10-09-20

Общество

Образцово-показательный визит

В первой половине недели в Нижегородской области с визитом находился премьер-министр России Владимир Путин. Поездка, изначально рассчитанная на два дня, продолжалась три — с 13 по 15 сентября. Дневник некоторых событий — в официальной версии и в живых деталях от корреспондента «Новой» в Нижнем».

Понедельник, 13 сентября

«Премьер-министр осмотрел нефтехимические предприятия Кстовского района: ОАО «СИБУР-Нефтехим» и ООО «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез», после чего провел в Нижегородском кремле правительственное совещание по вопросам развития ­нефтехимического комплекса. Участие в совещании также приняли вице-премьер Сергей Собянин, министр энергетики РФ Сергей Шматко, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, руководители федеральных ведомств и крупный отраслевых компаний».

***

Коллеги вернулись из Кстово, куда наведывались с Путиным, возбужденными и в разном настроении. Кто-то говорил, что он позер, кто-то восклицал: «Вот это харизма!». Дело в том, что во время своего визита на «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» 13 сентября он осчастливил рукопожатием простого нижегородского парня Олега Рассадина. Олег работает оператором центрального пункта управления объектами предприятия, а ведь ему всего 24 года. И вот сам председатель правительства жмет ему руку. В тот день сей инцидент стал чуть ли не главным событием на нижегородском телевидении: смущенный Рассадин появился на всех региональных телеканалах.

На каждой точке во время своей экскурсии Путин задерживался максимум минут на пять. После окончательного ухода премьера корреспонденты еще долго мучили молодого человека. Он споткнулся на собственной фамилии и назвал директора своего завода совершенно посторонним именем, хотя Олег Дуров — его тезка.

Вообще, складывалось ощущение, что «Лукойл» очень своими достижениями в области компьютерного управления гордится, и некоторым даже стало немного обидно, что председатель правительства не проявил к этим самым достижениям должного интереса. Когда его позднее спросили, как он оценивает нефтехимическое производство Нижегородской области, он ответил, что все находится на достаточно высоком уровне, после чего сразу заговорил о других регионах.

Впрочем, в тот день произошло еще одно значимое событие: Владимир Владимирович вместе с руководством «Лукойла» дал старт новому производству бензина европейского класса. Новый комплекс (каталитический крекинг) будет производить бензин класса Евро-5 из мазута, а также 150 тысяч тонн пропилена химического качества. Комплекс включает в себя установку производства элементарной серы, установку каталитического крекинга объемом в 2 млн тонн и установку фтороводородного алтилирования, производство алтилата на которой составит 360 тысяч тонн. Поговаривают, что производство это очень вредное.

У многих корреспондентов разболелась голова, но жаловались все шепотом. Вслух боялись, так как поблизости расхаживали «московские мегеры». Журналистское сообщество постановило, что пресс-служба Путина — очень толковые и вменяемые люди, если они не женщины. Мужчины советовали операторам, где встать и следили за тем, чтобы председатель правительства не оказался прямо напротив солнца. Женщины — ругались и коверкали фамилии регионалов.

Впрочем, кончилось все благополучно. Выяснилось, что с Путиным, равно как и с Шанцевым, сопровождавшим премьера в поездке, очень легко работать: где надо улыбнется, где надо — станет предельно серьезным. Фотографы заметили одну особенность: председатель правительства чувствует взгляд камеры, и снимки с ним выходят на редкость удачными.

Кроме «Лукойла» председатель правительства посетил нефтехимический завод «Сибур-нефтехим». Там он осмотрел экспозицию завода, встретился с его руководством. В первую очередь Путина интересовала прибыль предприятия, которая, по словам представителей руководства, в текущем году составила больше, чем в прошлом. Но была бы выше, если бы не кризис. После этого голодных журналистов загрузили в автобусы и увезли обратно в Нижний Новгород. Они считали, что отмучились, но Владимир Владимирович решил остаться еще на два дня.

А голодные журналисты ещё не знали, что заявленный на следующий день «Медиафорум», к участию в котором были приглашены ведущие региональные СМИ (о своей аккредитации на данное мероприятие некоторые участники узнали много позже), уже состоялся. Ещё раз: 14 сентября приглашённые на Форум журналисты узнали, что он состоялся вечером 13-го. Ни одного представителя информагентств или газет там замечено не было.

Тем же вечером на официальном сайте «Единой России» появилось несколько сообщений, свидетельствовавших, что какие-то журналисты на Форум таки попали. Из формулировок таинственного «корреспондента ER.RU» стало понятно, что это был «Медиафорум ДЛЯ представителей СМИ». Выступали там «депутаты Госдумы, политологи и эксперты». И имеются цитаты в новостной ленте сайта из политолога Александра Прудника, секретаря НРО Александра Тимофеева и министра культуры Пермского края (!) Бориса Мильграма.

