10-11-22

Среда обитания

«Нас ожидает вторая Хиросима»

В Нижегородской области, возможно, построят самую большую свалку в мире

На этой неделе главу Нижнего Новгорода Олега Сорокина ждали в поселке Березовая пойма. Этот населенный пункт расположен неподалеку от трассы Москва-Нижний Новгород и формально относится к Московскому району областного центра. Жители Березовой поймы последние несколько месяцев выступают против строительства рядом с поселком полигона твердых бытовых отходов «Новоигумново». Мы считаем, что говорить на эту полузапретную для СМИ тему, безусловно, можно и нужно. Что мы и делаем.

Федеральная трасса, рядом с которой вырастет свалка

Этот поселок пострадает, как и многие другие населенные пункты

Что нам Европа

«Новая» в Нижнем» неоднократно рассказывала, что старый Игумновский полигон приносил большие проблемы для жителей окрестных поселков. Сюда, по утверждениям независимых экологов, ежегодно сваливали не менее четырёх миллионов кубометров бытовых отходов. Свалка непрерывно дымила, отравляя жизнь жителям областного центра, Дзержинска и окрестных деревень и затрудняя движение на проходящей неподалеку автотрассе Москва — Нижний Новгород.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура не единожды фиксировала систематические нарушения в эксплуатации полигона, которые приводили к возгораниям отходов. Представители природоохранной прокуратуры указывали на многочисленные нарушения законодательства, которые допускались эксплуатирующей организацией. В частности, постоянно нарушались статьи федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», санитарно-эпидемиологические правила.

Надо отдать должное властям — до прихода в регион губернатора Валерия Шанцева проблемой самой большой свалки в Европе системно не занимался вообще никто. Выписали штрафы, заплатили их — и вперед, снова за старое. Губернатор поначалу хотел ограничиться полумерами, проведя своего рода косметический ремонт свалки, которая уже начала мозолить всем глаза. Например, начать правильное складирование отходов рядом с «неправильными» кучами мусора. Однако это не помогло — стало ясно, что нужны радикальные меры. Экологи настоятельно советовали проводить в Игумново рекультивацию заполненных карт и переносить полигон в другое место. Лучше всего куда-нибудь подальше от этих мест. Потому что даже закрытые свалки на протяжении сотни лет продолжают загрязнять грунтовые воды. Вывод: ни в коем случае нельзя продолжать развивать полигон на близлежащей территории. В 2008 году Игумновский полигон был официально закрыт. Однако, как утверждают жители Березовой поймы, данная территория негласно эксплуатируется до сих пор. Но не это главное. Главное, что власти приняли решение построить рядом со старой свалкой новую, но уже в три с лишним раза больше! Если прежняя считалась самой крупной в Европе, то новая, видимо, будет претендовать на звание самой большой в мире. Как говорится, знай наших.

«Свалка на небе»

В январе 2008 года на выставке «Зеленая неделя» в Берлине было заключено соглашение о сотрудничестве правительства Нижегородской области с германской Ассоциацией по обращению с отходами. Проект предусматривал рекультивацию более 240 действующих мусорных свалок в регионе, строительство семи межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих требованиям и нормам Евросоюза, приобретение нового автомобильного и контейнерного парка, строительство 25 перегрузочных станций отходов с установкой на них сортировочных станций для раздельно собранного мусора. Был объявлен международный конкурс на право участия в реализации проекта по утилизации полигона Игумново и строительства нового полигона. Однако осенью того же года случился экономический кризис. Немцев и австрийцев, которые уже потирали руки в предвкушении выгодного контракта, вежливо попросили отойти в сторону, Дескать, слишком много денег просите, господа, а на дворе кризис. Европейские экологические нормы — это, конечно, неплохо. Однако, похоже, наши чиновники предпочитают, когда «дешево и сердито». Поэтому строительство нового полигона отдали на откуп нижегородской компании. Той самой, которая уже успела поработать в Игумново — «Маг Групп». Теперь эта же фирма будет строить «Новоигумново».

В области сегодня нет ни одного полигона твердых бытовых отходов, который бы соответствовал всем общепринятым экологическим нормам. Общественности говорят, что полигон будет именно таким. Например, председатель совета директоров «Маг Групп» Олег Жохов утверждает, что «реализация проекта предусмотрена в две очереди: первая — строительство двух рабочих карт, вторая — строительство завода по переработке мусора». Звучит красиво для непосвященного. А вот что думает по этому поводу независимый эколог Дмитрий Левашов: «Что такое мусоросжигающий завод? По большому счету, это «свалка на небе» и отложенная проблема. Поскольку мусор горит плохо, для того чтобы поддерживать процесс горения, нужен газ. То есть лишние экономические затраты. Плюс зола, шлаки и тяжелые металлы. А это уже высокотоксичные отходы для захоронения которых нужно строить уже специальные полигоны».

