№2 (26), 28.04.2007

Общество

Кто защитит защитников?

До свидания, мальчики! Родину нужно защищать…

Кроме чиновных дураков и дорог, у России есть еще одна традиционная проблема. Это — армия. В течение последних десяти лет, после знаменитого приказа Бориса Ельцина №722, нас регулярно уверяют в том, что вот-вот начнется процесс ее реформирования и перевод на контрактную основу. Обещанного терпеливо ждут уж больше десяти лет. Тем временем каждый новый призыв превращает страну в подобие охотничьих угодий, на бескрайних просторах которых сотрудники призывных комиссий рыщут в поисках заблудших «уклонистов».

Методы воздействия — разные. Телевизор умиротворяюще убаюкивает сказкой о братстве курсантов отдельного суворовского училища. Реальный военком пробирает до костей пафосным холодом реляций о грядущей ответственности, «вплоть до уголовной». Военкома обывателю, у которого нет сына предпризывного возраста, понять можно: беднягу реализация плана призыва страшит не менее чем в былые времена председателя колхоза план посевной или уборочной кампании. А вот у родителей будущих новобранцев этим сочувствия не вызвать. Их бросает в холодный пот от каждого звонка в дверь, как будто бы они готовятся получить «черную метку» вербовщиков эпохи столетней войны.

Хотя тем, кто еще доверяет «рупорам гласности» постперестроечной России, может показаться, что уж в Нижегородской области ситуация не столь омрачена армейскими тяготами. В середине марта этого года, как раз к началу военкомовской страды, Нижегородская область была удостоена первого места по Московскому военному округу по итогам подготовки и призыва граждан на воинскую службу в предыдущем 2006 году. Более того, она вошла в шестерку лучших регионов Российской Федерации. Еще немного, еще чуть-чуть, и официальная межведомственная комиссия, работавшая в области целую рабочую неделю, с 19 по 24 марта, может принять решение о том, что именно Нижегородская область является лучшей по всем критериям Всероссийского смотра-конкурса регионов по итогам воинского призыва.

Одно «но» мешает…. Ох, уж эти вездесущие общественники из числа злокозненных НПО. Комитеты солдатских матерей давно костью в горле Минобороны стоят.

Призыв-2006

Пока мы разговариваем в офисе Нижегородского комитета солдатских матерей с Натальей Жуковой, начинается прием. Только за первый час сюда пришли пять человек. Всего же с января 2007 года в НКСМ обратилось уже более ста человек только по вопросам, связанным с новым весенним призывом. Жукова сетует: «Только, было, возрадовались, что областное руководство решило узнать мнение общественных организаций об итогах призывной кампании 2006 года, да не тут-то было». Это могло случиться в ходе проведения круглого стола по вопросам, связанным с правами военнослужащих и призывников. Но не случилось, как не случилось и самого круглого стола. Хотя Комитет солдатских матерей подготовил обстоятельный и аргументированный доклад «О нарушениях прав человека при призыве на военную службу в Нижегородской области в 2006 году». Доклад представлять оказалось негде. Круглый стол не состоялся, хотя и был запланирован рабочей группой по правам военнослужащих и призывников при Комиссии по правам человека областной администрации. Надежный источник внутри администрации объяснил все просто. Мол, сами причину нежелания собираться понять должны. Правозащитники поняли все правильно: круглый стол по разбору полетов военкоматов был бы откровенным диссонансом на фоне ура-патриотических реляций. Ну, конечно, разве кому-то из чиновников когда-нибудь хотелось разрушить благостную картинку всеобщего покоя?

Видимо, придется доводить информацию через газету… Итак, основные виды нарушений в ходе призывной кампании 2006 года:

1. Нарушения сроков призыва и незаконные вызовы в районные комиссариаты.

2. Отказ в информации, дезинформация и психологическое давление на призывников и членов их семей. Противодействие праву на обжалование. Отказ в приеме документов и в ознакомлении с личным делом призывника. Грубое неуважительное отношение к призывникам и их родителям.

3. Нарушения законодательства при проведении медицинского освидетельствования и обследования, а также при вынесении решения о категории годности к военной службе.

4. Нарушение законодательства при вынесении решения о призыве на военную службу. Присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий. Нарушение процедуры работы призывных комиссий.

5. Нарушения прав граждан, имеющих отсрочки от призыва для получения образования, либо не являющихся призывниками.

В 2006 году в НОКСМ обратилось с жалобами 930 человек, из них 478 повторно. В 270 случаях были установлены факты нарушений прав призывников во время призыва на военную службу. Анализ нарушений показывает, что наибольшее количество нарушений приходится на «ошибки» в определении категории годности без учета состояния здоровья (68%) — например, язвенная болезнь может плавно превращаться в гастродуоденит «вне обострения», а гипертоническая болезнь — в нейроциркуляторную астению, незаконные решения о призыве (64%) и нарушения в оформлении документов и их фальсификация (57%).

Медицина на службе Родины

Так, например, гражданин С. (1988 г.р.) в течение двух призывов 2006 года доказывал, что страдает от язвенной болезни двенадцатиперстной кишки не один год, что подтверждено многочисленными справками из разных лечебных учреждений области. Однако, эндоскопист Хабазов, проводивший обследование призывника в Диагностическом центре Нижнего Новгорода после непредусмотренного законом направления из ОВВК на комиссионный осмотр без выдачи актов, не находит никаких следов язвы и ставит диагноз «хронический гастрит». В июне 2006 года призывная комиссия выносит решение о призыве гражданина С. на военную службу. Оно обжалуется в областную призывную комиссию, и после двух месяцев ожидания, призывник С. обжалует уже факт бездействия председателя областной призывной комиссии прокурору Нижегородской области. Вместо решения о принятии мер, гражданин С. получает письмо за подписью и.о. начальника отдела по делам несовершеннолетних С. Ю. Нефедова, в котором сообщается, что жалоба направлена для рассмотрения в тот орган, на который он, гражданин С., и жаловался… Все гениальное просто, как в репризах Аркадия Райкина.

