10-09-27
Общество
«В культуре самая высокая конкуренция»
На прошлой неделе в Нижний Новгород приезжал политтехнолог, искусствовед и галерист Марат Гельман. 31 марта 2006 года в Перми был запущен, ставший экспериментальным, проект «Пермь — культурная столица Приволжья». Её куратором стал как раз Гельман. Он предложил «Нижегородскому пресс-клубу» организовать площадку для общения с нижегородскими художниками, журналистами, литераторами, критиками и политиками — видимо, решил поделиться опытом. Большого представительства культурной элиты почему-то не было. Представителей чиновничьих структур, призванных заниматься культурной политикой, не было вовсе. Это наводит на грустные мысли — то ли спрашивать не о чем, то ли вообще не знают, кто есть Гельман и что он программы какие-то где-то реализует. В общем, «Новая» в Нижнем» предлагает вниманию всех читателей стенограмму выступления гостя «НПК» — Марат Александрович весьма подробно расписал всю схему своего взаимодействия с администрацией Пермского края.
«Местная власть влияет на культуру»
Я занимаюсь проектом «Пермь — культурная столица» год и восемь месяцев. В Перми многие говорят о пяти-семи годах, но реально я приехал его делать в середине января 2009 года. Что это за проект? Любой субъект федерации, власть и просто богатый человек при формировании бюджета видит перед собой три виртуальных «корзинки». Одна «корзинка» — «надо»: это инфраструктура жизни (дом, одежда, дороги). Хочешь, не хочешь — туда этот богатый человек отдает большую часть денег. Вторая «корзинка» — «хочу»: это развитие. На неё ориентированы все лоббистские проекты, мечты губернатора или президента остаться в светлой памяти народной, модернизация. То есть «хочу действовать». И третья «корзинка» — «могу»: это социальная корзинка — «чем могу, тем помогу». Помогают бедным, старым, малым, больным и культуре.
В последнем выступлении в Госдуме премьер Владимир Путин говорил, что во время кризиса мы мало помогали культуре, а сейчас вот будем исправляться. При этом в третьей «корзинке» культура проигрывает всем. Потому что любой человек, особенно чиновник и особенно политик, когда к нему подходят справа и говорят, что надо спасти от болезни десять детей, а слева — предлагают сделать фестиваль или открыть новый музей, он, естественно, предпочитает спасать детей. В результате того финансирования, которое отводится на культуру, минимально хватает для того, чтобы поддерживать инфраструктуру. Внутри бюджета Министерства культуры тоже есть свои ходы: «хочу», «надо», «могу». И вот это «надо» — чтобы крыши не протекали и чтобы библиотекарши получали свою крохотную зарплату — съедает весь бюджет. Соответственно, ничего делать невозможно. Это первый аспект.
Второй связан с тем, что министерство культуры у нас являет из себя ведомство, которое занимается только подведомственными ему учреждениями. То есть если в советское время оно еще имело какую-то реальную силу, то сегодня, когда культура уже не ведомственная и не подчиненная, получается, что минкультуры занимается не культурой, а ведомствами. И более того, 80% этих ведомств находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Соответственно, мало того, что у нас и так сверхцентрализованная страна, так у нас еще и ведётся политика, эту централизацию усугубляющая. Нормальная культурная жизнь может быть только в столице, люди, желающие культурного досуга, должны переезжать туда…
Начиная работать, мы сформулировали установки. Во-первых, децентрализовать культурную жизнь возможно — надо только захотеть. Хотя предубеждение, что это невозможно, было серьёзным. Мы должны были доказать обратное. Во-вторых, мы начали объяснять, что культура находится в «корзинке» «надо» и в «корзинке» «могу». Нам повезло: губернатор Пермского края Олег Чиркунов — человек, который готов слушать. Главная проблема, на которую он обращал внимание, — миграция. Практически два года назад, по результатам социологического опроса, 60% пермяков в возрасте от 18 до 30 лет хотели уехать из города. В принципе, это катастрофа. Уезжало 15%, потому что у остальных просто не было такой возможности. Когда начинаешь разбираться с этой проблемой, понимаешь, что в «корзинке» «надо» неправильно составлен список: дороги есть, электричество есть, безопасность есть, а культурного досуга нет. И поэтому, хотя мои коллеги и ёрничали: «Ты занимаешься не культурой, а культурным досугом», встал вопрос о том, что мы продаем обществу. Если брать внутриинституациональную цель — мы занимаемся культурой, но что мы продаем? Культурный досуг. Достали европейские документы — действительно, базовое качество жизни включает в себя пять понятий: благосостояние, безопасность, доступное образование, бесплатная медицина и культурный досуг. Следовательно, культурный досуг является обязанностью. К примеру, благосостояние учителя в Нижнем и Перми мало различается. Безопасностью у нас занимаются федералы. Уровень медицинского обслуживания тоже определяется на федеральном уровне. Оказывается, местная власть реально влияет на два фактора: образование и культурный досуг.