Недавно жители поселков Березовая пойма Гнилицкие дворики, поселка Северного и нескольких садоводческих товариществ («Березка», «Белые Росы», сады «Березовая Пойма», «Колос», «Черемушки», «Лазурь», «Сокол», «Автомобилист») обратились к Владимиру Путину с письмом. Жители полагают, что власти Нижегородской области и муниципального образования Дзержинск нарушили их права, гарантированные Конституцией. В письме, в частности, говорится, что решением областного инвестиционного совета от 30 сентября 2009 года признана целесообразной реализация проекта «Строительство современного полигона твердых бытовых отходов», а также признана возможность предоставления Обществу с ограниченной ответственностью «Маг Груп» в аренду земельного участка, расположенного в районе поворота с трассы «Москва — Нижний Новгород» на Балахну, — для строительства полигона ТБО.

«Место предполагаемого размещения полигона находится в непосредственной близости к нашим поселкам и садоводческим товариществам, — пишут премьеру жители. — Мы категорически против размещения в указанном месте полигона ТБО в связи с тем, что эксплуатация его вблизи наших населенных пунктов и садов опасна для жизни и здоровья». В письме говорится, что поток грунтовых вод в районе места строительства направлен на восток и северо-восток к реке Волга. При этом, по условиям залегания, подземные воды горизонта недостаточно защищены от проникновения загрязняющих веществ с поверхности. Водоснабжение поселка Березовая Пойма осуществляется от трех артезианских скважин. Садовые участки оборудованы индивидуальными скважинами для добычи грунтовых вод. В то время как федеральным законом «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

В письме подробно перечисляются многочисленные претензии жителей. Например, никто не получил санитарно-эпидемиологическое заключение о пригодности участка для размещения полигона ТБО, отсутствуют необходимые картографические и топографические материалы, детально определяющие место расположения и границы полигона ТБО. Гидрологическое заключение свидетельствует о негативном влиянии планируемого полигона и незащищенности грунтовых вод, направленных на восток к водозаборам. Не принят во внимание тот факт, что с размещением полигона может нарушиться пополнение водой двух пожарных водоемов поселка. На одном из водоемов в летний период образуется зона отдыха жителей поселка, садоводов и ­приезжающих нижегородцев, в связи с этим есть угроза заражения воды, в которой купаются люди. Если же дренажные канавы, питающие водоемы, будут закопаны, то водоемы просто пересохнут, что недопустимо в условиях пожароопасного района. Территория вокруг поселков, прилегающая к месту размещения полигона традиционно является местом отдыха для тысяч нижегородцев, так как на ней расположены многочисленные садоводческие товарищества. Эксплуатация полигона лишит население места отдыха. Не принята во внимание «роза ветров» в месте размещения полигона. Согласно гигиеническим нормам, полигоны ТБО должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке. Многолетние наблюдения за направлением ветра в этой местности дают основания утверждать, что полигон будет размещен с наветренной стороны, что является существенным нарушением санитарного благополучия жителей. Люди убеждены, что территория размещения полигона относится к лесам первой категории, а строительство полигонов в лесопарковых зонах недопустимо.

Люди пойдут до конца

Жаркое лето 2010 года запомнится надолго. Это еще один аргумент в защиту позиции рядовых граждан. Цитируем дальше: «Ежегодно наши населенные пункты и садовые участки подвергаются опасности ввиду неблагоприятной пожароопасной ситуации. Территория окружена торфяниками, в советские годы на ней активно велись торфоразработки. Ежегодно власти тратят значительные средства на тушение и предупреждение пожаров в окрестностях наших поселков и предполагаемого размещения полигона. Почти постоянно происходят возгорания торфяников, лесов в нашей местности, постоянное задымление поселков, в том числе федеральной трассы. С размещением полигона и доступом в леса неограниченного круга лиц (в том числе лиц без определенного места жительства) пожарная ситуация станет просто катастрофической. Опыт использования действующего полигона «Игумново» показывает, что горение происходит постоянно».

И последний аргумент жителей. «Вдоль участка под новый полигон в непосредственной близости проходит магистральный газопровод высокого давления. Кроме того, вблизи места расположения полигона расположен полигон Министерства обороны со складами боеприпасов. Учитывая и без того пожароопасную ситуацию в нашей местности, размещение полигона опасно для жизни».

Выводы, которые делают рядовые граждане в своем послании Владимиру Путину позволяют предположить, что эти люди пойдут до конца: «Нами неоднократно в обращениях к областным властям были указаны вышеперечисленные аргументы, свидетельствующие о недопустимости размещения такого объекта на выбранной ими территории. Однако ни один из них не принят во внимание. Более того, в их ответах усматривается четкая уверенность в размещении полигона независимо от экспертных заключений и мнения населения, попадающего в зону негативного его воздействия. Наши многочисленные митинги остались без внимания. Недовольное население пыталось обратить на себя внимание, перекрыв федеральную трассу М7. Но все безрезультатно. В обществе зреет волна негодования. Противостояние областных властей и народа нарастает. Однако никто из властей не пытается даже успокоить население… Нами принято решение бойкотировать все виды выборов, проводимых на территории Нижегородской области, вплоть до удовлетворения наших требований о выборе другого участка для размещения полигона ТБО областными властями».

