10-09-20

Общество

Вылазка домоседа: День города

День города — праздник особый. Его двойственная природа наводит на раздумья. С одной стороны, праздник вроде как народный — массовые гуляния, развлечения, салюты, концерты. А с другой стороны, кого из знакомых ни спроси, все они в День города в сам город ни ногой. Горы мусора, нетрезвые подростки, перекрытые улицы и площади, толпы народа, — все это отбивает желание праздновать День города даже по телевизору. Но ведь толпы — это такие же люди, разве нет? Отбросив сомнения и интеллигентский снобизм, я таки решил прогуляться по улицам любимого Нижнего в его официальный день рождения.

Нельзя не заметить, что не взирая на финансовые невзгоды, День города празднуется у нас с каждым годом все более пышно. Программа нынешнего празднования пестрела событиями, происходившими в разных концах города. Концерты разного уровня профессионализма, шумные акции, ярмарки — все было призвано вытащить нижегородцев в это воскресенье на свежий воздух. Но, увы, подкачала погода. На разгон облаков у местных властей пока денег нет, да и баловство это, по-моему. По лицам многих гуляющих было видно, что остановить их благородный праздничный порыв в этот день не смог бы даже ураган «Катрина».

Дата была на загляденье — 789. Ко Дню города, как водится, форсировались работы по благоустройству и дорожному строительству. Каждый год это заставляет сердца горожан замирать в предвкушении. Право слово, День города — двигатель муниципального прогресса. Именно к этому дню подергиваются свежим асфальтом колдобины на дорогах, стелится брусчатка, а Покровка обзаводится новыми чугунными прибамбасами.

Именно на Покровку я и направил свои стопы. По мере приближения к площади Минина вокруг нарастало оживление. Обилие мусора с символикой «Единой России» и «Справедливой России» напоминало шумные партийных съезды американских «праймериз». Впрочем, это слово, сегодня часто звучит из уст местных политиков… Привыкшие к единоборству правой и левой рук власти, горожане не обращали внимания на агитаторов. Они жаждали зрелищ. Гвоздем праздничной программы был концерт возле памятника Чкалову.

Концерт был устроен со всей возможной пышностью. Над толпой летали видеокамеры. На огромных экранах по бокам сцены можно было видеть то выступающих звезд, то лица зрителей, то улыбающегося мэра Вадима Булавинова. Звезд пригласили самых что ни на есть народных. Сперва на сцену вышли легендарные «Песняры». Над площадью поплыл «Белый аист», «Беловежская пуща» и «Вологда». «Песняров» сменили не менее легендарные «Цветы». Немолодые, но бодрые люди недурственно пели, наводя на мысль о коне и пахоте. Но было как-то невесело. Семь лет как нет на свете Владимира Мулявина из «Песняров», Стас Намин давно уже не «чешет» по городам со своими «Цветами». Да и публика, откровенно говоря, не та. Несколько раз музыканты пытались заставить зрителей петь. Повисали томительные паузы, «школота» угрюмо и недоуменно молчала, а взрослые явно стеснялись. Перед салютом на сцене возникли долгожданные гости — группа «Любэ». Любимец мужчин нелегких профессий, Николай Расторгуев не поддался на глас народа, шумно требовавшего «Атас» и «Дусю-агрегат». Поприветствовав публику, он четко отбарабанил материал с последнего альбома, не произнеся при этом ни одного лишнего слова в микрофон. Кому праздник, а кому работа.

Вот интересно, а кого привезут в Нижний, когда ему стукнет 800? Нынешние привезенные звезды, отработавшие на сцене по 25—30 лет, могут и не дотянуть. Быть может, власти обрадуют постаревших фанатов «Земфиры» и «Мумий Тролля»? А может, на сцену, как благородно седеющий Атос, поднимется Рома Зверь? Я бы посмотрел на это.

Пожалуй, самым ярким и неординарным событием Дня города стала поцелуйная акция. В день города нижегородские власти с подачи безвестных энтузиастов решили заткнуть за пояс рекордсменов «Книги рекордов Гиннеса» и устроили акцию «Самый массовый поцелуй». Весь день в толпе гуляющих горожан мальчики и девочки раздавали стикеры, рекламирующие акцию. Желающих принять участие регистрировали специальные учетчики. В 19.50 на главной сцене появился представитель «Книги рекордов», турчанка Шейда Субаши Гемиджи. Ее переводчик, подглядывая в листок, озвучил правила: целоваться по команде, в губы и не менее 10 секунд. По команде «3-2-1» над площадью воцарилась наполненная томным шевелением тишина. «Отлично, — констатировал ведущий, — это была репетиция, а теперь, настарт…». Пары не отказались слиться в экстазе и второй раз. 200 помощников Шейды каким-то непостижимым образом контролировали количество целующихся в огромной мятущейся толпе. Переплюнуть мексиканцев, собравших для рекорда 8372 любвеобильные пары, нижегородцам не удалось. Пар насчитали (ну как, ну как они это делают?) только 6 тысяч с чем-то. «Остальные предпочитают целоваться дома», — констатировал мэр. Впрочем, это был как раз тот случай, когда участие намного интереснее победы.

Салют глухо рокотал за моей спиной, когда я уже подходил к дому. Античное зрелище, пожирающее немереное количество бюджетных средств, уже несколько приелось горожанам, вызывая нарекание у особо сознательных. Но, господа, мало ли гробится бюджетных денег на невидимые глазу вещи! А тут хотя бы есть на что посмотреть. Но сегодня я просто устал и решил поспешить восвояси до того, как к местам подачи автобусов (таки спасибо властям) хлынут толпы. Брюзга-домосед идет домой, к своему компьютеру. А город продолжает жить своей привычной жизнью. Осенью Нижний особенно хорош.

Михаил Долинин