10-10-11

Экономика

Силовики хотят разорить швейную фабрику?

Деятельность МВД может стать причиной банкротства дзержинского предприятияСиловики хотят разорить швейную фабрику?

Силовые структуры всегда считались одними из самых надежных деловых партнеров. За них платит государство, а государство в последнее время на силовых структурах не экономит. Тем печальнее выглядит ситуация, которая сложилась в результате неразберихи в деятельности МВД. В результате чиновничьих ошибок более 60 российских предприятий понесли моральный и материальный ущерб. А некоторые из них вообще могут прекратить свое существование.

«Неправильные» аукционы

Швейная фабрика «Русь» на несколько месяцев старше города Дзержинск и ведёт отсчёт своей истории с сентября 1929 года, когда пятьдесят кустарей-портных получили государственный патент на право открыть мастерскую по обслуживанию населения и по пошиву одежды с реализацией в магазинах. Сегодня «Русь» входит в число пятисот самых преуспевающих компаний России. Форма собственности предприятия уникальна. Сейчас это — закрытое акционерное общество работников (ЗАОР), то есть владельцами всех средств производства и сооружений на фабрике являются сами сотрудники. Может, поэтому швейная фабрика так богата рабочими династиями — их более тридцати: Топановы, Цебины, Сенатовы, Тяпковы, Тряпичниковы, Ивановы, Низаевы. 80% объема производства — государственные заказы, военное обмундирование: шинели, кители, куртки, камуфляжная форма, брюки для рядовых и офицеров различных родов войск российской армии, МЧС, МВД, ФСБ. Эти самые государственные заказы и поставили сегодня фабрику на грань банкротства. Пальто, которые были изготовлены для нужд МВД в 2010 году, лежат сегодня невостребованными на складах по всей стране. Цена ошибки при заключении контрактов — угроза банкротства для десятков предприятий, которые выполняли госзаказ. Больше всех пострадало дзержинское предприятие. Проблемы возникли со 114 контрактами на общую сумму 2,5 млрд рублей, заключенными с 62 предприятиями. В феврале МВД провело аукционы, в середине марта контракты были подписаны — предприятия начали выполнять заказы. А в апреле-мае МВД уведомило фабрики о расторжении контрактов. К этому времени многие из них уже были выполнены более чем наполовину.

Подпись полковника Смолина

По словам руководства швейной фабрики «Русь», предприятие должно было пошить партию пальто для МВД. Фабрика выполнила заказ более, чем на 60%, потратив весь аванс и вложив собственные средства. Отгрузили продукцию также за свой счет. В уведомлении, которое предприятия получили из МВД, сообщается, что в аукционную комиссию поступила жалоба от одного из предприятий на проведение аукциона, которую Рособоронзаказ признал обоснованной, поэтому результаты торгов были аннулированы еще 5—7 марта. Однако, несмотря на это, 15—17 марта начальник Главного центра обеспечения ресурсами (ГЦОР) МВД Андрей Смолин заключил с 60 победителями аукционов контракты. МВД сообщает, что оно «не одобряет совершенную Смолиным А.А. сделку». Представители предприятий недоумевают: как госконтракты, под каждым из которых «стояло тридцать три визы», оказались подписаны в нарушение закона? Они считают, что стали жертвой несогласованности действий ГЦОР и Рособоронзаказа. «Теперь за свои же деньги мы должны везти всю партию назад и куда-то её девать. И непонятно, кто у нас купит форменные пальто?» — говорят представители фабрики «Русь». Швейники работали с силовыми структурами не одно десятилетие, но первый раз оказались в столь плачевной ситуации. В Нижегородской области такой же конфуз случился с Княгининской швейной фабрикой — крупнейшим в стране производителем военных головных уборов. Фабрика должна была сшить фуражек на 11 млн рублей. Новость о расторжении контракта пришла тогда, когда заказ был выполнен почти на 80%.

На сегодняшний день МВД не принимает ни княгининские фуражки, ни дзержинские пальто, ни другую продукцию, которую изготовили для министерства в других регионах страны. Промышленники затратили собственные средства на выполнение заказа министерства, а им его не только оплачивать не хотят, но и требуют аванс вернуть, да еще заплатить за хранение и транспортировку отгруженного товара. Кто же виноват во всей этой истории? Один-единственный человек — начальник ГЦОР полковник Андрей Смолин, который подписал 111 контрактов, невзирая на предписания Рособоронзаказа «об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов, проведенных в МВД России». По факту допущенных нарушений законодательства о размещении госзаказов была проведена служебная проверка, по результатам которой в отношении Смолина был выявлен ряд грубых нарушений служебной дисциплины. В этой связи был поднят вопрос об его увольнении из органов внутренних дел МВД России. Но изготовители ничего об этом не знали. Однако деньги назад требуют не с полковника Смолина, а с ничего не подозревавших производителей. А где они их возьмут? Например, дзержинская швейная фабрика выиграла лот на сумму 52 млн рублей. Швейники уже начали отгружать готовую продукцию, когда пришла бумага из МВД с указанием прекратить отгрузку, забрать отгруженное со складов и вернуть аванс. Сказали, что Смолин не имел права подписывать этот контракт. Но на фабрике этого не знали и знать не могли, потому что все предыдущие годы именно Смолин подписывал все бумаги. Никаких проблем доселе не возникало.

Без вины виноватые

Представители фабрики обратились в облправительство, где им поначалу просто не поверили — настолько смешной и нелепой выглядела ситуация. Но швейникам были не до смеха. В конце концов, на имя министра Рашида Нургалиева поступил запрос от Валерия Шанцева. В ответе МВД сообщалось, что аукцион проведен с нарушением, и поэтому его результаты были аннулированы. Нарушение заключалось в том, что в документах вместо 2010-го стоял «2009 год». Обычная описка, но… ценой в несколько миллиардов рублей. Вроде бы можно провести новый аукцион. Но тут выясняется, что пальто, которые уже пошили в Дзержинске, больше в МВД применяться не будут, поскольку министерство переходит на новую форму одежды. Продать эту форму никуда нельзя. Фабрика «Русь» пострадала на 38 млн. Если ничего не изменится — фабрика неминуемо станет банкротом.

Пострадали и другие нижегородские предприятия. Но у них суммы гораздо меньше, и этот ассортимент одежды еще будут разыгрываться на новых аукционах. «Русь» стала обращаться во всевозможные инстанции, но… безрезультатно. Пострадавшие предприятия со всей России обратились в Арбитражный суд РФ, который поначалу приостановил действие предписаний Рособоронзаказа об аннулировании торгов до окончания разбирательства. Но в итоге, суд отказал пострадавшим швейникам. И они оказались без вины виноватыми. Сейчас швейники оспаривают это решение в высших судебных инстанциях. Одновременно промышленников обязывают отдать аванс МВД, угрожая уголовными делами. На швейной фабрике «Русь» сейчас трудится около 400 человек. Если ничего не изменить, все они останутся без работы. Получается, что силовики задались целью добить отечественную легкую промышленность?

Сергей Анисимов