10-08-30

Культурный слой

«Кузькины дети» из консерватории

«Кузькины дети» — новый нижегородский квартет, который сегодня оккупировал едва ли не все клубные площадки Нижнего. Играют в группе музыканты не только вполне опытные, но и имеющие хорошую теоретическую базу — все они консерваторские студенты-народники. И на вокале в «Кузькиных детях» человек любопытный — Владимир Мальшаков. Он выступает в шляпе, точь-в-точь как у Билли Новака из Billy’s Band, его песни с заметным закосом под «Зоопарк», а аккомпанирует он себе на… балалайке. Кроме него в квартет входят басист Николай Бечин, аккордеонист Евгений Нечаев и барабанщик Юрий Землинский.

Рок на «бале»

— Владимир, когда ты поступал в консерваторию, думал ли, что потом будешь играть именно такую музыку? То есть не сидеть в каком-нибудь симфоническом оркестре и исполнять, скажем, Мусоргского, а играть в клубном бэнде?

— При поступлении в консу, наверное, любой абитуриент грезит большими сольными концертами, признанием и овациями с цветами. А после ее окончания у него должны быть гастроли по всему миру. Музыканты — народ амбициозный, но зачастую ленивый. Вообще, в России лень — одна из главных проблем: тут за всякое начинание берутся с неистовым фанатизмом, а когда начинаются проблемы — угасают, часто садятся на алкоголь.

В консу я поступал с намерением хорошо учиться, побеждать на международных конкурсах, но уж никак не сидеть на втором плане. Так оно и было где-то до начала четвёртого курса, а потом появился рок-н-ролл.

Летом 2007-го мы с нашим первым баянистом Андреем Степаненко и Коляном Бечиным, он тогда ещё играл на бас-балалайке, выплыли на Покру, чтобы поиграть каверы от скуки, ну и заработать на пару пива. Так и сделали, ну то есть вообще без идеи — пара пива и понеслась! Петь досталось мне. Репертуар подбирали из тех песен, где я знал слова. Играли «Ноля», Сукачёва, Чижа, Науменко — всё в ля миноре да ля мажоре, чтобы на «бале» (балалайке. — Прим. авт.) было удобно по позициям. Отыграли часа четыре — пальцы в кровь, глаза в омут. Мы тогда уже работали в народном оркестре, да и сейчас там сидим с Коляном — концертмейстерами групп. Скучно, но постоянный доход. Ведь клубы то есть, то нет, а здесь — зарплата и отпускные.

— Через игру на Покровке, насколько я знаю, вы и пересеклись с Женей Гуриным. Он мне говорил, что ты тонко чувствуешь рок-н-ролл…

— Да, пару раз мы выходили туда поиграть и встретились с Гуриным. Он предложил поиграть вместе в проекте «Польза». Коммерческий проект с клубными перспективами.

Тогда в «Рок-бар» мне довелось попасть, прямо с улицы на сцену — причем голосил даже без микрофона. И ушел оттуда со сломанным носом, весело вспомнить сейчас, на самом деле больно, конечно, было (смеется). Осенью начали репы (репетиции. — Прим. авт.) с Женей, с «Пользой», он нас с Юрой, нашим сегодняшним барабанщиком и познакомил. Играли везде, выступили даже на конкурсе в «Плакучей иве». Действительно получился «полезный год». От Гурина многому научились.

— Какой смысл вкладывается в название «Кузькины дети»? Кто придумал?

— Под влиянием «Хоронько-оркестра» я сочинил первую песню «Прости-прощай», с которой «Кузькины дети» и начались как авторская команда. Тогда же покинул группу Степаненко, который предложил название. Дирижёр нашего оркестра Виктор Александрович Кузнецов в студенческих кругах известен как «Кузя». А мы в его оркестре играем. Вот и вышло — «Кузькины дети».

— «Кузькины дети» изначально задумывались как клубный бэнд? То есть для зарабатывания денег…

— С приходом аккордеониста Жени Нечаева стали делать каверовую программу для бабла, они нужны всегда, а выплыть в Нижнем на своем материале молодым музыкантам сложновато. Параллельно с переменным успехом появлялись свои песни. Они вставлялись по ходу программы, но слушались без особых эмоций — просто после сукачёвской песни шла никому не известная. Ко всему новому в нашем городе вообще странное отношение. Одна из вечеринок была в «Шизгаре», там и был задан вопрос — что за команда, вроде «Польза», а вроде и нет, не хотите ли поиграть у нас? Начали там петь. Своих песен на тот момент набралось уже на целое отделение.

Майк в ушах

Я стою на перроне, ожидания полон,

Я приехал сюда, и я чего-то жду.

Я вернулся обратно, и вот он я, вот он —

Город с названием N, где я просто живу.

Здесь слияние рек, город нижний и верхний,

Правда, верхний, мне кажется, немного добрей,

Здесь живут, как везде, но это только поверхность,

Здесь так много плохих и хороших людей…

 

— Мне «повезло». Я начал прослушивание вашей программы с песни «Город N», а это Майк Науменко чуть ли не в копейку. И еще есть несколько вещей, сделанных под «Зоопарк». Это потому что он нравится?