Мы начали убеждать, что культура находится в «корзинке» «хочу». Прежде всего — ребрендинг территорий. За два года Пермь серьезно продвинулась, город узнали на международном уровне. Это очень важно и для туристического бизнеса, и для инвестиционного, не говоря уже о других экономических возможностях. Сначала на словах, а потом и на цифрах, мы доказали, что в современном крупном индустриальном обществе культура является движущей силой и необходимостью. В этом, условно говоря, заключается первый реализованный этап нашего плана.
Что произошло с теми 60% жителей, которые хотели уехать? В январе этого года их оставалось уже 28%, а после фестиваля современного искусства «Живая Пермь» в мае — 12.7%. При этом 10% считается нормальным показателем желающих уехать: из Нью-Йорка и Лондона тоже некоторые хотят уехать. В этом сезоне в Перми было 600 тысяч гостей, 2,5 млн — с ночевкой. Притом, что три года назад их было меньше 70 тысяч. В культуре вообще очень сложно считать. У нашего музея есть фанатский клуб — обычно у футбольных команд есть фанклубы, а в нашем случае — у музея. Мы породили какую-то новую генерацию… Только это трудно посчитать.
«Политики используют искусство для своих целей
В Новосибирске нам говорят: что же делать, если наш губернатор, в отличие от вашего Чиркунова, не любит искусство, а любит спорт? Значит так: Чиркунов не любит искусство, и мы с ним про искусство вообще не разговариваем. Он экономист, и мы перед ним отчитывается не тем, что хорошего для искусства мы делаем. Понятно, что политики используют искусство для своих целей. Обязательно появляется некий голос, выступающий против. И у этого голоса есть серьезный набор резонов. Как использовали искусство? В качестве пропаганды, концерта после съезда… Эту угрозу надо осознавать и выстраивать отношения с властью определенным образом. Мой опыт: когда мы организовывали музей, составляли два документа. Один — это концепция музея, наша культурная политика, где мы говорим, какие будут коллекции и тому подобное. И второй: это миссия музея — что музей сделает для города. Следовательно, мы городу, политикам продаем эту вторую часть, не включая первую. Таким образом, искусство получает какие-то дополнительные ресурсы. Если первый год бюджет министерства культуры края практически не был увеличен (был небольшой «бюджет престижа», который нам попросту отдали), то, доказав эффективность нашего проекта, бюджет был практически удвоен. Как я объяснял в начале, большая часть бюджета уходит не на деятельность, а на поддержание структуры, которая досталась в наследство. Удвоение бюджета для активности — это очень много.
Изначально словосочетание «культурная столица» было чисто технологическим. Что делать?
Первое — должно быть много событий. Каждый день событие. Нет в Перми большого количества культурных событий — мы формируем фестивали. В первый год — девять, сейчас — пятнадцать. Фестиваль длится три-пять дней. Условно говоря, в Перми два месяца была насыщенная культурная жизнь. Мы запускаем некий реактор. В какой-то момент фестивали будут не нужны, а события культурные будут востребованы. Второе — столица является местом, куда приезжают. Сначала — показать результаты своего труда, потом — работать и показать, затем — жить, работать и показать… Мы создаем систему: открытый университет, система резиденций. Запускаем процесс «втягивания людей в город». И третье — творческая конкуренция. В принципе, в культуре конкуренция самая высокая. В Нью-Йорке примерно 100 тысяч человек, которые считают себя художниками, 400 из них вращаются в галерейном мире и лишь 30 попадут в историю искусства. Чтобы запустить конкуренцию, мы создаем институты-флагманы.
«Амбиции не должны зависеть от места»
Началось это все с нашего музея. Важный момент: когда мы уже продвинулись в реализации нашего проекта, стали приезжать люди, утверждающие, что они делали то же самое. Есть два нюанса. Один — простой. Амбиции не должны зависеть от места. Амбиции вселенские: делаешь ты выставку в Перми, Нью-Йорке или Орле. Региональный аспект никого не интересует. И второй нюанс — посложнее. Нельзя действовать только самому. Нужно думать о том, что в это время будут делать остальные авторы. У нас был конфликт: в Перми очень хороший театр оперы и балета, но при этом, он не получает ни копейки. А в Екатеринбурге большое здание, но невнятная культурная программа. И они получают министерские деньги. Нам сказали, что есть «наше ведомство» и «не наше». Представьте, если бы Минпромышленности занималось бы только государственной промышленностью? А если всё будет распродано, оно вообще не должно действовать? Или оно должно в своем собственном гараже собирать автомобили?
Мы выделяем четыре уровня работы: действуем, содействуем, создаем условия, договариваемся. Действуем: то, что мы сами делаем. Мы создаем флагманский институт, запускаем фестивальное движение. Содействуем: мы знаем тех, кто может действовать самостоятельно и финансируем их, помогаем. Создаем условия: мы уверены, что в Перми есть люди, которые хотят что-то делать, но у них нет возможности дойти до министерства, до Гельмана и еще куда-то. В организации фестиваля «Живая Пермь» участвовали 3,5 тысячи человек. Это другой тип управления. Трудно представить, к примеру, что можно управлять двумя с половиной тысячами менеджеров. И последнее — договариваемся. В принципе, в мире нет ни одного города, который только за счет собственного творческого ресурса мог обеспечить качественный культурный досуг и формирование нового культурного наследия. Поэтому мы договариваемся с другими городами и другими странами.
