10-10-29

Общество

«Я всегда дистанцировался от политики»

Штрихи к портрету нового нижегородского градоначальника

Рядовые нижегородцы не очень хорошо знакомы с биографией Олега Сорокина. Так что попытаемся проанализировать основные вехи жизненного и делового пути нового нижегородского градоначальника.

«Разные мелкие начинания»

Для начала сухие факты. Олег Сорокин родился в 1967 году в городе Горьком, но детство провел в Семенове. В 20 лет занялся предпринимательством. В 1998—1999-х — стал генеральным директором завода «Старт». С 1999 по 2001 годы работает заместителем директора по финансам «Дорожный фонд» Нижегородской области.

В 2003 году была образована группа компаний «Столица Нижний», годовой оборот которой, по официальным данным, составлял около $40 млн. Генеральным директором новой ГК стал Олег Сорокин.

Основным направлением деятельности кампании является строительство коммерческой и жилой недвижимости. Приоритетное направление — строительство торговых и офисных центров. В одном из своих интервью Сорокин так рассказывает о своем пути к большим деньгам: «Вернувшись из армии, работал в кооперативе, прошел путь от простого рабочего до начальника склада. В девяностых стал заниматься собственным бизнесом. У меня были разные мелкие начинания. Я занимался пошивом одежды, изготовлением сувенирной продукции. Деньги зарабатывались серьезные, но какого-то масштабного и системного производства не было. Свой первый миллион рублей заработал еще до кризиса 1998 года. Тогда я уже считал себя обеспеченным человеком».

«Купля-продажа как бизнес была для меня неинтересна, — объясняет Сорокин свой переход на чиновничью работу. — Она была интересна лишь с точки зрения ­зарабатывания ­денег. Но кризис 1998 года сделал этот бизнес непривлекательным. Я тогда решил сменить сферу деятельности, и в поле зрения попал завод «Старт». Однако, будучи на посту гендиректора завода, понял, что я не человек производства. Я каждый день ходил на работу, делал ее хорошо, но удовольствия мне это не доставляло. Потом меня пригласили поработать в Дорфонде. Эта работа оказалась крайне полезной. Если ты видишь себя в бизнесе, то госслужбу полезно пройти — хотя бы годик. Сейчас в нашей стране бизнес и государство разговаривают на разных языках. А работа в Дорфонде помогла узнать, как функционирует государственная машина, научила, как язык бизнеса подстроить под язык государства, особенно в нашей забюрократизированной стране».

В Дорожный фонд просто так никого работать не пригласят. Тем более — заместителем директора по финансовым вопросам. Тем более без диплома о высшем образовании. Хотелось бы посмотреть на того человека, который пригласил Сорокина на госслужбу без «корочек».

Известный нижегородский публицист Геннадий Григорьев в одной из своих недавних статей указывает на некоторые факты, которыми ознаменовалась работы Олега Валентиновича в областном Дорожном фонде. В частности об уголовном деле «по факту хищения бюджетных средств на сумму свыше 500 млн рублей финансовым директором Сорокиным Олегом Валентиновичем с последующей легализацией». Причиной возбуждения стали итоги комплексной проверки КРУ Минфина. В ходе ревизии было установлено, что оплата строительства метромоста в 2001 году была осуществлена на 120 млн рублей векселями КБ «Эллипс Банк», которые Дорфонд 21.09.2001 года передал в ООО «Строймост». ООО «Строймост», в свою очередь, в счет оплаты работ по строительству метромоста передал данные векселя в «Мостоотряд № 1». Данные ликвидные векселя были проданы в московские фирмы «помойки»: ООО «АС-РегионЭнергоСтрой», ООО «Центрэнергосистема-М» по заниженной на 30% стоимости. Тем самым, Дорожному фонду был причинен ущерб на сумму 40 млн рублей.

«Вадим Евгеньевич принял очень мудрое решение»

А вот что говорят о том, как новый мэр грыз гранит науки, его однокашники по семеновской школе: «Никто из одноклассников ничего плохого про Олега Сорокина не скажет, так как он был всегда умным, добрым, отзывчивым, вежливым и порядочным. Учился хорошо. После 10 класса легко поступил в университет. Раньше ребят забирали в армию в 18 лет и из высших учебных заведений. После первого курса университета (факультет был радиофизический) Олега забрали в армию, где он отслужил два года». По всей видимости, Сорокин в университет так и не вернулся — засосала проклятая бизнес-среда. Потому что диплом коммерческого института у Сорокина появился, когда ему уже было «под сорок». В таком возрасте обеспеченным людям вроде Олега Валентиновича никакие корочки, свидетельствующие, что тот имеет отношение к высшему образованию, обычно уже не нужны. Другие же считают, что диплом может понадобиться в имиджевых целях. Чему предпринимателя с 15-летним стажем, который успел поработать заместителем директора завода, смогут научить в коммерческом институте? Но это так, к слову. Возможно, диплом появился, когда Сорокин решил пойти в политику. Хотя еще несколько лет назад мы могли услышать из его уст такие вот тирады: «Понимаете, мы — бизнесмены чистой воды. Я всегда дистанцировался от политики, потому что я считаю — и в этом абсолютно уверен, — что одинаково хорошо заниматься бизнесом и политикой невозможно». Дальнейшие события показали, что Сорокин успел и там, и там, хотя нам и неизвестно, насколько хорошо у него получалось совмещать две эти сферы деятельности. Тем не менее, еще несколько лет назад Сорокин говорил от лица «простых нижегородцев». И что говорил-то — как в воду глядел: «Нашу политическую жизнь бурной не назовешь, на самом деле она до безобразия скучна и однообразна, потому что либо у нас хороший губернатор и плохой мэр, либо наоборот. Простите, а мы-то чем виноваты, что кто-то кому-то постоянно не нравится? Нетерпимость наших политиков к своим оппонентам, которая выливается в грязные кампании, я думаю, давно и достаточно надолго испортила репутацию этих людей… До тех пор, пока мы не научимся вести себя достойно и будем стараться выяснять политические отношения за нижегородской кремлевской стеной, не выплескивая это наружу, до этих пор регион поступательно развиваться не будет. И не нужно строить иллюзий, что смена губернатора что-то изменит. Она не изменит абсолютно ничего, потому что нормальные условия для развития бизнеса не может создать ни один отдельно взятый губернатор, ни один отдельно взятый мэр».