Кстати, кроме сайта «ЕР», который, к слову, даже не индексируется в Яндекс-новостях, о Форуме написали как раз пермские СМИ. И только они.

Вторник, 14 сентября

«Во второй день визита Владимир Путин провел в Нижнем Новгороде второй этап межрегиональной конференции «Единой России» «Стратегия социально-экономического развития Приволжья». Конференция прошла на Нижегородской ярмарке и длилась почти четыре часа. Участие в ней приняли председатель Государственной Думы ФС РФ, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов, вице-премьеры Правительства РФ Сергей Собянин, Дмитрий Козак, Сергей Иванов, министр транспорта России Игорь Левитин, министр энергетики России Сергей Шматко, министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, министр образования и науки России Андрей Фурсенко и другие.

В ходе конференции Владимир Путин ознакомился с наиболее перспективными проектами регионов Приволжского федерального округа — победителями первого этапа конференции, который состоялся 9 сентября в Ульяновске. Планируется, что именно эти проекты станут основой реализации плана развития Приволжского федерального округа в период до 2012 года».

***

Ветеран труда Лидия Серова рассказала нашему корреспонденту о том, как проходила встреча на Ярмарке:

— Ветераны мылись, брились, гладились с самого утра, хотя выходить из дома можно было часа в три. Ну, может, чуть раньше, кому далеко до районной администрации было добираться.

А как же нам было не стараться? Ведь нас выбирали из огромного списка пожилых людей, отдавая дань нашим прошлым заслугам и нынешней активной жизненной позиции. Информация о грядущей встрече была короткой: едем на встречу с премьером — будет концерт группы «Любэ» — предоставьте паспортные данные. К концерту мало кто проявлял интерес, а вот к первой части программы — совсем наоборот.

Ехали комфортно, автобусов было мно­жество.

— Ой, народу-то как много! Разве хватит всем места в зале? — усомнилась моя подруга, когда мы прошли «досмотр» и вывернули наши сумочки перед проверяющими.

Хотя все шло довольно медленно, никто не возмущался: охрана бдит, так и положено в присутствии именитых гостей.

А про наличие мест в зале больше не вспоминал никто. Потому что мы увидели на площади временную сцену и молодых людей с флагами «Единой России». То есть конференция проходила на открытом воздухе. И встал другой вопрос: как выстоять на ногах час или даже дольше не очень здоровым пожилым людям? Но мы решили: ничего, ради такого случая потерпим.

Мы поняли, что конференция будет проходить на открытом воздухе. И встал другой вопрос: как выстоять на ногах час не очень здоровым пожилым

людям?

Кое-кто устремился было к небольшому стадионного типа возвышению, где сидели ветераны с букетиками в руках (опознавательный знак для особо почитаемых?), но милицейский кордон преграждал путь к заветному сиденью всякому покусителю, не отмеченному в специальных списках.

В 18.00 микрофоны на сцене ожили, к ним подбежали девушка и парень и игривыми голосами, как это бывает на молодежных тусовках, весело объявили об открытии фестиваля искусств, на который прибыли 14 самодеятельных коллективов из региона. Заодно проверили, готовы ли собравшиеся к традиционным молодежным «кричалкам». Оказалось, что не очень, тогда стали упражняться — на третий раз получилось несколько дружнее и громче. И начались на сцене песни и пляски.

Наверно, артисты были хорошо подготовлены, и их, видимо, неспроста делегировали на этот фестиваль из Рязани и Казани. Но надо ли это старикам, да и другим гражданам, которых ради встречи с Путиным сняли с работы за два-три часа до окончания рабочего дня? И легко ли было людям смотреть и слушать «праздничный концерт», стоя, на юру, на речном ветру вечером? Хотя ветеранам было обещано, что те же автобусы развезут их снова по районам, многие стали уходить, даже не дождавшись выхода на сцену Владимира Владимировича.

Но он все же появился, долгожданный, жизнерадостный, моложавый. Ему, видимо, забыли сказать, что на площади больше половины публики — заслуженные ветераны, ибо в этом случае, думаю, он как человек — хочется верить — тактичный и внимательный обратил бы хоть несколько слов из своей двухминутной речи к нам. Увы, он приветствовал молодежь, членов партии «Единая Россия», пожелал им успехов и даже прокричал «Ура!».

Но зачем понадобились такие хлопоты, материальные затраты, отвлечение городского транспорта на целых пять часов и ветераны для этого сугубо молодежного мероприятия?

Ответ мы получили, посмотрев нижегородский сюжет в программе «Время». Оказывается, на ярмарке в этот вечер собрались «сторонники партии «Единая Россия»».

