10-09-06

Политика

Двойники возвращаются

В демократические девяностые годы особым политтехнологическим шиком считалось использование однофамильца основного соперника по выборам. Целью было сбить с толку избирателей, чтобы они запутались — кто есть кто. Утверждалось, что такой прием отбирает 2—3% голосов у реального претендента на победу. В последние годы двойники практически исчезли из кампаний. Но нынешние выборы в городскую думу Нижнего Новгорода заставляют по-иному взглянуть на ситуацию.

Реальные кандидаты достаточно быстро нашли противоядие против двойников. Избирателям подробно объяснялось, что в списках кандидатов есть однофамилец. И не было путаницы. В том числе и поэтому мода на двойников достаточно быстро прошла. Тогда политтехнологи попытались усовершенствовать свой обман избирателей. Самый показательный случай был зафиксирован в 2006 году на выборах депутатов Законодательного собрания Нижегородской области. В качестве кандидата был зарегистрирован Вадим Евгеньевич Булавинов. Выяснилось, что некий гражданин, кажется, проживающий в Ковернинском районе Нижегородской области за несколько месяцев до выборов сменил не только паспорт, но и фамилию, имя и отчество. И предстал перед общественностью полным тезкой мэра Нижнего Новгорода. Надо полагать, что жителей Ленинского района сильно удивило желание копии мэра стать депутатом регионального парламента.

В дальнейшем, по жалобе этого «ложного» Вадима Евгеньевича Булавинова, кандидат Вадим Жук был снят с выборов по суду. И был восстановлен только по отмашке из Москвы. Стало понятно, что двойники сильных мира сего не только запудривают мозги избирателям, но и выполняют побочные функции: могут пожаловаться в суд на основного кандидата, вылить на него на всех основаниях ушат грязи. Получается, что в 2006 году глава политической династии Жуков чуть не пострадал от лукавых политтехнологических методов.

В нынешней выборной кампании мы с удивлением обнаружили несколько случаев возврата к политическим технологиям девяностых годов. В некоторых одномандатных округах появились двойники. И как раз в «жуковских» округах. Это означает, что именно там будет ожесточенная и грязная война за депутатский мандат. У тех, кто хочет ожесточенную и грязную кампанию (тут надо смотреть, кому выгоднее наличие однофамильцев в списке кандидатов), тоже есть фамилия, имя и отчество.

В избирательном округе № 8 (Ленинский район) выдвинулись Кузьмин Андрей Валерьевич и Кузьмин Евгений Георгиевич. Мы извиняемся перед Андреем Кузьминым, но он лишь двойник Евгения Кузьмина. Что и покажет выборная кампания. Основным оппонентом директора ДУКа Ленинского района Евгения Кузьмина является генеральный директор «Металлостройконструкции» Максим Жук.

Кстати, у «Металлостройкоснтрукции» есть еще два представителя на округах, но они не выставили двойников против Ивана Карнилина и Сергея Михайлина. Плюс Жуки решили пойти еще и по округам №№ 7 и 9, но фамилии их оппонентов не самые ­распространенные, да и времени было мало на поиски однофамильцев.

В избирательном округе № 11 (Ленинский и Канавинский районы) выдвинулись Богданов Андрей Александрович и Богданов Игорь Михайлович. Мы опять же приносим глубокие извинения Андрею Богданову, но он лишь двойник Игоря Богданова, директора школы № 91. Что тоже покажет выборная кампания. Основным соперником Игоря Богданова является Надежда Мельникова, вице-президент той же «Металлостройконструкции». Вот такое милое совпадение.

В избирательном округе № 26 (Совет­ский район) выдвигались Синицын Алексей ­Андре­евич и Синицын Андрей Александрович. А Алексей Синицын — это лишь двойник директора ДУК Советского района Андрея Сини­цына. И в этом случае выборная кампания также покажет, кто настоящий кандидат, а кто — лишь клон. Основным оппонентом Андрея Синицына является Александр Бочкарев, работающий директором компании «САЮС». Причём Бочкарев сам не раз заявлял, что кампания на его округе будет самой грязной. Почему бы не посчитать, что он подготовился к таковой со всех сторон и с использованием средств без разбора?

И, наконец, в округе № 27 (Советский и Приокский районы) нарисовались сразу два Семеновых — Владимир Анатольевич и Роман Александ­рович. Если в первых трех случаях против Евгения Кузьмина, Игоря Богданова и Андрея Синицына используются определенные методы, то этот случай, скорее всего, действительно совпадение. И в пользу этого вывода свидетельствуют следующие аргументы. Принято двойника ставить в алфавитном порядке до реального кандидата, чтобы голосующий, увидев знакомую фамилию, инстинктивно поставил галочку. Тут этого нет. Да и однофамилец Владимира Семенова, действующего депутата Гордумы, не самовыдвиженец — он кандидат от ЛДПР. Трудно представить, чтобы другой основной кандидат по 27-му округу Николай Лапшин будет так действовать, выставляя двойника.

Итак, можно легко вычислить, у кого есть мотив выставлять двойников. Конечно, пусть избиратели делают вывод о том, кому и зачем понадобились двойники. Но ясно, что у некоторых претендентов на победу появилась неуверенность в своих силах. Они готовы на все, в том числе и на обман голосующих. Кто же вообще будет им верить? Ну, и наконец, это опять возврат к политической пошлятине, дурновкусие. И хорошо, что большинство кандидатов этим приемом всё-таки не воспользовались.

Виктор Деменев