11-01-31

Общество

Дайте окрепнуть голосу!

За год своего существования в Нижнем Новгороде движение «31» доказало, что единство общества без опоры на идеологию, партии и лидеров возможно. Более того, ставка именно на такие организационные принципы дает протестному движению огромный потенциал.

31 декабря, акция нижегородской «Стратегии-31»

Былое

Мы живем в интересное время, время на стыке эпох. Старые идеологемы уходят в прошлое, новые обретают плоть и ведут за собой людей. Еще в 2006-м на улицы Нижнего выходили тысячи людей, протестующие против роста тарифов ЖКХ и платы за проезд и учений НАТО. Шествия по Покровке и митинги на Минина, организованные КПРФ с участием большинства оппозиционных организаций города, были местом встречи всех протестных сил города. Существовала мощная культура протеста: люди оповещали друг друга, рисовали плакаты, скандировали нелицеприятные для власти лозунги, нередко отбивали попытки задержаний участников со стороны ОМОНа.

Однако пресловутая путинская «стабильность» быстро положила этой вольнице конец. Произошло это во многом благодаря позиции самого «флагмана протеста». За считанные годы Нижний стал напоминать болото с квакающими на редких кочках то ли оппозиционными, то ли депутатами. Сыграл свою роль и разгул полицейщины во время выборных кампаний 2007-го и 2008-го годов, когда власть стала запрещать все и вся даже послушным парламентским партиям, а уж внесистемную оппозицию прессинговала по полной программе уголовными делами и административными арестами.

В итоге к 2009 году уличный протест скукожился до карликовых размеров — там, где выходила тысяча, стала выходить сотня, где сотня — пара десятков человек. Была подорвана сама традиция выхода на улицы для отстаивания своих прав, «инфраструктура» уличного протеста. Также власть приложила усилия, чтобы выдавить протестные темы на периферию общественного внимания, оказывая давление на СМИ и ведя агрессивную контрпропаганду против «несогласных». Во многом эта затея удалась.

С другой стороны, вперед выдвинулись новые протестные темы — протест ­против засилья полицейщины и чиновничьего беспредела, управляемости правосудия, фактической отмены выборов и зажимания рта прессе. Изменились и сами критерии успешности акции, которые теперь стали измеряться не числом участников, а яркостью и радикальностью протеста, принципиальностью организаторов и участников. В условиях, когда любое действие запрещено, даже попытка совершить действие — уже смелость, достойная уважения.

Ростки протеста

К 2010 году ситуация практически не изменилась, хотя некоторые возможности оппозиционным организациям города удалось отбить. В итоге, в Калининграде оппозиция, которую не «утюжили» «Центр Э» (Центр по противодействию экстремизму при областном ГУВД) и ФСБ, не побоялась объединиться и вывела десять тысяч граждан на улицы — а у нас царил всеобщий упадок и разобщенность. В этих условиях и начиналась нижегородская «Стратегия-31», морально противопоставившая себя вялости и беззубости соглашателей с властью от оппозиции.

Задуманная Эдуардом Лимоновым как надпартийное и надидеологическое гражданское движение, «Стратегия» позволила обойти большинство «подводных камней» — таких, как извечные идеологические разборки между оппозиционерами разных лагерей, нежелание партийных бонз участвовать в коалициях и широких объединениях для решения общих, гражданских вопросов, доверие людей к той или иной оппозиционной организации. Разъединенное, неспособное к консолидации общество не представляет никакой угрозы для власть имущих, и над ним можно ставить любые людоедские эксперименты.

Местом проведения акций была выбрана площадь Свободы, а основными организаторами стали Илья Шамазов («Другая Россия»), Григорий Кудряшов (социалистическое движение «Вперед») и правозащитник Станислав Дмитриевский, представляющие, кроме прочего, основные идеологические направления в оппозиции.

31 марта 2010 года на площади Свободы состоялась первая акция в рамках Стратегии, собравшая несколько десятков человек и прошедшая в форме собрания с использованием символики «31» (власти отказались принимать уведомление организаторов о митинге, ссылаясь на акцию «Молодой гвардии Единой России», «по чистой случайности» организованную в то же время и на том же месте, что и акция оппозиции). Начало новой традиции было положено.