Нынешнего мэра считают злейшим врагом мэра ушедшего. Хотя так было не всегда. После того, как Вадим Булавинов стал мэром в 2002 году, к нему, по словам Сорокина, стали подходить люди с предложениями: «Давай у него (Сорокина. — Прим. ред.) всё отберем, давай всё перекроим, ­переделим». Но Булавинов Сорокина тогда в обиду не дал: «Вадим Евгеньевич в тот момент принял очень мудрое решение, которое мне стоило, наверное, первых седых волос. Он сказал: «Я подожду». И только после того, как мы открыли «Этажи»… 1 февраля… а торжественное открытие было 15 февраля (мэром же Булавинов стал в октябре), только после этого он сказал: «А за что у него площадки-то отбирать? Он же строит на них и строит неплохо». И после этого он (Булавинов — Прим. ред.) мне сказал: «Если ты будешь продолжать всё делать так же, то я тебе всё оставлю». Я считаю, что для бизнеса это высшая справедливость, которую я мог ожидать от власти. Мне, собственно, от неё больше ничего и не нужно. Мне нужно адекватное отношение к тому, что я делаю».

Старт в большой бизнес

Дальнейшие события продемонстрировали, что в ответ на «высшую справедливость, которую Сорокин мог ожидать от власти», он отплатил этой самой власти достаточно своеобразно. Последнее время именно Сорокина называли одним из самых яростных критиков этой самой власти. Но не будем забегать вперед.

В биографии нашего героя есть пункт о его работе в 1998—1999 годах в должности гендиректора нижегородского завода «Старт», который располагался тогда на месте нынешних магазинов «М.видео» и «Спортмастер», напротив «Этажей». Последние, в свою очередь, построены на месте прежней столовой для работников «Старта».

Когда в ноябре 2001 года «Старт» был признан арбитражным судом банкротом, имущество завода в ходе конкурсного производства было выкуплено Сорокиным и его компаньоном Гуревичем. Экс-директор завода, вчерашний бюджетник с госслужбы оказался на пару с «партнером» Гуревичем собственником земли и имущества завода «Старт» в соотношении 50% на 50%. В 2005-м, когда на месте завода уже были оборудованы ангары под «М.видео» и «Спортмастера», владелец собственности в интервью сообщил следующее: «Сам завод «Старт» специализировался на выпуске весьма специфической оборонной продукции. У него еще была небольшая линейка товаров народного потребления, таких, как домкраты для автомобилей «Волга», кипятильники и электрические плитки. Однако на фоне китайского и корейского ширпотреба эти товары выглядели убого. Производилось все это на оборудовании далеко не первой свежести. Поэтому было принято решение отказаться от выпуска гражданской продукции. А что касается оборонных заказов, то выяснилось, что той номенклатурой, которую выпускал завод, армия уже обеспечена лет на 30 вперед и эта продукция никому не нужна. При этом на заводе было гальваническое производство, вредное для окружающей среды и для рабочих. Мы потратили большие деньги для того, чтобы не только производство демонтировать, но и провести спецмероприятия по очистке территории, корпусов. Сам завод с его продукцией был обречен».

Уверения в том, что у «Старта» не было шансов, не могут не вызвать недоверия. В том смысле, что шансов «Старту» сам же директор Сорокин мог и не оставить нарочно, чтобы на золотой земле, оставшейся от предприятия, беспрепятственно оборудовать и сдать в аренду московским сетевикам огромные площади с ангарами, уже оборудованные электричеством, водой и т.п.

Город отдали на разграбление?

Итак, городом теперь будет править «предприниматель чистой воды» (как он сам о себе отзывается) Олег Сорокин. Когда несколько лет назад на пресс-конференции Сорокин торжественно поклялся, что не собирается идти в политику, многие ему поверили. Выяснилось, что должность депутата городского парламента — слишком мелковата для него. Весь Нижний Новгород — в самый раз. Хотелось бы верить в лучшее, но жизнь показывает, что чудес не бывает. Неужели кто-нибудь серьезно считает, что бизнесмен Сорокин сейчас срочно отойдет от дел и переключится исключительно на заботы о благе горожан? Нет таких? Ну, и слава Богу! За пять лет, что отмерены Сорокину законом, можно сделать многое. И он это многое сделает.

Вероника Щедрина