10-09-20

Политика

Придержите быков, или Внутренняя политика по-ворсменски

Вокруг министерства внутренней политики Нижегородской области произошли сразу три минисенсации. Первая — министерство не расформировали, а наоборот укрепили. Плюс бывшего министра Александра Цапина не услали в какую-нибудь общественную организацию, а отправили работать с депутатами в статусе полномочного представителя губернатора в Законодательном собрании, тем самым сохранив ему ранг. И наконец, в?третьих, министром внутренней политики стал вроде бы не политик Дмитрий Шуров.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Я предсказывал, что министерство внутренней политики будет ликвидировано. Так как прошли муниципальные выборы, под которые оно создавалось. Кроме того, сейчас на верхах требуют сокращения чиновников, министерств и ведомств. Казалось бы, это министерство первым должно было пойти под нож. У нас ведь часто говорят: в Нижегородской области нет никакой региональной политики.

Но министерство сохранили и, в принципе, правильно сделали. Скоро выборы в Законодательное собрание Нижегородской области, а потом и федеральные кампании — в Госдуму и президентская. На них тоже можно будет сориентировать министерство внутренних дел. В 2007—2008 годах на федеральных выборах Валерий Шанцев как губернатор мягко говоря не проявил себя. Настает пора реабилитироваться. А для этого нужен инструмент влияния.

Однако главная причина, думаю, в другом. Новая схема управления в муниципалитетах показала, что там нужны регуляторы со стороны областной власти. Иначе в некоторых районах можно получит хаос, а кое-где и двоевластие. Поэтому действительно рано ликвидировать министерство внутренней политики.

Денис НИКИФОРОВ: Вы всерьез думаете, что это министерство настолько важно? Ни эта структура, ни губернатор так и не справились с элитой, которой в Нижегородской области вроде как не существует. Ну вы помните, был такой тренд в установке областного правительства: нет региональной элиты? Так вот, на вопрос «А был ли мальчик?» следует ответить, что был. Да еще и не самый послушный. И будущее у нашей элиты тоже есть. Ну не получилось у министерства стать регулятором в полной мере. Вы посмотрите, сколько провалов! Каждые выборы становились тому доказательством: низкие результаты «единороссов», высокие результаты оппозиционеров, скандалы в целом ряде районов, взятие райцентров коммунистами. Прямо страшный сон министра! И еще Нижний Новгород и Дзержинск сколько крови испортили со своими Уставами. Поэтому если бы в рамках правительства был переходящий вымпел за заслуги, то в министерство внутренней политики он не заглянул бы ни разу.

Хотя нужно отдать должное старому аппаратному лису Александру Цапину — он свое дело знал. Хотя и он допускал просчёты. Просто не надо было назначать на этот ­сектор того «кого-то другого», чужака Сергея Потапова, который по сути дразнил быков. Теперь после каждых выборов на теле областной власти появляются следы от рогов.

В.Д.: Я хорошо помню, как Александра Цапина первый раз убрали из областного правительства. Это называлось «прогнать со двора», что чуть ли не равносильно объявлению опальным. Сейчас совершенно другое дело. Цапин будет взаимодействовать с депутатами областного парламента. До него формально этим занимался юрист, а не политик — Леонид Литвиненко. Главной задачей для Литвиненко было продвижение губернаторских законопроектов. И чем дальше, тем более жестко он это делал. В данный момент на первый план выходит политическая составляющая. С чем это связано? В марте 2011 года будут выборы в Заксобрание. Уже в октябре пройдут праймериз «Единой России». Многие знают, что эта штука серьезная и скандальная. Получается, что выборами в Заксобрание будет вновь заниматься Александр Цапин. Я полагаю, министерство внутренней политики тут будет играть вторую скрипку. Там люди окажутся на подхвате, а может быть, выступят как ученики Цапина. Вторым их куратором окажется, как обычно, руководитель аппарата губернатора и правительства Анатолий Силаев.

Полагаю, что и сохранение Цапина в правительстве именно на этой должности, и выдвижение министром внутренней политики Дмитрия Шурова — это результат влияния на губернатора Шанцева со стороны «кириенковцев». Сам глава Нижегородской области вряд ли додумался бы до такой комбинации в полном объеме.

Сохранение Цапина в правительстве и назначение министром внутренней политики Шурова — результат влияния на губернатора со стороны «кириенковцев». Сам Шанцев вряд ли додумался бы до такой комбинации в полном объеме

Д.Н.: Да что вы такое говорите? Какие ученики и скрипки, силы влияния? В преддверии выборов в региональный парламент будет одна сила — сила напирающей элиты. И страдальцы от внутренней политики, которым по долгу службы надо приоткрывать для элиты створки ворот во власть, напоминают мне тех, кто выпускает быков на арену. Их обычно сметают, и они висят на этих створках. Вот и Дмитрий Шуров пусть готовится к этому. Потому как в отсутствие опыта и достаточного веса его работа будет заключаться только в докладах губернатору про обстановку. Ну не сдержать ему порывов элиты!

