№106 (1664), 27.09.2010
Общество
Марина ИГНАТУШКО: «Потребителю не нужен памятник архитектуры»
Город меняется прямо у нас на глазах, исчезает, растворяется, превращается в нечто, мало похожее на привычный Нижний. Что несут эти перемены? И кто несёт ответственность за них? Об этом — Марина Игнатушко, архитектурный критик, куратор фестиваля Международный день архитектуры.
— За последнее время у нас исчезли целые куски старого города, архитекторы праздную День новой, своей архитектуры?
— Не новой и не старой, а некоей общей — идеальной, ответственной, гуманной, чистой и честной… То, что построено сейчас, мы оцениваем зимой — в проекте «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода». Обсуждаем открыто, в опросе принимает участие около 200 человек, в том числе и эксперты из других городов и стран, а в итоге победитель, построивший лучший дом, ничего не получает — ни премий, ни медалей. Потому что мы лучшее здание печём в виде торта, и архитектор всех угощает кусочками своего произведения. Это действие можно трактовать по-разному, в том числе допускается сомнение по поводу злоупотребления сладким и жирным кремом… А Дни архитектуры в октябре — это проект для всех, кому есть что сказать и показать в рамках программы и темы фестиваля.
— В вашей программе есть место историческому Нижнему?
— А что для вас лично исторический Нижний? Что он для большинства горожан, которые вроде бы что-то слыхали про снос каких-то памятников, но не различают, что памятники, а что — ветхий фонд?.. Можно провести сто миллионов конференций, заседаний, выжать море слёз у сентиментальных граждан, но если в город вдруг придёт инвестор с большим кошельком, старый Нижний уменьшится по площади еще на несколько кварталов. В нём видят земельный ресурс, а не историческую ценность, которую действительно необходимо сохранить. Кремль, здания музеев, церкви, театры — вот скудный перечень «достопримечательностей», с которыми связана привязанность нижегородцев к родному городу. На «достопримечательности» никто и не посягает, вроде бы. (Ну, только в крепость администрации превратили Кремль, наставили охранников для своих машин и объясняй гостям, что это значит?). Но город меняется… Вот Дни архитектуры и должны помочь всем нам почувствовать, что на самом деле главное, что реально ценное, как дышит Нижний Новгород, куда бежит…
— Вы говорите — всем, но о фестивале знают пока немногие…
— Да, у нас и сил мало. И желающих думать, а не развлекаться, размышлять серьезно, без ожидания сиюминутного дохода, тоже искать приходится. Приятно, что есть единомышленники в других городах, есть неформальные, экспериментальные проекты по исследованию городской среды…
— Второй год подряд тема фестиваля «Город как образ жизни». С чем это связано?
— Вот это как раз и связано с поиском ответа на многие вопросы сразу. Вспомните, что у всех у нас дома обязательно есть плита на кухне — мы готовим ежедневно. А можно жить иначе, в другом ритме — разогреть купленное в микроволновке, а на праздник или выходной идти в ресторан… Вот и город предполагает ряд условий, которые формируют у горожан привычки и потребности. Не было в Нижнем почти два десятилетия краеведческого музея — ни одно поколение выросло без потребности в нём. Разрушили Дворцы культуры — вместо них появились многочисленные школы имиджей и стилей. Огромные магазины заменили нам парки — шопинг вместо прогулок на свежем воздухе. Известный учёный-лингвист Ноам Хомский считает: «Все от поп-культуры до государственной пропаганды внушает человеку, что он бессилен и единственное, на что он способен — потреблять». И это так. Потребителю не нужен памятник архитектуры — что с ним делать? Табличку читать? Разве что на выставку украшений сходить.
— Разве может фестиваль что-то изменить?
— Ну, он хотя бы может повлиять на тех, кто в нём участвует. В этом году мы затеяли большой проект — «Иное измерение». Все люди по-своему воспринимают город. Но этот внутренний пейзаж и различные планы города никак не связанны друг с другом. Ведь сочиняя города и объекты, оперируют не эмоциями людей, а ценами на землю и недвижимость. В таком городе население должно работать, чтобы потреблять и получать поощрение в виде зрелищ. Однако можно подумать и об ином мироустройстве.
Нужно избавить город от безликих универсальных значений, выявить индивидуальные переживания пространства. Провести ревизию эмоциональных потоков и точек всплеска… Создать эмоциональную карту города — живую, неформальную, окрашенную в самые разные оттенки, которые не учитываются при обычном функциональном зонировании… Об этом важно не забывать, говорить, предъявлять общественности, чтобы попытаться изменить умонастроения.