Кстати, фамилия данного эндоскописта Диагностического центра Хабазова мелькала не в одной жалобе. Еще более прославился эндоскопист военного госпиталя Блоцкий. Ребят к нему на обследование отправляли десятками. Большинство имели справки о диагностированной язве и не одну. Тем не менее, Блоцкий сумел разглядеть подтвердить ее только в нескольких случаях. Комитет солдатских матерей обратился ко мне с убедительной просьбой объяснить всем нижегородцам, в круге знакомых которых есть призывники или их родители, что любые попытки отправить молодого человека на обследование к Блоцкому или Хабазову устным распоряжением или звонком по телефону являются незаконными. Направление на обследование возможно только в соответствии с приказом №400 от 1999 года, который предписывает выдать направляемому на комиссию форму №16. Она, в свою очередь, выписывается на имя главного врача медицинского учреждения, а не на имя тех «специалистов», которые забывают о долге врача и клятве Гиппократа. Принцип «Noli nocere» — «Не навреди» — они преломляют только относительно себя.

А потом сотрудники НОКСМ вынуждены слушать жалобы офицеров тех частей, куда они приезжают, чтобы посмотреть, как идет служба. По мнению армейских офицеров, от 30 до 60 % новобранцев — это «призывной брак», которому нельзя доверять оружие.

Черные метки

Что касается количества правонарушений на долю каждого из районных военкоматов, то здесь в гонку за пальмой первенства включился Сормовский военкомат. Он и так уже лидировал в сезоне 2004–2005. В 2006 году победителем-правонарушителем стал военкомат Московского района, где хирурги военно-медицинской комиссии научились определять отсутствие плоскостопия, взглянув на ноги призывника в ботинках. Это случилось с молодым человека (1982 года рождения), с детства страдавшим заболеванием стоп и нуждавшимся в постоянном ношении ортопедической обуви. Видимо, в армии уже разработали специальную модель кирзовых сапог с супинаторами для того, чтобы такой защитник Отечества сумел выдержать дальний марш-бросок. В том же Московском военкомате гражданина С. (1988 года рождения) освидетельствовали за неделю до его восемнадцатилетия и загодя снабдили повесткой для уточнения даты отправки в армию, несмотря на то, что он являлся студентом дневного отделения техникума. И все-таки новационные приемы, разработанные г-ом Гейнцом, «должностным лицом Сормовского РВК, уполномоченным осуществлять производство по делу об АП» (видимо, речь идет об административных правонарушениях) — заслуживают отдельного обзора. Г-н Гейнц разработал know-how запугивания. Он рассылает негодным призывникам страшные документы, именуемые «Предупреждения!». Они пронумерованы. Это не означает, что призывник получает сначала предупреждение за номером 1. Бывает, что первым приходит уже двадцать пятая страшилка. Документ гласит, «Вы не явились по вызову… на мероприятия призыва… Своими действиями вы причинили военному комиссариату материальный ущерб в сумме 5470 рублей, которые израсходованы на организацию вашего поиска». Подробный расчет прилагается на отдельном листе. Господин Гейнц, занимающий столь интересную должность в структуре Сормовского РВК, видимо, забыл, что призывные кампании финансируются из оборонного бюджета страны, а посему не могут быть поводом для латания финансовых дыр военкоматов. И требование «возместить материальный ущерб» является незаконным. Интересен пятый пункт «Предупреждения»: «При отсутствии «Призывника» объяснить причину его неявки может лицо совместно с ним проживающее «мать, отец и т.д.). Вам необходимо приехать по выше указанному адресу и решить следующие вопросы:

— объяснить причину не явки;

— согласовать сумму причиненного ущерба;

— согласовать вопрос добровольного возмещения причиненного ущерба — является обстоятельством смягчающим административную и уголовную ответственность» (орфография и пунктуация оригинала сохранены).

Если вдруг кому-то покажется, что г-ну Гейнцу можно разъяснить неправомерность его претензий, и он тут же исправится, хочу процитировать еще один пример удивительного творчества военных, который попал к нам в день написания статьи. Это — ответ на жалобу призывника в военный комиссариат Ленинского района Нижнего Новгорода. Призывник М. жаловался на незаконные действия по его приводу. Замечания были учтены: «Ваше заявление рассмотрено на служебном совещании личного состава военного комиссариата Ленинского района 26.02.2007 г. До сотрудников 2-го отделения… под роспись доведены требования федеральных законов, постановлений, указов, других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы воинской обязанности и военной службы…. На основании вышеизложенного ТРЕБУЮ, что Вы незамедлительно прибыли в военный комиссариат для получения повестки установленного образца на мероприятия, связанные с призывом». Письмо датировано 3 марта 2007 года и подписано и. о. военного комиссара Ленинского района подполковником Г. Лопушко.

Ну что же, видимо следующая статья будет об армейских буднях тех, кто незамедлительно прибыл в распоряжение части для исполнения обязанностей защитника Родины. И никакого сарказма, господа. Родину нужно защищать. А кто защитит защитников?

Оксана Челышева