды она даёт и кто конкретно в областном правительстве этим занимается?

Внимательное прочтение другого федерального документа — Доктрины продовольственной безопасности — позволяет увидеть, что региональные правительства должны обеспечивать ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории своих субъектов федерации. На фоне тех пагубных последствий для сельского хозяйства, которые сопровождали засуху и пожары, справедливо было бы уточнить, ведётся ли такой мониторинг у нас, кем он курируется и насколько он эффективен.

Наконец, Экологическая доктрина РФ говорит о том, что основными задачами региональных властей в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны. Не показали ли пожары, что этот управленческий блок нужно качественно усиливать?

Ситуация с тушением пожаров выявила и другие «узкие места». Например, явно нуждаются в совершенствовании межрегиональные отношения. Контакты Нижнего с Саранском, Чебоксарами, Владимиром или Рязанью преимущественно строятся через посредничество Москвы, что нерационально с точки зрения принципов федеративного государства. Следовательно, в структуре управления областью напрашивается усиление блока, целенаправленно занимающегося связями с соседними регионами.

Кроме того, пора бы всерьёз задуматься о разработке концепции региональной безопасности. Только понимать её надо не в геополитических категориях (это можно оставить федеральному центру), а с точки зрения комплексного осмысления наиболее сложных — как технологически, так и в плане социальных последствий — проектов, содержащих в себе риски и угрозы для всей области. Массовые пожары подогрели интерес экспертов и к перспективам строительства АЭС, и к поднятию уровня Чебоксарского водохранилища, и к защите Саровского ядерного центра. Ещё никто из российских регионов не выступал со своей программой обеспечения региональной безопасности, и Нижний вполне мог бы взять на себя такую инициативу. В противном случае нам на долгие годы будет гарантирована роль не третьей столицы, а одного из множества исполнителей воли федерального центра.

Андрей Макарычев