10-11-22

Политика

Как правильно заложить фундамент

На прошлой неделе стартовали внутрипартийные выборы «Единой России» по определению кандидатов в Законодательное собрание Нижегородской области. Идеология этих первичных выборов задана обращением губернатора Валерия Шанцева к «единороссам». Что предлагается партии в теории и что мы видим на практике?

Амбиции приберег для себя

Губернатор Валерий Шанцев за гладкими фразами о четкой слаженной работа областного правительства и Законодательного собрания, о конструктивном их взаимодействии прячет суть дела. Для Валерия Шанцева депутаты Заксобрания — это приводной ремень эго правительства. Губернатор прямо указывает на свое верховенство над ЗС НО: «Мне как руководителю региона необходим профессиональный состав Законодательного собрания, которому я бы мог доверять… Депутаты Заксобрания должны стать тем надежным фундаментом, на который сможет опереться правительство области».

Это означает, что губернатор Валерий Шанцев превращает нижегородскую политическую площадку в арену для демонстраций своих личных амбиций. Вовсе не факт, что это пойдет на пользу дела. Валерий Павлинович забывает, что именно региональный парламент согласовывает кандидатуру губернатора, оказывая или не оказывая ему доверие. Депутаты регионального уровня обязаны выполнять контрольные функции в отношении главы области и его правительства. Так, можно вспомнить, например, закон о депутатском расследовании. Наконец, губернатор обязан отчитываться перед парламентом. И если уж чего нам не хватает в концепции разделения властей, так это сильного, способного оказывать реальное влияние на курс губернатора областного законодательного собрания. Нас же опять загоняют в схему «старшего брата» (исполнительная власть) и «младшего брата» (представительная власть), где первый все знает, а второй так и норовит удовлетворить личные амбиции, стать популистом и политиканом, потратить время на пустословие и взаимные упреки. Идеал Шанцева — это Верховный совет СССР или РФСР доперестроечных времен: собрались, быстро подняли руки в режиме «единогласно — за» и разъехались. Это и есть якобы плодотворная и как бы конструктивная работа с губернатором и правительством области.

Губернатор утверждает, что перед будущими депутатами стоят сложные и амбициозные цели. При этом они должны быть неамбициозны и никаких сложных дискуссий не вести. Странная конструкция.

Конкуренция на словах

Губернатор предлагает партийцам поддержать тот список кандидатов, который окажется конкурентоспособным, плюс за список этот должно проголосовать большинство жителей Нижегородской области.

Надо полагать, что конкурентоспособность партии обеспечивается не в последнюю очередь и конкуренцией внутри «Единой России». Но что мы видим? На праймериз из 25 округов восемь оказались безальтернативными. Это более, чем четверть одномандатных округов. А ведь в НРО партии состоят 38 000 человек. Где эти люди? Им что, нечего сказать своим соратникам? В регионе всё так блестяще, что старые кадры остаются?

Отмечу, что после обруганных праймериз «Единой России» в Городскую думу Нижнего Новгорода публику клятвенно заверили, что надо исправить ошибки и сделать так, чтобы во внутрипартийных праймериз участвовало побольше «кандидатов в кандидаты» и возникла реальная конкуренция.

Один из фаворитов будущей мартовской кампании в частном разговоре мне сказал, что очень доволен наличием соперника. А то, мол, народ мог бы сказать: «Все ли у тебя в порядке, если ты на первичные выборы вышел, боясь оппонентов?». Но некоторых партийных авторитетов это ничуть не смущает. Они же очень скромные люди! На городских летних праймериз хотя бы «молодогвардейцы» составляли конкуренцию ряду действующих депутатов.

Но дело, конечно, не в квазиконкуренции. Губернатором и его командой сделано все, чтобы конкуренция была минимизирована. Не только на одномандатных округах, но и в региональных группах. По сути, конкуренция на праймериз существует только там, где Шанцев и его окружение собираются выбирать неугодных им действующих депутатов.

Проиллюстрирую тем, что происходит де-факто. 11 и 12 ноября на праймериз в Лысковском районе и в Арзамасе происходило одно и то же. По одномандатным округам безальтернативно шли соответственно, Валерий Антипов (округ № 19) и Александр Цопов (округ № 16). Казалось, что будет конкуренция в № 19 и № 15, но ничего подобного. По группе № 19 нет никакой реальной конкуренции между Евгением Люлиным и Владимиром Шаниным. Хотя, по некоторым данным, они сориентированы на разные внутрипартийные группировки. На самом деле все обговорено: Люлин должен возглавить региональную группу и пройти в Заксобрание по результатам, который наберет партия на территории 19 округа. А Шанин, будучи помощником депутата Антипова, будет помогать ему на выборах с легальных позиций кандидата. Если вдруг Антипову будут жестко оппонировать представители других партий.

То же самое в 15-й региональной группе. Казалось, что есть интриги вокруг проходного места. Мол, кто-то лоббирует дочь экс-губернатора Ивана Склярова Оксану, а кто-то поддерживает генерального директора «Арзамасского приборостроительного завода» Олега Лавричева. Ходили слухи, что финт с Оксаной Скляровой придуман в региональной элите, чтобы укрепить авторитет Шанцева среди «влиятельных стариков». Посредством политических параллелей с именем бывшего губернатора. Параллельно распространялась информация о том, что губернатору не очень нужно сильное промышленное лобби в ЗС НО.

Только на месте мы разобрались, что гендиректор АПЗ Олег Лавричев является согласованной кандидатурой в Заксобрание, а Оксана Склярова, будучи помощником депутата Цопова, как и Шанин, будет помогать своему руководителю на выборах по одномандатному округу.

Понятно, что в городских округах конкуренции было не избежать. Но в 13 сельских округах площадки зачистили максимально. Реальная конкуренция там только в трёх-четырёх округах, где губернатор решил притормозить неудобных действующих депутатов.

В общем, как обычно, у нас либо подменяют понятия, либо говорят одно, а делают другое.

Виктор Деменев