— «Город N» сочинен после двухнедельного Майка в ушах, что слушаешь, то и пишешь поначалу. Я не пытался копировать или подражать, так вышло. Песня на драйве, с констатацией действительности — я по-другому про Нижний и сейчас не напишу. С вокалом то же самое — некоторые блюзы под влиянием Билли Новика пою, но это не подражание, скорее, похожесть мироощущения.

— Балалайка — конечно, редкий инструмент в рок-н-ролле. Есть ли сложности при аранжировках песен?

— Балалайку я использую и как ритм-, и как соло-гитару. Аранжировки я люблю прозрачные, поэтому особых проблем нет. Звук у меня самопальный, два пьезо-датчика в одном, к тому же недорогие, сейчас таких уже не производят, оттого и звук не чистый, а с небольшим перегрузом.

— Ты сказал, что до начала четвертого курса был прилежным студентом, а потом появился рок-н-ролл… Почему он появился так поздно?

— Да я только его и слушал! Сам ведь из Кирова, еще в школе играл панк на гитаре.

— Итак, твоя первая вещь была «Прости-прощай». Но она и отличается от последующих — дальше пошли сплошные три мажорных аккорда и даже чуть ли не шансон…

— После пошел период искания и не без алкоголя. На моей страничке в контакте посмотри видео «Матросская прощальная» — это мы вернулись к изначальному стилю.

— Да я смотрел. Душещипательная композиция. А в твоей жизни случались такие слезливые лав-стори?

— В жизни каждого творческого человека таких историй уйма, и у меня, конечно, были. Вот только я не в море уплывал и не бросался в воду. Песни о любви всегда авто­биографичны. Автор вселяет свои чувства в лирического героя. И пытается через него сильно страдать — топит его, сталкивает с карниза. Во многих композициях я сам присутствую — естественно, не только в тех, что про любовь.

— В какой среде твоя юность прошла?

— Рос в среде панк-рока, ходили на концерты, много дрались, если помнишь, в конце девяностых были озлобленные скины, — короче, весело было тогда.

«Бросаю пить»

— Поступать в консерваторию — это было твое решение?

— Да, по собственной воле. Типа талантливый был, лауреат всего на свете, к тому же в армию не хотелось.

— А если не нужно было думать о заработке и о том, что надо сочинять коммерческие песни, то какую музыку бы играл? Есть предпочтения — рок, джаз, академическая музыка?

— Я бы поиграл джаз. Мне очень нравятся различные ритмы, а их в джазе полным-полно. В нем я вижу полную импровизаторскую свободу, хулиганство, негодование, можно просто общаться нотами, вести диалоги. Вообще, в джазе все возможно! Свои песни я не отношу к коммерческой деятельности — они всего лишь про любовь и алкоголь. Но если я стремлюсь зарабатывать на ней какие-то деньги, значит надо, чтобы моя музыка была коммерчески выигрышна.

 

В глазах стоит небесный свет,

Не отказаться ли совсем от сигарет?

Куплю кроссовки Adidas,

И настроенье будет класс.

Я буду бегать по утрам,

Ходить в бассейн по вечерам,

Я буду жать сто килограмм…

Я буду сильный тут и там.

…Бросаю пить.

 

— Ты не раз упоминал о любви к алкоголю. А под кайфом приходилось писать песни?

— Лучше всего сочиняется на второй день — после бодуна. В голове образуется какой-то просвет, и выплывают фразы-рифмы. Если дома сижу, сразу пытаюсь в мелодию воплотить, если нет, тогда на диктофон — и слова и, если есть, музыкальную тему. А бывает и так: вышел с бодуна на улку (улицу.?— Прим. авт.) за пивом и решаешь, что сегодня выпивать ни за что не будешь, больше того — бросишь это дело и с куревом напрочь завяжешь. И весь день просидишь, звонки с известными предложениями отсечёшь, будешь мечтать о здоровье, о том, что займешься бегом по утрам, штангой, плаванием. А потом со скуки идешь гулять на улку, кваса нет — возьмёшь пивка. Сигарету сначала, конечно, стрельнёшь, а потом пачку купишь, даже две. Потом друзья, девчоночки, танцы-шмансы. А раз так, то сегодня можно хотя бы граммов сто, а завтра — всё-ё-ё, завяжу!! И перед самым домом еще последненькую пивка и сигареточку… Так что песня «Бросаю пить» правдива до неприличия…

— Как тебе Нижний в качестве дома и места для творчества?

— Нижний для творчества довольно мучителен. Я приверженец старого рок-н-ролла, блюза, джаза, одесского шансона, а здесь этого почти нет. Где сочинять, мне самому безразлично. Я специально не сажусь за тетрадку и не выдавливаю слова. Было такое пару раз, полное фуфло вышло. А вообще, жить мне здесь нравится. Веселые люди, очень много молодёжи, девушки красивые…

Вадим Демидов