Соответственно, за счет этих четырех пунктов наши планы потом очень легко превращаются в бюджет. Любая культурная политика реализуется, когда она выливается в такие понятные формы. Где-то через год вдруг появилось огромное количество людей, которые говорят, что хотят сотрудничать. Оказывается, в России за последнее время появилось огромное количество научных контор, которые писали программы развития территорий. И вот они решили, что наш проект, хотя он позиционировался изначально как культурный, может быть заинтересован в их помощи. И соответственно, можно воспользоваться помощью нашей. Я сразу сказал, что готов на любое сотрудничество, если вы мне покажете территорию, которая за счет сотрудничества с вами поднялась. И тут в ответ мы слышим жалобы на плохих губернаторов, на то, что программы-то они пишут хорошие, а результатов — нет. В какой-то момент, так как один из них — мой давнишний приятель, которому я доверял, я углубился в эту программу и понял, в чем отличие нашего способа действия от всех остальных. Люди пытаются осмыслить, что происходит в некоем городе, на некоей территории, описывают огромное количество проблем, которые есть… Если так подходить, то никаких оснований не то что для оптимизма, а для минимального движения нет. Везде все очень плохо: они это описывают, прорисовывают векторы развития, составляют индикаторы, то есть по каким критериям можно определить ту или иную сферу… В лучшем случае, всё это потом упаковывают в профильные программы. И если исследователи уж совсем компетенты, предлагают для некоторых программ конкретные проекты. В итоге, перед губернатором лежит некий документ, очень качественно сделанный, где ему предлагается реализовать 200 проектов и потратить 10 бюджетов. Во-первых, у него нет двухсот менеджеров, которые могут этим реально управлять, во-вторых, у него нет денег. Он берет эту программу, оплачивает ее, выбирает три пункта, которые ему по силам и нравятся, кто-то лоббирует еще три пункта… Все шесть пунктов недофинансируются и всё таким образом умирает.
«Мы создаём феномены»
Мы свою стратегию называем феноменологической. То есть мы создаем феномены, а не программы. Феномены должны сами реализовываться. Прямой пример: вам нужны тепло, тень, воздух. Вы предлагаете провести отопление, привезти тент, нагнать кислород машинами… А мы говорим: давайте посадим дерево. Оно нам даст тепло, тень, кислород и еще много чего, о чем мы даже не предполагали: какая-то жизнь заведется, грибы вырастут. Вот так разворачивается феномен.
Когда мы создали музей, пространство вокруг начало меняться. В течение года Заксобрание говорило: «Какая культурная столица? Дороги грязные!». В результате, в конце концов, начали чистить дороги. С этого лета городом реально начали заниматься, причем не муниципалитет, а маленькие территории. Художникам стали заказывать проекты, пусть не всегда хорошие, но люди хотят соответствовать имиджу города. В итоге, этот феномен заставил действовать тех, кто действовать не стал бы. За это время в городе открылось шесть новых галерей, в клубе впервые появились должности арт-директоров. Они перестали воспринимать себя в линейке общепита: бар, кафе, ресторан. И даже те, кто противятся проекту, начали действовать по-другому. Мне кажется, что это важный механизм — возможно, единственный для России. Хорошо иметь какие-то программы развития, но надо нащупать острую точку, придумать один феномен, сконцентрировать на нем усилия и он, возможно, вытянет всё остальное.
Фестивальное движение изначально делается из идеологии культурного досуга. В мае мы договорились с гостиницами: тем, кто пишет при регистрации, что приезжает на «Живую Пермь», — 10% скидка. И мы узнали, что 7,5 тысяч гостей приехали на фестиваль из соседних регионов и 800 тысяч иностранцев… Конечно, сработало то, что в России нигде ничего не происходит, а тут вдруг — организовали. И твои усилия отдаются тебе больше, нежели бы была реальная конкурентная ситуация между регионами. Но, так или иначе, нам удалось доказать свою позицию, у нас есть цифры. Мы взяли немецкого эксперта, который создает документ «Бухгалтерия культуры», таким образом доказывая выгодность вложения в культуру чиновникам.
Начали обращаться губернаторы, просто деловые люди, неравнодушные к своей земле, с просьбами помочь им тоже. Но разорваться нам нельзя, и мы создали программу «Культурный альянс» с помощью большого начальника, который не только пробки создает, но и указующие сигналы подает. И мы постараемся сделать так, чтобы пример Перми не оказался уникальным явлением, чтобы это каким-то образом повлияло на общую ситуацию. Потому что Пермь не может быть культурной столицей, если по сути является одним регионом, ведущим активную политику в сфере культуры. Должно быть много культурных регионов с активной позицией, и в конкурентной борьбе можно захватить какие-то лидирующие позиции.
Стенограмму подготовила
Алена Кварацхелия