№2 (1705), 17.01.2011

Культурный слой

Можно ли трогать кактус?

О новой нижегородской супергруппе «Потрогай кактус!» я узнал почти случайно. В активе бэнда всего один концерт, зато состав — любо-дорого. За гитарные и скрипичные партии отвечает Макс Поведский, перечислять все группы, в которых он играл,?— бумаги не хватит. Достаточно будет сказать, что в «Однополчанах» Алексея «Полковника» он был ключевой фигурой. За барабанами — лидер «Предпоследнего искушения» Сергей Ретивин. На дудках и шумелках играет еще один старожил нижегородского рок-н-ролла — Александр Яковлев («Новые ворота»).

Фото Евгения Богушева

Яковлев мне и рассказал, что они со старым другом Александром Григорьевым по прозвищу «Казанова» замутили анти-«Новые ворота» — «со смешными текстами про переворачивателей пингвинов, про каких-то бабу Галю и тётю Люсю».

«Много мата. На мой вкус, с переизбытком иногда, — заметил Яковлев. — Но не просто по дурке, а по смыслу — поэтому прощаю. Сам я кайфую, ибо серьезных смурных песен уже напелся…»

Пришлось за разъяснениями обратиться к самому Григорьеву, который отвечает в группе за вокал и за текстовой материал. В девяностые он жег в панк-команде «Дикие нижегородские бизоны», а в начале нулевых пел в группе «Герда и Кайф». Любопытно, что Александр в свои шестнадцать лазал на рок-концерты по водосточной трубе и сильно фанател от «Новых ворот», а сегодня выступает вместе со своим кумиром.

«Мы же не Pink Floyd»

— Год назад планировалось, что это будет проект под женский вокал, — рассказывает Григорьев, — название придумали любопытное: «Соня Бронштейненко и Бедные Люди». Но поняли, что вокалистку уровня Эми Уайнхаус нам не найти. Тогда совместили женский цикл песен с обычными мужскими. Репетировать начали с конца сентября, а в декабре уже вышли на сцену. Мы же не Pink Floyd — нам 15 лет на написание новой программы не нужно.

— Я послушал много ваших песен. Действительно весело и с матерком. Но почему именно так? Вокруг и так один «камеди клаб»…

— Наши песни не пригодны для озвучивания митингов оппозиции, равно как и съездов «Единой России». В России вообще и в рок-музыке в частности и без нас столько граждан, которые все время куда-то зовут, без конца взывают к совести. Мне 37 лет, я не нуждаюсь в поводырях. Да, в пятницу вечером аудитория группы «Потрогай кактус!» скорее выберется в ночной клуб на вечеринку в карнавальных костюмах, чем засядет за штудирование программных заявлений оппозиции. Я пять дней в неделю работаю, как проклятый, мне вечером нужны положительные эмоции и никакой политики.

— Да, властителей дум хватает… Но не хватает тех, которые бы рассказывали о том, как они живут, что они чувствуют, о чем болит их душа, не прибегая к сниженной лексике, мату и хиханькам-хаханькам. То есть Шнуровых до фига, а послушать нечего.

— Рок-н-ролл и поэзия в ее высшем значении — вещи несовместимые. Если иностранцу, изучающему русский язык, захочется познакомиться с отечественной поэзией, то я бы предложил ему полки с Бродским, Маяковским, Пастернаком, Цветаевой, но никак не антологию «Легенды русского рока» с безобразными «рифмушками» Григоряна и Шахрина. И слушать жалобы на жизнь под одно­образную музыку Шевчука — сомнительное удовольствие. Я и без него знаю, что в стране хреново. Технически Юрий Юлианович безнадежен. Хотя как гражданин — да, наверное, он достоин уважения. «Потрогай кактус!» — это не желание вызвать приступ диареи от хохота. Мы пишем для 35—40-летних женщин, которые не всегда счастливы в любви, не всегда все у них хорошо на работе, не всегда есть время выбраться в клуб. Многие пить начинают. Мы сочувствуем таким женщинам и стараемся писать для них песни, которые хотя бы на время поднимали настроение. Это даже из названий понятно: «Пьет на мои», «Коля, ­ от…бись!», «Алкоголичка».

 

Вечером пошли в кафе на площадь,

Я текилу с вермутом мешала.

Даже если я ржала, как лошадь,

Разве ж я кому-нибудь мешала?

Мне казалось, что я пью, как птичка,

Ты же наградил постыдной кличкой.

И при всех сказал: «Алкоголичка!»

Так **** ты спишь тогда с алкоголичкой?