31 мая в согласованном митинге участвовало уже около 70 человек, в несогласованной июльской акции — порядка ста, в августе, благодаря участию поддержавших акцию «договорников» ГАЗа, — более полутора сотен граждан. 31 декабря явка ожидаемо снизилась. Всё-таки Новый год, пробки и мороз являются серьезным препятствием для массовой акции.

Характерно, что каждая акция развивала предыдущую, была острее. Митинг, прошедший 31 декабря, был, пожалуй, самой радикальной гражданской акцией в городе за несколько лет.

Куда идём?

Так получилось, что наша «Стратегия» стала центром притяжения для вменяемой части городской оппозиции. К нам ходят и «левые», и «правые», и либералы, — да кто только не ходит! Возможно, дело в том, что возможностей для высказывания своего мнения, для дискуссии не то что с властью, но и друг с другом в городе не осталось. Интересно и то, что догматичные и склонные к сектантству, возвеличивающие «самость» своей и только своей организации оппозиционеры полностью игнорируют акции «Стратегии». Ну, и пёс с ними, их время уходит — все равно вместе общей каши не сваришь.

Вся мифология «системной» оппозиции оказывается устаревшей и в корне неверной, и «Стратегия» это ясно доказывает. Оказывается, для организации всенародного протестного движения не нужна ни массовая партия, ни единая идеология, а репрессии могут запугать только тех, кто боится, и по большому счету не способны ощутимо ­повлиять на поступки людей. Нужен прямой и понятный людям конфликт с властью и принципиальные люди, готовые отстаивать общественные интересы. Нужно демонстрировать примеры мужества и гражданской смелости, и тогда за тобой пойдут. Помимо «Стратегии-31» такой формулы не предложил пока никто, а значит, у нее огромный потенциал развития.

Конечно, Нижний не Москва и не Санкт-Петербург, где каждая акция «Стратегии» жестко разгоняется. Нижегородские власти, обжегшись еще на разгоне «»Маршей несогласных», поступили умнее и стали согласовывать акции (в связи с двумя запретами акций «Стратегии» тоже был поднят изрядный шум). Поэтому все проходит на порядок скромнее и тише. С другой стороны, митингующие не идут ни на какие ограничения свободы слова, жестко и не стесняясь в выражениях критикуют власть. Сколько она это будет терпеть — одному Богу известно. Главное — быть готовыми к тому, что терпение может лопнуть.

А пока своеобразный «Гайд-парк» на площади Свободы по 31-м числам может стать маяком для всех протестующих, не имеющих возможности заявить о своих проблемах. Запреты акций в городе давно стали нормой, и случай «Стратегии» — редкое исключение из правил, сделанное благодаря упорству и принципиальности организаторов, не боящихся никаких «последствий» из-за пренебрежения незаконными распоряжениями зарвавшихся «слуг народа».

Я уверен, что «Стратегия-31» в Нижнем делает крайне важную вещь — приучает людей к гражданским поступкам. Уже сложилось определенное ядро участников — большинство на каждой акции уже участвовало в одной из предыдущих. Многие перезнакомились, причем это люди самых разных убеждений и взглядов, возрастов и интересов. Справедливость во всех ее проявлениях для них намного важнее, чем идеологические споры, а поиски врагов в среде оппозиции — чужды и смешны. Они — созидатели: художники, поэты, студенты, преподаватели, рабочие, журналисты… Это новое поколение протестующих нижегородцев, пришедшее на смену предыдущему, оставшемуся слушать с трибуны выступления про то, за кого нужно голосовать на ближайших выборах. Не боящееся запретов, разгонов, любопытствующее и интересное. И оно скажет свое слово, дайте только окрепнуть голосу.


«Стратегия-31» начала проводиться в начале 2009 года в форме периодичных (каждое 31-е число) акций на Триумфальной площади в Москве. Ни один из митингов еще не прошел без помех со стороны власти. В настоящее время аналогичные акции проводятся по всей стране, акции поддержки «Стратегии» проводятся и в ряде зарубежных стран. Целью Движения «31» является отвоевание у российской власти гражданских прав, начиная с права на уличный протест, гарантированное 31-й статьей Конституции. Участники «31» считают, что только массовые уличные протесты, невозможные в условиях запретов и разгонов акций, способны изменить ситуацию в стране. При этом они придерживаются исключительно мирных и ненасильственных способов давления на власть.

Следующая акция «Стратегии-31» пройдет 31 января, традиционно в 18:00 на площади Свободы (у памятника Героям 1905 года).

Юрий Староверов