10-10-11
Общество
Религиозные войны в 113-й школе
Письмо родителей школы № 113 Нижегородского района Нижнего Новгорода уже было растиражировано нижегородскими СМИ и, кажется, наделало шуму. Во всяком случае, по нашим сведениям, чиновники из Департамента образования Нижегородской области высказывали директору школы недовольство по поводу того, что история с передачей части помещений школы под размещение православной гимназии получила широкую огласку.
Образовательное учреждение Нижегородской епархии, которое до того размещалось в поселке Зеленый город, переехало в стены 113-й школы в августе, во время летних каникул. Решение о передаче помещений школы православной гимназии было полной неожиданностью как для родителей учеников, так и для коллектива школы. Сколь либо внятного обоснования произошедшему нет до сих пор.
Я присутствовал на встрече родительского комитета школы с депутатом Гордумы от Нижегородского района Вадимом Агафоновым. Господин депутат, когда был поднят вопрос о «соседях», заявил, что школы теперь переведены на подушевое финансирование, объем финансовых поступлений напрямую зависит от количества учеников, а школа № 113 считается малокомплектной, и, видимо, это и стало основным аргументом за подселение гимназии. «Видимо» — потому что эта версия есть личное предположение Агафонова, чем же на самом деле руководствовался мэр (а решение о передаче помещений было принято им лично), депутат не знает. Позвольте, тут же возразил Агафонову кто-то из родителей, для того, чтобы разместить гимназию, в школе был расформирован класс, состоящий из двенадцати человек. Накануне 1 сентября 12 семей вынуждены были искать новое место для обучения своих детей. Вместо них в школу въехало 15 (!) гимназистов. Ну, и где тут существенное увеличение численности учащихся? Агафонов не нашелся, что на это ответить.
Разумеется, ситуацию вокруг 113-й школы вынуждена была комментировать Нижегородская епархия. Пресс-секретарь епархии иерей Виталий Груданов заявил журналистам: «Размещение начальных классов православной гимназии в школе № 113 осуществлялось в пустующие помещенияе. И все работы, которые были связаны с обустройством этих классов, в том числе и финансовые затраты, несла и несет Нижегородская епархия». Кроме того, по заявлению Груданова, гимназия располагается всего-то в двух классах школы.
Если не стесняться называть вещи своими именами, епархиальный пресс-секретарь солгал, причём не единожды. Меня вот всегда ставили в тупик такие заявления, которые легко проверить. Достаточно зайти в школу, пройтись по этажам, чтобы убедиться, что гимназия заняла не два, а четыре кабинета — фактически два крыла школы на втором и третьем этаже. Кроме того, для проведения занятий гимназией используется спортивный зал школы.
Про пустующие помещения тоже ложь. Какие же пустующие, если для вселения гимназистов были вынуждены расформировать класс и выставить на улицу уже учившихся в школе детей? В одном из доставшихся гимназии классов ранее располагался школьный музей. Теперь его судьба непонятна.
Достаточно зайти в школу, пройтись по этажам, чтобы убедиться, что православная гимназия заняла не два, а четыре кабинета — фактически два крыла школы на втором и третьем этаже. Кроме того, для проведения занятий гимназией используется спортивный зал
Ну, и про финансовые затраты, которые, якобы, понесла епархия. Гимназисты вселились в отремонтированные и подготовленные к 1 сентября помещения, отремонтированные в том числе усилиями родителей того самого расформированного класса. Представители родительского комитета школы интересуются у директора, какие финансовые выгоды получила школа, предоставив гимназии помещения на правах безвозмездной аренды. Получают ответ: «Они согласились оплачивать свою часть коммунальных услуг». — «А платить за охрану?» (Если вдруг кто не в курсе, теперь в каждой школе на входе стоит человек в форме охранного предприятия, задача которого — не пропускать в школу посторонних.) — «За охрану платить пока не готовы».