Среда, 15 сентября

«Владимир Путин проинспектировал ход строительства домов в сгоревшем из-за лесного пожара поселке Верхняя верея Выксунского района Нижегородской области. Губернатор Валерий Шанцев заверил премьер-министра России, что сгоревшее село Верхняя Верея будет полностью восстановлено к 1 ноября 2010 года. Премьер-министр РФ похвалил Валерия Шанцева за то, что жителям поселка предоставлена возможность на месте выбрать и заказать мебель».

***

К погорельцам в Верхнюю Верею прилетели сразу три Путина. По крайней мере, так решили жители, которые старательно считали в небе вертолеты. К тому моменту, когда премьер, наконец, прибыл, и жители, и журналисты сильно устали. Версий по поводу опоздания Владимира Владимировича было множество, но все объяснил заместитель губернатора Геннадий Суворов. Оказалось, Путин летел не из Нижнего, как все думали, а из самой столицы, там случилось важное совещание, вынудившее его оставить Нижегородскую область накануне ночью. Следует отдать ему должное: выглядел он цветущим и свежим.

Как признались сами жители, такого количества журналистов они еще не видели. Впрочем, это не первый визит ­председателя правительства, поэтому погорельцы успели поднатореть в раздаче интервью, в сотый раз деловито, с отрепетированными драматическими паузами рассказывали, где что горело. Правда, среди довольных и привычных еще встречались несчастные: трем семьям пока не удалось доказать в суде свои права на сгоревшие дома. Со своим горем они бросаются к замгубернатора Суворову, он занимается социальной политикой. Геннадий Александрович обещает решить все эти вопросы на совещании в правительстве области на следующий же день. Он здесь бывает часто, погорельцы считают его своим в доску парнем, и с каждой семьей замгубернатора беседовал лично. После общения с ним недовольных не остается, некоторые даже предпринимают попытки покинуть поселок, не дожидаясь Путина. Не тут-то было — населенный пункт оцеплен. Бабулька с розовой помадой весело рассказывает журналистам, как ее обыскали, «обнюхали собакой» и велели ждать председателя правительства.

И вот он пришел. Деловито осмотрел плакат с планом поселка, одобрил количество магазинов (три в разных концах Вереи), спросил про материалы и технологию, заглянул в гости к пенсионерке Нине Федоровне Мальцевой. Люди, кстати, были самые взаправдашние, пресс-служба второго человека в стране строго на строго запретила устраивать кастинги среди погорельцев. Ограничились тем, что граждан выстроили в два ряда: впереди дети и самые опрятные тетеньки, сзади спрятали дяденек в спортивных костюмах и бабушек. Перед толпой начертили на песочке ногой кружок, куда должен был встать Путин. И вот он предстал перед лицом народа. Народ начал благодарить, громко и от всего сердца. Затем посыпались вопросы — на все были получены ответы. Например, интересовались, успеют ли рабочие закончить строительство домов для погорельцев до холодов. На это председатель правительства ответил, что губернатор пообещал закончить работы к 1 ноября, но строителям дано задание закругляться к 25 октября. Это было воспринято всеми как обещание, поэтому люди обрадовались, а губернатор не очень. Затем жительница Елена Шалдакова вспомнила цель своего прихода и спросила, зачем переносят школу в село Проволочное, ведь в Верхней Верее всегда была своя и учителя хорошие. На это Путин ответил: «Главное, чтобы школа дала детям шанс получить хорошее образование». Все согласились, но никто ничего не понял.

Зато все было понятно губернатору — его хвалили. Путин сказал, что «губернатор Шанцев хорошо сработал». Напомним, что по разным данным от пожаров больше всего пострадали Нижегородская, Рязанская и Воронежские области. Как известно, в Рязани с гуманитарной помощью вообще приключился большой скандал, а масштабы строительства домов для погорельцев в Воронежской области сильно уступают нижегородским. К тому же, благодаря усилиям Шанцева нижегородские погорельцы получили такую известность, что теперь обласканы самим председателем правительства, и есть шанс, что в поселке все будет еще лучше, чем до пожара. Не случись его, не известно провели бы жителям газ или так бы и жили с печами.

Уезжая, Путин остановился у автобуса, надел темные очки и весь такой эффектный вновь возбудил усиленный интерес фотографов. Этим воспользовался подросток — погорелец. Юрко прошмыгнув между охранниками — киборгами с длинными проводами в ушах, он вынырнул у одного из секьюрити из-под мышки и протянул Путину руку. Тот рефлекторно ее пожал. Мальчишка был счастлив, а секьюрити раздосадован.

Путин уехал, но обещал вернуться. В октябре.

Вероника Щедрина