 

«Новая» в Нижнем» будет следить за развитием событий.


дословно

«Мы едва сдержали людей»

Сергей Оверин, начальник отдела инвестиционных программ и обращения с отходами министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области:

«После проведенных исследований — гидрогеологического, инженерно-геологи­ческого — были получены заключения об отсутствии полезных ископаемых на данном участке, о тампонаже скважин (заполнение пустот), которые там когда-то были, о степени закарстованности — ни одного отрицательного ответа ни от одного из контролирующих органов, в том числе от Роспотребнадзора, мы не получали. Таким образом, размещение современного полигона ТБО на земельном участке рядом с поселком Березовая пойма не противоречит ни одному правилу, нормативу или закону РФ».

Николай Шильнов, заместитель министра экологии Нижегородской области:

«У нас есть программа, концепция уничтожения твердых бытовых отходов. В регионе планируется строительство девяти современных полигонов утилизации и хранения ТБО. На этих полигонах мусор будет сортироваться и храниться согласно современным экологическим нормативам. Нижний Новгород по вывозу ТБО прикреплен к Богородскому и Новоигумновскому полигонам, последний планируется строить в 2011 году. Часть Нижнего Новгорода может вывозить отходы на Кстовский полигон и, возможно, на полигон Балахны. Минприроды разработаны требования к техническому заданию на проектирование полигона « Новоигумново», которое скоро начнётся».

Александр Чулкин, житель поселка Березовая пойма:

«Мы не видели проекта строительства полигона, хотя нам говорят, что он где-то есть. Я считаю, экспертному заключению о том, что на болоте можно расположить свалку, — грош цена. Таких специалистов надо снимать с работы».

Ольга Кузнецова, жительница поселка Березовая Пойма:

«Рядом расположены склады военного ведомства и газопровод. Независимые эксперты говорят, что если в районе полигона возникнет непроизвольное горение, которое будет невозможно потушить, учитывая близость химических заводов Дзержинска, нас ожидает вторая Хиросима… По нашим прикидкам, существующие тарифы на вывоз мусора с лихвой покрывают все затраты тех, кто этим занимается. Поэтому строительство свалки вдалеке от нашего поселка, скорее всего, экономически оправдано. Но власти не идут на это и скрывают от нас информацию о калькуляции существующих тарифов на вывоз мусора… Даже самый современный завод по переработке мусора предполагает токсические выбросы. Выбросы всего в одном километре от нашего поселка. Причем, количество этих выбросов сегодня даже никто не берется просчитать».

Татьяна Асманова, жительница поселка Березовая Пойма:

«Строительство должно было начаться давным-давно, а закончится к началу 2011 года. По информации природоохранной прокуратуры, в настоящее время, например, идет оформление участка земли под строительство. Мы считаем, что власть имущие должны с нами встретиться и вообще вести диалог, а не только отписываться. Нам уже понятно, что свалка в том или ином виде все равно будет, но мы хотим, чтобы это произошло с минимальными потерями для населения. Мы хотим, чтобы экология нашего района пострадала в меньшей степени, но, как мне кажется, это просто невыгодно властям. Такие полигоны имеют право на существование, но на значительном расстоянии от населенных пунктов. Я, например, не знаю, как можно соблюсти на болотах все экологические предписания…

Идея раздельного сбора мусора провалилась. Люди не знают, где одно ведро поставить в своих крошечных кухнях, а здесь их нужно как минимум три — под стекло, бумагу и пластмассу. Кроме того, если раздельный сбор мусора так выгоден и экологически безопасен, давайте в каждом районе поставим минизавод. Тогда и бензин не надо тратить на перевозку мусора за город. Поэтому новая свалка, как нам кажется, будет точной копией старой свалки — только в увеличенных размерах. Мы были на свалке в Балахне. Там мусор, подлежащий вторичной переработке, сортируют восемь бомжей. Отбирается стекло, пластик и бумагу, а все остальное сравнивается трактором и закапывается в землю…

Наш поселок стоит на торфянниках, поэтому Пойма всегда горела. Но этим летом творилось что-то невообразимое. Мы едва сдержали людей, чтобы они не вышли к стенам нижегородского кремля. С постройкой полигона ситуация только усугубится».

Дмитрий Левашов, эколог:

«К сожалению, территория между Нижним Новгородом и Дзержинс­ком стала своеобразным заложником ситуации. Умные люди понимали это и 20 лет назад. Наиболее глупые стали понимать это только сегодня — я имею в виду чиновников. Дело в том, что все объекты, которые предлагают строить в дремучих лесах на окраине области, сильно дорожают за счет большого транспортного плеча. Если исходить их этих соображений, расположение полигона выгодно и властям Нижнего, и руководству Дзержинска — мусор далеко возить не надо».

Сергей Анисимов