Так что пока все финансовые затраты епархии — двери, которые поспешно были установлены, чтобы отгородить «свою» территорию. Кстати, о дверях. Ну, то, что их установка моментально превратила, по крайней мере в глазах учеников и их родителей, всю эту ситуацию в захват, можно и не говорить. Это, вроде бы, очевидно. Не надо быть специалистом в детской психологии. Достаточно помнить опыт собственного детства, чтобы предвидеть практически неизбежные теперь конфликты между гимназистами и «обычными» учениками. И судя по тому, что на моих глазах директор школы внушала родителям («Объясните детям, что это такие же ученики, что не надо воспринимать их враждебно…», ну и т.д.), какие-то трения уже были. Как эта отгороженность от общего мира школы влияет на учеников гимназии тоже, в общем-то, понятно. Может быть, это одна из целей православной педагогики: привить воспитуемым психологию человека из резервации. Не знаю, но, впрочем, не мое это дело. Ложь пресс-секретаря Епархии вызвала у родителей школы довольно бурную реакцию: «Такую организацию представляет и так врет!».
Как представители родительского комитета школы видят происходящие? Разумеется, у них есть только догадки и предположения. В условиях, когда никакой официальной информации нет, а представители власти не спешат их успокоить и даже, напротив, предпочли бы избежать огласки и общественного внимания, что еще остается людям, кроме как предполагать и домысливать? И ситуация видится им так.
То, что происходит, по сути, есть планомерный и продуманный захват здания в центре города (школа расположена на улице Ильинской). Въехавшая на территорию школы гимназия уже развернула деятельность по привлечению новых учеников. Собственно, даже в цитировавшемся выше официальном заявлении пресс-секретаря Епархии содержится нечто, напоминающее почти неприкрытую рекламу: «Православная гимназия является обычным общеобразовательным учреждением, в которой осуществляются учебные программы в рамках образовательных стандартов. Любой родитель при желании может отдать своего ребенка не в обычный, а в православный класс». «Знаете, что уже говорят про нашу школу в округе? — спросила у депутата Агафонова одна из родительниц. — Что она теперь православная!».
Самый вероятный сценарий. Обычных детей будет все меньше — гимназистов все больше. К тому же, они территориально к школе не привязаны — их и сейчас привозят на учебу из области. Что мешает в будущем увеличивать количество учеников православных классов? Так гимназия может разрастись и практически «поглотить» школу. Именно этого опасаются родители, не готовые к таким изменениям. И то, что никто из представителей власти не поспешил их успокоить, только укрепляет их во мнении, что поняли они все правильно. Конфликт в самом разгаре. Собственно, пока добавить больше нечего.
Ну, разве вот еще что. О резонансе.
Люди, с которыми я разговаривал, и разговоры которых между собой я слушал (а я слушал внимательно), рано или поздно изрекали: «Я, конечно, не против православия (религии, Бога), но…». Дальше, говорящий начинал блуждать в словах, тщательно их подбирать. Попытки cохранять такт понятны.
Всё это обычные люди. Им, разумеется, не хочется, чтобы у собеседника возникли сомнения в их благонадежности или приверженности общественным ценностям. Однако есть это проклятое «но». Привычка к ханжеству и лицемерию у каждого человека вырабатывается быстро. Невозможно жить в обществе и не получить соответствующую прививку. Неизбежное зло. Но в случае с православным возрождением доза становится с трудом переносимой или непереносимой вовсе. Люди не имеют ничего против православия (хотя, вероятно, есть и идейные, которые всё-таки имеют), но усиленно навязываемая много лет обществу официозная поповщина им определенно не нравится. И отсюда вот такая, совершенно нормальная реакция. Как сказала мне мама одного из первоклассников 113-й школы: «Традиция — это хорошо. Но если из школы сделают православную гимназию, я буду вынуждена своего ребенка куда-то переводить».
Кирилл Лодыгин