 

— А мне вот сплошной «камеди клаб» уже здорово надоел. Тут как раз подворачивается талантливый автор, который вновь из этой серии, и я хочу у него спросить: почему он не хочет рассказать мне что-то о себе, о том, как ему живется, как он любит и страдает, не хочет поделиться со слушателем, что нам делать со страной, которая катится в тартарары? Не желает поделиться тем, что у него накопилось к сороковнику. Ну, я совершенно я не верю, что его интересует только, почему приличная женщина вышла замуж за какого-то дядю Геннадия.

— По поводу авторов, которые пишут о себе, от первого лица. Вот тут для меня большой принципиальный вопрос. Я всегда себя спрашиваю, а кто я такой, чтобы описывать людям свою жизнь, свои мытарства и свои взгляды на окружающий мир? Неужто я буду интереснее, чем Розанов или Бердяев, БГ или Макаревич? И до последнего времени ответ был таким: нет, не настолько я «мыслитель», чтобы делиться серьезными своими соображениями и не настолько мне хреново живется, чтобы вываливать свои горести и печали на людей. Поэтому я пишу не от себя и не про себя, а от имени лирического героя, иногда — героини. Так писал Высоцкий, скажем. А я — Соев. Помните такого песенника из «Покровских ворот»? Вот мой герой!

 

Мне и самой до сих пор не понять,

чего ради я

Вышла вдруг замуж за дядю,

за дядю Геннадия.

Ладно была бы

какой-то пропащею бл… ью!

Сейчас предложи —

ни за что бы не вышла за дядю.

За дядю! За дядю Геннадия.

Тону, как комар в лимонаде я.

Мечтаю о страстной любви.

А дядя Геннадия пьет. И пьет на мои…

«***ой» не запугаешь!»

— Почему ты сначала скооперировался с Яковлевым? Ведь для подобного бэнда, казалось бы, это не самый подходящий музыкант…

— Яковлев только внешне производит впечатление хмурого замкнутого человека. У него потрясающее чувство юмора, но главное — у нас одинаковое представление, каким должен быть текст песни. С матерком, но никогда не пошлым! Был у нас репетиции знакомый джазмен. Слушал-слушал, а потом выдал: «Нет, я песню, в которой употребляется слово «***а», играть никогда бы не стал». Вот он и не играет. А мы играем. Нас «***ой» не запугаешь!

— Не секрет, что матерная лексика в песнях — это сегодня реальный тренд. Если группа не матерится, то она не может рассчитывать на популярность у молодого зрителя. И на русском YouTube только те ролики пользуются успехом — где мат. То есть он — в какой-то мере является пропуском на музыкальный Олимп…

— Но ведь где-то это уместно. Например, у нас в песне про несчастную бабенку, которую извел опостылевший муж. Конечно, в минуту отчаяния она ругнулась на него. Что тут такого? Сорвалось. Я не смотрю YouTube, не слушаю модных певцов. Мои музыкальные интересы в другой сфере совершенно.

— Но музыка тоже вызывает вопросы. Некоторые вещи крепко отдают шансоном. И как-то даже неудобно наблюдать, что знакомые мне люди — и заслуженные! — этим занимаются. Ты их загипнотизировал, что ли?

— Мне трудно представить дальнобойщика, который будет слушать наши песни про «Переворачивателя пингвинов», «Мистера Абрамовича» или ту же «Смерть мотороллеристки»? Но если придется по душе, то я только рад буду. Я не делю людей на плебеев и патрициев, исходя только из их музыкальных предпочтений. Можно слушать Малера и Шостаковича, но быть при этом мерзавцем, а можно за всю жизнь ничего кроме Круга и Токарева не слушать, однако, совершить немало достойных дел. Джо Страммер из The Clash говорил, что рок-н-ролл никогда ничего не изменит ни в лучшую сторону, ни в худшую. Это только песни.

— В Нижнем роль этакого рокера-балагура занимал Полковник. Как минимум двое людей из «Кактуса» с ним играли. Так может «Кактус» — это реинкарнация «Полковника и Однополчан»?

— Мне было бы некорректно сравнивать себя с Полковником. У нас совершенно разная музыка. Что касается музыкантов — да, с нами играет его близкий друг Максим Поведский. Но для меня Максим Германович в первую очередь любимый гитарист еще с восьмидесятых, когда он играл в «Нечистой силе».

— «Потрогай кактус!» — это дядьки после работы оттягиваются или все посерьёзке, с частыми концертами и альбомом?

— В январе запишем сингл из трёх-четрырёх песен. Презентацию сделаем, как в Нижнем Новгороде, так и в Москве. У нас уже сейчас есть конкретные предложения из столичных клубов.

Вадим Демидов