А то, что Александра Цапина второй раз не погнали со двора, — так это от страха. Областное правительство не смогло контролировать ни муниципальные выборы в районах, ни нынешнюю выборную кампанию в Дзержинске и Нижнем Новгороде. С чего вы взяли, что выборы в региональный ­парламент будут под контролем? Не будут. И это страшно. Кто окажется в Законодательном собрании? Судя по прежним неудачам, кто угодно. И что делать? Как опять превратить корпус депутатов в шанцевый инструмент? Думается, в голове губернатора много разных идей, и лояльность Заксобрания необходима, как вода на пожаре. И этой водой, монотонно журчащей, успокаивающей и умиротворяющей, будет Цапин. Ему предстоит работать не с этим корпусом, и не влиять на выборы, а договариваться с будущими депутатами. Чтобы они были тоже лояльны.

А назначение Шурова я считаю слабым шагом. Это скорее от кадрового голода. Якобы его знание городской администрации, а потому способность наладить отношения области с городом — это все фантазии. Губернатору и мэру не нужны посредники.

В.Д.: Я не согласен. Сильные мира сего заметили Шурова в 2003 году, когда он вдруг выдвинулся кандидатом в депутаты Госдумы. Спустя некоторое время началась его стремительная политическая карьера: полпредство, департамент ЖКХ администрации Нижнего Новгорода, командировка в Пензу, правительственные структуры в отрасли ЖКХ. И вот министерство жилищной политики.

С моей точки зрения, Шуров еще в департаменте ЖКХ Нижнего Новгорода вошел в команду Антона Аверина и Ко. У этих людей развиты межрегиональные связи. Вот они и обкатывают людей в проблемных регионах: Юрия Гаранина — в Ульяновске, Дмитрия Шурова — в Пензе. А потом эти люди устраиваются в шанцевских структурах на высоких постах. Как же, они же работали вице-мэрами областных столиц!

Поэтому, как бы парадоксально ни звучало, назначение заместителем губернатора Антона Аверина и назначение министром внутренней политики Дмитрия Шурова — это звенья одной цепи. Причём по всей видимости, команды идут из Москвы. Смотрите, что получается. Министр финансов Ольга Сулима тоже пришла в областное правительство из аверинского «ЗЕФСа». Создается чуть ли не сильнейшая группировка, которая при желании в любой момент сожрет и вице-губернатора Владимира Иванова, и любого министра шанцевского правительства.

Д.Н.: Ну, опять голоса из Москвы. В нашем клиническом нижегородском случае это уже скорее голоса из космоса. Потому что любые кланы и компании в составе регионального правительства будут на правах того мальчика из детских рассказов Льва Толстого. Помните? Там ребёнок взял без разрешения сливу со стола и съел, а отец пришел и пересчитал, обещая тому, кто злоупотребил ресурсами, неминуемую гибель. Вот и тут я тоже не верю, что кому-то удастся пользоваться сливами с губернаторского стола. Он пока еще в силе все пересчитать и покарать виновных. Поэтому в кланы я слабо верю. Да, кто-то вроде Аверина пройдет там закалку, окрепнет, сдружится. Но развернуться губернатор не даст. То, что есть на белом свете Роман Антонов и Александр Хинштейн, которые сколотили себе свой собственный клан — так они не подотчетны губернатору, не назначаются им.

Дмитрий Шуров явно не на своем месте и получил назначение видимо под статус «молодого и раннего». Вряд ли он сдержит напор и вес нижегородской элиты.

В.Д.: Чего можно, вообще, ожидать от Шурова на посту министра внутренней политики? Когда Шуров возглавил департамент ЖКХ в Нижнем Новгороде, он быстро расставил своих земляков чуть ли не во всех домоуправляющих компаниях районов. Но там были финансовые потоки, пусть социальный, но бизнес. Поэтому мы вряд ли увидим второе ворсменское нашествие, какое было тогда в сфере ЖКХ Нижнего Новгорода. Хотя не исключаю, что пару человек на хорошие должности в министерство он перетащит. Шурову надо создавать свою команду не на уровне Ворсмы, а на уровне Нижнего Новгорода. Для этого целесообразно вмонтировать несколько земляков в номенклатуру, чтобы они попали в струю, из которой уже не выпадают.

Много шума наделала ворсменская выборная кампания в марте этого года. Ясно, что за ней стоял Дмитрий Шуров. В этой компании он показал себя хорошим организатором, который способен действовать агрессивно и наступательно, с размахом. Я тогда предположил, что на выборах в Заксобрание у председателя ЗС НО Виктора Лунина появился потенциальный конкурент — Дмитрий Шуров. И вот их с Луниным разводят по разным углам. Не исключено, что спикер Заксобрания вздохнул спокойно. В общем и целом напористым и жестким депутатам Госдумы Антонову и Хинштейну губернатор противопоставил более молодых и «отмороженных» политических бойцов, которых страхует более опытный и осторожный Цапин. Так я вижу то, что происходит сейчас на губернаторской поляне.

Д.Н.: А мне на губернаторской поляне видятся пни, которые, может быть, и понимают свой интерес в экономических процессах, но пока ничего не могут в политическом смысле. Не перебить им той сыгранности и опыта, масштабности мышления и вообще умения выстраивать игру. Все вот эти ворсменские варианты, когда братья, сваты и прочая родня наводнила структуры в шуровской сфере деятельности, только доказывают масштаб мышления. Не думаю, что весь такой столичный Валерий Шанцев будет рад переезду Ворсмы в стены Белого дома.

Виктор Деменев и Денис Никифоров